#РЕАЛИТИ_КНИГА Часть 2 (продолжение) По большей части это кошмары, страхи, галлюцинации и соматические реакции. И да, фантазии, страшные фантазии. Тут самый цимес, за что эти психологи и «дерут деньги»: вы с этим иррациональным ничего сделать не сможете. Это некие производные «непонятно чего», они недоступны логике и объяснениям. В примере выше, сколько бы родители не убеждали его, что нож в спину на скалолазании — это ерунда, он будет бояться еще больше. Сольет тренировки, а потом и вас. Потому что, если вы не видите монстров под его кроватью, это означает, что вы ему с ними не поможете. Вы беспомощны. А монстры есть. Напишите в комментариях, было ли у вас такое: вы ребёнку о драме не говорите, а он начинает себя странно вести?
Какие мои годы
60
подписчиков
Новая психология возрастов современного человека от практикующего психолога. …
#РЕАЛИТИ_КНИГА Часть 2 ДЕТИ НА СЛУЖБЕ Я — детский аналитический психолог. Почитаю за честь работать с детьми и подростками, потому что взрослый клиент может приукрашивать: мол, модный терапевт, пойду к вам или «надо, значит, надо»… дети и подростки так не умеют. Если ты хороша в безопасном контакте для него, он проголосует своим: «хочу». Если нет, то так и скажет - мне не понравилось, не пойду. И работать с детьми и подростками тоже люблю: психические процессы часто видимые, через рисунок, игру, фантазии… это ли не счастье для шахтера? Да, после 50-минутной сессии ты с мокрой спиной и выжатая, как лимон, зато тебе насыпалось миллион беспристрастных благодарных теплых искр. Это невидимая, но хорошо ощутимая в контрпереносе штука. И все же я не люблю работать с детьми, и даже подумываю не закрыть ли лавочку. Эту книгу пишу, чтобы самой разобраться в своих размышлениях, и чтобы поговорить со всеми теми родителями, которые должны бы привести ребёнка/подростка в регулярную терапию, или привели, или привели и забрали, или не привели и не приведут. Фух. Больная тема, как вы понимаете. Вот родители, нормальные такие ребята. И они вдруг поняли, что с ребенком что-то не то, и оно «само» не рассасывается. Собрались с духом и пришли к психологу. * Про «собраться с духом» я не иронизирую, очень хорошо помню, как привела дочь на первую встречу. Мы посидели немного втроем, потом я ушла. Опомнилась через час в каком-то магазине, примеряя рандомные платья. Меня трясло. Теперь, чур, я - психолог, а вы - клиенты! Мы поговорили, обсудили, что волнует родителей, а что - ребёнка. Хорошо, если пришли втроем, много материала получается из наблюдений за взаимодействием. Кто на кого смотрит, когда надо отвечать на вопрос и как смотрит. Кто на кого вообще не смотрит. Что и как говорят родители, когда ребёнок выходит за границу. И тд. Хороший диагностический момент, когда я при ребёнке начинаю задавать вопросы, которые касаются «как бы тайны». Это может быть тема напряжения в отношениях родителей, тема истории рождения ребёнка, тема отношений родителей мамы и папы к выбору партнера и рождению. Много всего, и про влияние тайны будет отдельная глава. Некоторые родители пугаются и снижают голос до шепота, глазами показывая на ребёнка в песочнице (*юнгианская песочница - наше всё! ), мол, не надо это ему слышать. Некоторые спрашивают: «а ничего, что мы об этом? Ему не повредит?» Отвечаю: «если есть что-то, касающееся ребёнка и скрываемое от него, он будет это проживать иррационально, и, скорее всего, через страхи и/или симптомы». Пример из практики: неожиданно для жены муж заявил о расставании и разводе. Привел причины, аргументы и варианты будущего. Она была уязвлена, но держала лицо. Он не поверил своему счастью, что все так легко и быстро разрешилось. Она подумала всего пару дней и выкатила свои условия: будь по-твоему, я навязываться и рвать волосы не буду. С квартирой для себя я вопрос решу сама, а вот сын будет жить с тобой, иначе для мальчика будет плохо. И сегодня вечером ты сам ему об этом скажешь, я буду присутствовать. Муж снова офигел и немного зассал, так как реальность была уже не такой приятной. Подумал немного и вернулся к жене с извинениями и предложением продолжить отношения. Вроде все неплохо, да? Только ребенок в эти две ночи плохо спал, просыпался и кричал: мамочка, не уходи! Истерика во сне, с открытыми глазами. Конечно, родители были напуганы. А потом сказал, что боится ходить на тренировки (которые очень любил). - Чего боишься, - спросили родители? - Что мне в спину прилетит нож, - сказал парень, - хотя я понимаю, что это невозможно. Вроде бы все очевидно. Но родители сомневаются: «они ведь ничего ему не говорили о разводе, вели себя естественно! Откуда истерики и такой глупый страх?» Запомните или запишите, а лучше сделайте тату: если взрослые чего-то не говорят, это не значит, что ребёнок этого не знает (возраст абсолютно любой). Это означает, что он с этим материалом связывается бессознательно и психическое выдает иррациональный ответ.
#РЕАЛИТИ_КНИГА Часть 1 (продолжение) И вот нашли мы исходник, поняли каким образом и для чего случился наш Симптом. Или Синдром (много симптомов). В случае, если носитель симптома — ребёнок или подросток, мы наткнемся на какую-то семейную проблему, текущую или трансгенерационную (проблему прошлых поколений). Вот почему книга так называется: «дети на службе!» Эта связка происходит потому, что ребёнок с самого рождения очень зависит от взрослого. Сначала инстинктивно, потом бессознательно, он начинает делать себе «хорошего взрослого». Чтобы взрослый вообще был, заботился и самый главный детский инстинкт — принадлежать. Просто это означает «я выживу».
#РЕАЛИТИ_КНИГА Часть 1 К вопросу о ТЕРАПИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. Недавно меня спросили: «ты же давно психолог, а значит, видишь всех людей насквозь. Как же ты общаешься с людьми, если ты их «считываешь»?» Действительно. Ну, во-первых, даже если я вижу что-то своим профессиональным зрением в другом человеке, то не начинаю это анализировать. Слушайте, сам процесс анализа данных настолько сложен и энергозатратен, что мама дорогая, зачем я это буду делать на вечеринке, в гостях или с друзьями? Я что, в кабинете недорабатываю? Во-вторых, если я это «считываю», то что мне-то с этим делать? Почему я не делаю встречным людям добро, рассказывая им о том, что я в них обнаружила. Куда мне эту информацию девать? Для чего она мне? Огромную часть работы терапевта составляет контейнирование непереносимых чувств и фактов реальности клиента. А мне зачем на вечеринке чужая боль? В сумочку я её положу что ли? И третье. Есть, конечно, современный профайлинг, который учит нас быстро-быстро что-то понимать о человеке. Но в терапии и в анализе это бесполезная фича. Прежде чем вы один феномен с другим свяжете и поймёте что это и зачем это, с десяток потов сойдет! Человеческая психика — непримитивная табличка «если - то». Это высокоорганизованный инструмент, наполненный таким богатым содержанием, большая часть которого недоступна сознательному! И вот приходит к нам ребенок, вернее, приводят ребёнка. Симптомы, которые волнуют родителей, они и сами видят, но не знают что это такое! И психолог не может получить эту информацию через вопросы! Ну камон, скажи, а на самом деле ты чего боишься, когда боишься темноты? Скажи, как ты относишься к старой бабушке? А почему ты заикаешься и дергаешь плечом? Фигвам - индейский дом. Мы вытаскиваем информацию о том, ЗАЧЕМ ребенку тот или иной симптом, по артефактам! По содержанию игры и набору/расстановке игрушек. По следам на песке. По интонации. По рисункам. По свободной игре. По цветам. По тысяче факторов поведения. По тому что и как он ест, как он ходит в туалет. По историям. По жестам и мимике. Вам повезло, если ваш детский психолог регулярно работает в супервизионной группе, особенно с психоаналитическим подходом, там кладезь информации о бессознательном вашего ребёнка достается! После того, как появилась картина про ребёнка, нам нужно её наложить на то, что происходит и ПРОИСХОДИЛО в семье, на личные истории каждого родителя и семейные динамики. А это только, представьте себе, какая большая исследовательская работа! Сидишь, обложился рисунками, записями, генограммами, книжками. Ищешь, как в этом конкретном случае связаны запоры ребёнка и первая жена отца например. Или апатия к учебе и эмоциональный развод родителей. Прикол в том, что это всегда индивидуально, но системно! То есть сало должно быть мягкое, но твердое. Здесь важное место, запомните или запишите, нормальный исследователь никогда не идёт от