Найти в Дзене
Смотреть! - Африканские дневники Виктории ИВЛЕВОЙ
Мой текст был написан к выставке, созданной из тех же материалов, что и "Африканские дневники" 2020 года - к фотографиям из африканских командировок фотожурналиста Виктории Ивлевой. Та выставка называлась "Апофеоз войны" и проходила под эгидой Красного Креста в Московском музее современного искусства в 2007 году, а я была одним из кураторов того показа. Конкретика фотографии трансформируется в символическое актуальное высказывание, где конкретное—существующее в реальности лицо—замещает в сознании зрителя безликие понятия «ужас», «война», «голод»...
3 года назад
Людмила КЕЙЦЛАХ - Из цикла Russians Everywhere, ZOOM Russia
Этот текст был опубликован в моей авторской колонке журнала ZOOM, русское издание, в 2010 году. Тогда на переломе 2000-2010-х в журнале была специальная рубрика "Russians Everywhere", где я писала о наших соотечественниках, ставших фотографами в других странах мира. Людмила Кецлах родилась в Минске, уже тридцать с лишним лет живет в штате Мичиган, в США. Инженер. Фотография стала ее основным делом в 2000-х. Почему это случилось в Америке? Занялась бы Людмила фотографией в России или в Белоруссии,...
3 года назад
ХОЗДВОР, когда фотограф отправилась на задворки мастерских художников: опыт Татьяны ЗУБКОВОЙ
В 2013 году состоялась выставка Татьяны Зубковой "Хоздвор", потом вышла авторская фотокнижка той же коллекции фотографий. Татьяна Зубкова - победитель Первой музейной фотобиеннале Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, где, по итогам конкурса, у нее состоялась и персональная выставка. Давно это было, больше десяти лет назад. Татьяна по-прежнему живет в Краснодаре, снимает театр, иногда репортаж за пределами театра (впрочем, вся жизнь - театр). Она была одним из инициаторов организации Международного фестиваля фотографии PhotoVisa в ее городе...
3 года назад
Александр ЖИТОМИРСКИЙ: художник, работавший с фотографией
Этот текст был написан к персональной выставке Александра Соломоновича Житомирского, которую вместе с его наследником мы делали в 2015 году. Работы Александра Житомирского известны и неизвестны. Один из крупнейших художников, работавших с плакатом, в книжной и журнальной индустрии 1930-1980-х годов, он был легендой в среде профессионалов. Цех, к которому он принадлежал, до сих пор едва ли не самый закрытый: имена художников в журнале набираются мелким шрифтом, читатель видит яркую визуализацию идеи,...
162 читали · 3 года назад
Святослав ПОНОМАРЕВ: Геометрия пространства. Карта обратной стороны луны
Творчество Святослава Пономарева не является неизвестной страницей современного искусства, но фигуры постоянных персонажей светской хроники актуального искусства отбрасывают длинные тени, в которых можно и не увидеть другого искусства, не соревнующегося за право успеть быть увиденным сегодня... Текст 2006 года. Одна из возможных экспозиций В экспозицию вошли четыре триптиха. Три, четыре, двенадцать. Нумерологические трактовки значений сюжетов не исключаются. Все произведения были созданы в 2003-2004...
3 года назад
Пикселы, ячейки, фасет. Архитектурная фотография Геннадия МЕЕРГУСА
Этот текст писался и дописывался несколько раз по разным поводам: к персональным выставкам и публикациям израильского фотографа Геннадия Меергуса, родившегося в СССР и работающего в Тель-Авиве. Так что с датировкой текста: примерно между 2010 и 2015. В Интернете много архитектурной фотографии, но снимки Меергуса запоминаются даже с экрана поистине кибернетической точностью композиции, — видимо, сказывается параллельная жизнь фотографа-программиста. От его композиций для зрителя-гурмана остаётся послевкусие...
3 года назад
Павел ГЛЕБОВ: Воспоминание фотографиями
Текст был написан в 2004 году к первой персональной выставке Павла Глебова в России. Тогда площадку предоставила новая галерея имени братьев Люмьер, ставшая с тех пор Центром фотографии Люмьер, одной из знаковых площадок Москвы. Павел Глебов вошел в фотографию, смежную комнату с апартаментами философии, через неплотно закрытую дверь. В истории фотографии такие прогулки на ее территории совершали неоднократно, для кого-то они превращались в блуждания, из которых герой уже не возвращался, а со временем...
3 года назад
Сны серебро. Юрий ЗАЙЦЕВ
Текст был написан в 2014 году к выставке Юрия Зайцева, краснодарского фотографа, в Краснодарском художественном музее им. Ф.А. Коваленко. Для города персональная выставка в художественном музее - "вышка", высшее признание. Так повелось для художников, и так Международный фестиваль фотографии PhotoVisa устраивает для фотографов, чье место, по мнению экспертов и арт-директора фестиваля, в золотом списке художников своего города. Ребята, которые делали русский рок и писали в стихах, положенных на крутые рифы, про «молчание золото...
3 года назад
Леван Мамулов: Сердце Тбилиси
Текст был написан в 2018 году, когда Международный фестиваль фотографии PhotoVisa отмечал свое десятилетие, а Леван Георгиевич праздновал свой очередной юбилей. Леван Мамулов – краснодарский фотограф. Из Тбилиси. Эти два города определяют его судьбу, его художественный почерк. Леван родился и стал фотографом в Тбилиси. Город поэтического кинематографа и древней истории, иронических игр интеллигенции, нежно влюбленной в свою многонациональную культуру – это Тбилиси. Родом оттуда внимание Левана к деталям и фактуре, ювелирная точность работы с композицией и владение светом...
3 года назад
Свидетельствование. Фильм "Монгол" в фотографиях Александра Забрина
Не прокатился ли автор фотографий втайне ото всех на машине времени? Георгий Колосов Бывают фотографии, побуждающие к сотворчеству. Они настолько заразительны, густы и одновременно зыбки, от них исходят неведомые флюиды, заставляющие бурно обсуждать не столько изображенное, сколь саму реальность; последняя, как известно, плохо поддается сухому языку отчетов и, чтобы проникнуть даже на второй (из многих) скрытый уровень ее, язык поэзии и метафор оказывается более действенным. Или язык кино, он тоже вполне может подойти для путешествия вглубь такой фотографии...
3 года назад
К фотографиям Дмитрия Белякова. Испытание. 70 лет спустя. 2014
В конце февраля 1944 года тысячи семей ингушей потеряли родной кров. Они были насильно отправлены в изгнание. Были разрушены родственные связи, экономика, культура и быт целого народа. Тысячи горцев, мужчин и женщин, стариков и детей не перенесли тягот дороги и непривычного климата казахских и киргизских степей. После 1956 года выжившие начали возвращаться на родину, к древним каменным башням – родовым домам, к могилам предков, похороненных по обычаю, к традиционному образу жизни. Спустя семьдесят...
3 года назад
Ловец красоты Дмитрий Агеев
Текст был написан в связи с персональной выставкой Дмитрия Агеева в Краснодарском художественном музее им. Ф.А. Коваленко в рамках IX Международного фестиваля фотографии PhotoVisa в 2018 году Современная фотография ставит перед зрителем неочевидный вопрос: что такое портрет? Есть вопросы, от которых развитое сознание стремится уйти, поскольку за очевидностью представления стоит сложность определения понятия. Портрет – кто-то узнаваемый? Или это состояние? Это образ? Или фиксация? Отражение чего...
3 года назад