Найти в Дзене
#РЕАЛИТИ_КНИГА Часть 2 (продолжение) По большей части это кошмары, страхи, галлюцинации и соматические реакции. И да, фантазии, страшные фантазии. Тут самый цимес, за что эти психологи и «дерут деньги»: вы с этим иррациональным ничего сделать не сможете. Это некие производные «непонятно чего», они недоступны логике и объяснениям. В примере выше, сколько бы родители не убеждали его, что нож в спину на скалолазании — это ерунда, он будет бояться еще больше. Сольет тренировки, а потом и вас. Потому что, если вы не видите монстров под его кроватью, это означает, что вы ему с ними не поможете. Вы беспомощны. А монстры есть. Напишите в комментариях, было ли у вас такое: вы ребёнку о драме не говорите, а он начинает себя странно вести?
7 месяцев назад
#РЕАЛИТИ_КНИГА Часть 2 ДЕТИ НА СЛУЖБЕ Я — детский аналитический психолог. Почитаю за честь работать с детьми и подростками, потому что взрослый клиент может приукрашивать: мол, модный терапевт, пойду к вам или «надо, значит, надо»… дети и подростки так не умеют. Если ты хороша в безопасном контакте для него, он проголосует своим: «хочу». Если нет, то так и скажет - мне не понравилось, не пойду. И работать с детьми и подростками тоже люблю: психические процессы часто видимые, через рисунок, игру, фантазии… это ли не счастье для шахтера? Да, после 50-минутной сессии ты с мокрой спиной и выжатая, как лимон, зато тебе насыпалось миллион беспристрастных благодарных теплых искр. Это невидимая, но хорошо ощутимая в контрпереносе штука. И все же я не люблю работать с детьми, и даже подумываю не закрыть ли лавочку. Эту книгу пишу, чтобы самой разобраться в своих размышлениях, и чтобы поговорить со всеми теми родителями, которые должны бы привести ребёнка/подростка в регулярную терапию, или привели, или привели и забрали, или не привели и не приведут. Фух. Больная тема, как вы понимаете. Вот родители, нормальные такие ребята. И они вдруг поняли, что с ребенком что-то не то, и оно «само» не рассасывается. Собрались с духом и пришли к психологу. * Про «собраться с духом» я не иронизирую, очень хорошо помню, как привела дочь на первую встречу. Мы посидели немного втроем, потом я ушла. Опомнилась через час в каком-то магазине, примеряя рандомные платья. Меня трясло. Теперь, чур, я - психолог, а вы - клиенты!  Мы поговорили, обсудили, что волнует родителей, а что - ребёнка. Хорошо, если пришли втроем, много материала получается из наблюдений за взаимодействием. Кто на кого смотрит, когда надо отвечать на вопрос и как смотрит. Кто на кого вообще не смотрит. Что и как говорят родители, когда ребёнок выходит за границу. И тд. Хороший диагностический момент, когда я при ребёнке начинаю задавать вопросы, которые касаются «как бы тайны». Это может быть тема напряжения в отношениях родителей, тема истории рождения ребёнка, тема отношений родителей мамы и папы к выбору партнера и рождению. Много всего, и про влияние тайны будет отдельная глава. Некоторые родители пугаются и снижают голос до шепота, глазами показывая на ребёнка в песочнице (*юнгианская песочница - наше всё! ), мол, не надо это ему слышать. Некоторые спрашивают: «а ничего, что мы об этом? Ему не повредит?» Отвечаю: «если есть что-то, касающееся ребёнка и скрываемое от него, он будет это проживать иррационально, и, скорее всего, через страхи и/или симптомы». Пример из практики: неожиданно для жены муж заявил о расставании и разводе. Привел причины, аргументы и варианты будущего. Она была уязвлена, но держала лицо. Он не поверил своему счастью, что все так легко и быстро разрешилось. Она подумала всего пару дней и выкатила свои условия: будь по-твоему, я навязываться