симптома к проблеме. Противоестественное и даже преступное мышление: было кесарево, значит у ребёнка будет мало энергии по жизни и трудности в проявлении агрессии. Кто мы такие, чтобы так ничтоже сумняшеся комментировать гигантскую психическую работу, да ещё сто тыщ миллионов факторов!!! Но зато мы можем делать так: есть проблема залипания ребенка на уроках. Мы раскручиваем эту историю, смотрим на это залипание, как на ЗАЩИТУ. Нам нужно найти гипотезы ОТ ЧЕГО? Что такого случилось в жизни этого конкретного ребёнка, что его психика выбрала такой защитный механизм? Мало собрать эти артефакты, их надо осмыслить, понять, почему именно так? И самый главный вопрос: «Зачем в психическом этого ребёнка появился именно этот симптом? От чего он его защищает» и пройти буквально по хлебным крошкам до той самой ситуации, в которой появился симптом и стал защитной функцией для ребёнка. Скажите, для кого сейчас открытие, что от симптома не нужно избавляться? Кто вдруг удивился, что «плохие» симптомы — это выбранные обходные пути, чтоб не случилось беды? Какой беды, спрашиваете? Да она для организма одна — смерть физическая или психическая.
У МЕНЯ ЕСТЬ МЕЧТА С 2015 года, когда я стала системным терапевтом и научилась разбираться в системных семейных динамиках, я решила, что обязательно напишу книгу . И название тут же выбрала: «ДЕТИ НА СЛУЖБЕ». - Я мечтаю похудеть! - А чего же не худеешь? - Да ты что! А как же жить без мечты?! Вот и я так же, все мечтала, мечтала… опыт все копился, все рос… кейсов все больше, они все забористей… И вот, откуда не возьмись, октябрь 2024-го! «Ну его, этот перфекционизм», — подумала я, и объявила РЕАЛИТИ! Буду писать книгу на ваших глазах и с вашей помощью! А иначе ещё 9 лет пройдет. 🫠🫠🫠 Написанное буду выкладывать здесь, ибо ничего не может быть более теневым, чем детские симптомы, феномены и синдромы. Все кусочки — черновые варианты, без редактуры и корректуры. Последовательности нет. В каком виде и формате приходят мысли, в таком и выкладываю. Вопросы и примеры приветствуются. Потом фильм сделаю, как книгу писала (люблю это) 🩷 А ваша книга как называется? Напишите в комментах под этим постом!
Отойди, хороший, добрый парень. Ты мне загораживаешь вон того плохого парня!
Как так получается, что мы не хотим себе плохого партнера, но попадаем «в яблочко»?
Приняла решение больше не ревновать. А вам «Р – ревность» помогает или мешает?
Это значит, у вас травма Воина
Кому-то не повезло, и он родился в богатой семье
О ловушках, в которые попадают дети и внуки основателей бизнес-империй
Мне очень жаль, что ваш ребенок – вундеркинд. Что не так с одаренными детьми?
Это жизненная драма: депрессии, тяжелые стрессы, риск душевных заболеваний. Неудобны всем и самим себе. Все будущее у таких людей - в прошлом.
Сколько мне жить осталось? Как я завела себе календарь и испортила всем настроение
Мужины на меня орали, обзывались, и говорили, чтоб я катилась со свои дурацким календарем куда подальше и им эту гадость не показывала.
Хочу найти своего брата. А у вас есть «скелеты в шкафу»? Они есть у каждого, поэтому читайте…
Последнее время раз в полгода на меня нападает тоска по человеку, которого я никогда не видела, не знаю точно, как его зовут и который родился в тот же год, что и я.
Неустойчивые пары: в зоопарке тиграм не докладывают мяса!
Спорим, вы сможете отличить в ресторане женатую пару от пары на свидании?
Ну, чем будут отличаться женатики?
Правильно, они будут молчать. А вот в паре, находящейся на романтическом этапе, оба будут щебетать и стрелять глазами, подавая друг другу массу сигналов...