и рвать волосы не буду. С квартирой для себя я вопрос решу сама, а вот сын будет жить с тобой, иначе для мальчика будет плохо. И сегодня вечером ты сам ему об этом скажешь, я буду присутствовать. Муж снова офигел и немного зассал, так как реальность была уже не такой приятной. Подумал немного и вернулся к жене с извинениями и предложением продолжить отношения. Вроде все неплохо, да? Только ребенок в эти две ночи плохо спал, просыпался и кричал: мамочка, не уходи! Истерика во сне, с открытыми глазами. Конечно, родители были напуганы. А потом сказал, что боится ходить на тренировки (которые очень любил). - Чего боишься, - спросили родители? - Что мне в спину прилетит нож, - сказал парень, - хотя я понимаю, что это невозможно. Вроде бы все очевидно. Но родители сомневаются: «они ведь ничего ему не говорили о разводе, вели себя естественно! Откуда истерики и такой глупый страх?» Запомните или запишите, а лучше сделайте тату: если взрослые чего-то не говорят, это не значит, что ребёнок этого не знает (возраст абсолютно любой). Это означает, что он с этим материалом связывается бессознательно и психическое выдает иррациональный ответ.
7 месяцев назад
#РЕАЛИТИ_КНИГА Часть 1 (продолжение) И вот нашли мы исходник, поняли каким образом и для чего случился наш Симптом. Или Синдром (много симптомов). В случае, если носитель симптома — ребёнок или подросток, мы наткнемся на какую-то семейную проблему, текущую или трансгенерационную (проблему прошлых поколений). Вот почему книга так называется: «дети на службе!» Эта связка происходит потому, что ребёнок с самого рождения очень зависит от взрослого. Сначала инстинктивно, потом бессознательно, он начинает делать себе «хорошего взрослого». Чтобы взрослый вообще был, заботился и самый главный детский инстинкт — принадлежать. Просто это означает «я выживу».
7 месяцев назад
#РЕАЛИТИ_КНИГА Часть 1 К вопросу о ТЕРАПИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. Недавно меня спросили: «ты же давно психолог, а значит, видишь всех людей насквозь. Как же ты общаешься с людьми, если ты их «считываешь»?» Действительно. Ну, во-первых, даже если я вижу что-то своим профессиональным зрением в другом человеке, то не начинаю это анализировать. Слушайте, сам процесс анализа данных настолько сложен и энергозатратен, что мама дорогая, зачем я это буду делать на вечеринке, в гостях или с друзьями? Я что, в кабинете недорабатываю? Во-вторых, если я это «считываю», то что мне-то с этим делать? Почему я не делаю встречным людям добро, рассказывая им о том, что я в них обнаружила. Куда мне эту информацию девать? Для чего она мне? Огромную часть работы терапевта составляет контейнирование непереносимых чувств и фактов реальности клиента. А мне зачем на вечеринке чужая боль? В сумочку я её положу что ли? И третье. Есть, конечно, современный профайлинг, который учит нас быстро-быстро что-то понимать о человеке. Но в терапии и в анализе это бесполезная фича. Прежде чем вы один феномен с другим свяжете и поймёте что это и зачем это, с десяток потов сойдет! Человеческая психика — непримитивная табличка «если - то». Это высокоорганизованный инструмент, наполненный таким богатым содержанием, большая часть которого недоступна сознательному! И вот приходит к нам ребенок, вернее, приводят ребёнка. Симптомы, которые волнуют родителей, они и сами видят, но не знают что это такое! И психолог не может получить эту информацию через вопросы! Ну камон, скажи, а на самом деле ты чего боишься, когда боишься темноты? Скажи, как ты относишься к старой бабушке? А почему ты заикаешься и дергаешь плечом? Фигвам - индейский дом. Мы вытаскиваем информацию о том, ЗАЧЕМ ребенку тот или иной симптом, по артефактам! По содержанию игры и набору/расстановке игрушек. По следам на песке. По интонации. По рисункам. По свободной игре. По цветам. По тысяче факторов поведения. По тому что и как он ест, как он ходит в туалет. По историям. По жестам и мимике. Вам повезло, если ваш детский психолог регулярно работает в супервизионной группе, особенно с психоаналитическим подходом, там кладезь информации о бессознательном вашего ребёнка достается! После того, как появилась картина про ребёнка, нам нужно её наложить на то, что происходит и ПРОИСХОДИЛО в семье, на личные истории каждого родителя и семейные динамики. А это только, представьте себе, какая большая исследовательская работа! Сидишь, обложился рисунками, записями, генограммами, книжками. Ищешь, как в этом конкретном случае связаны запоры ребёнка и первая жена отца например. Или апатия к учебе и эмоциональный развод родителей. Прикол в том, что это всегда индивидуально, но системно! То есть сало должно быть мягкое, но твердое. Здесь важное место, запомните или запишите, нормальный исследователь никогда не идёт от симптома к проблеме. Противоестественное и даже преступное мышление: было кесарево, значит у ребёнка будет мало энергии по жизни и трудности в проявлении агрессии. Кто мы такие, чтобы так ничтоже сумняшеся комментировать гигантскую психическую работу, да ещё сто тыщ миллионов факторов!!! Но зато мы можем делать так: есть проблема залипания ребенка на уроках. Мы раскручиваем эту историю, смотрим на это залипание, как на ЗАЩИТУ. Нам нужно найти гипотезы ОТ ЧЕГО? Что такого случилось в жизни этого конкретного ребёнка, что его психика выбрала такой защитный механизм? Мало собрать эти артефакты, их надо осмыслить, понять, почему именно так? И самый главный вопрос: «Зачем в психическом этого ребёнка появился именно этот симптом? От чего он его защищает» и пройти буквально по хлебным крошкам до той самой ситуации, в которой появился симптом и стал защитной функцией для ребёнка. Скажите, для кого сейчас открытие, что от симптома не нужно избавляться? Кто вдруг удивился, что «плохие» симптомы — это выбранные обходные пути, чтоб не случилось беды? Какой беды, спрашиваете? Да она для организма одна — смерть физическая или психическая.
7 месяцев назад
У МЕНЯ ЕСТЬ МЕЧТА С 2015 года, когда я стала системным терапевтом и научилась разбираться в системных семейных динамиках, я решила, что обязательно напишу книгу . И название тут же выбрала: «ДЕТИ НА СЛУЖБЕ». - Я мечтаю похудеть! - А чего же не худеешь? - Да ты что! А как же жить без мечты?! Вот и я так же, все мечтала, мечтала… опыт все копился, все рос… кейсов все больше, они все забористей… И вот, откуда не возьмись, октябрь 2024-го!  «Ну его, этот перфекционизм», — подумала я, и объявила РЕАЛИТИ! Буду писать книгу на ваших глазах и с вашей помощью! А иначе ещё 9 лет пройдет. 🫠🫠🫠 Написанное буду выкладывать здесь, ибо ничего не может быть более теневым, чем детские симптомы, феномены и синдромы. Все кусочки — черновые варианты, без редактуры и корректуры. Последовательности нет. В каком виде и формате приходят мысли, в таком и выкладываю. Вопросы и примеры приветствуются. Потом фильм сделаю, как книгу писала (люблю это) 🩷 А ваша книга как называется? Напишите в комментах под этим постом!
7 месяцев назад
Неустойчивые пары: в зоопарке тиграм не докладывают мяса!
Спорим, вы сможете отличить в ресторане женатую пару от пары на свидании? Ну, чем будут отличаться женатики? Правильно, они будут молчать. А вот в паре, находящейся на романтическом этапе, оба будут щебетать и стрелять глазами, подавая друг другу массу сигналов...
4 года назад