Найти в Дзене
Забавный исторический факт. Программный документ декабристов "Русская Правда", которая в своем названии и некоторых идеях отсылалась к "Русской правде" Ярослава Мудрого, была составлена Павлом Пестелем, который по происхождению был немцем.
2 года назад
Хороший, плохой, злой. Как оценивать историческую личность.
В публичном поле и обыденном сознании люди склонны оценивать исторических деятелей с морально-нравственных позиций. Корни этого явления вполне понятны. Обычному человеку, не любящему усложнять себе жизнь, проще всего поделить весь мир на чёрное и белое, хорошее и плохое. И это вполне нормально для человеческой психики. Но только вот такой подход совершенно неприменим, когда речь идёт об исторических личностях. И я сейчас попытаюсь объяснить почему. История - штука сама по себе неоднозначная....
2 года назад
Как на самом деле переписывают историю? Часть 2.
По ссылке выше вы можете ознакомиться с началом статьи. Итак, как вы уже поняли, спорные исторические факты дают возможность использовать версии из альтернативных источников для продвижения своей точки зрения. А как же обстоят дела с бесспорными историческими фактами? Подделка, или поиск и использование спорных источников по истории нового и новейшего времени процедура практически бесполезная, так как ведение документооборота тогда было уже на очень высоком уровне. Соответственно, малейшие несостыковки в одних источниках проверяются массой других...
2 года назад
Как на самом деле переписывают историю?
Сколько раз вы слышали о том, что историю переписывают? Я думаю, что довольно часто. Мне приходилось встречать в своей жизни людей, которые с полной отдачей доказывали мне, что история нашей страны была много раз переписана, а их версии были одна другой фантастичнее. Благо, в таких случаях мне хватало ума не говорить, что я историк. И вот теперь я сам с полной ответственностью вам заявляю: нашу историю действительно переписывают! Но тут же спешу огорчить всех любителей альтернативной истории: это происходит совсем не так, как вы себе представляете...
2 года назад
Ради чего работает учитель
Если посмотреть трезвым взглядом на работу учителя, то поневоле задаешься вопросом: "А на кой мне это все?". Постоянные "плановые" задания от вышестоящих организаций, часы подготовки перед уроками, подорванные нервы от постоянной войны с нерадивыми учениками. И зарплата все лишения точно не покрывает. Так что же заставляет учителей работать по много лет, а многих и до конца жизни?  И недавно я понял, что именно. А случилось это так. Я вел урок в субботу, из последних сил стараясь держаться плана...
2 года назад
ОТКУДА В ШКОЛЕ ПЛОХИЕ УЧИТЕЛЯ
Заметил, что за годы работы в школе я то и дело веду разговоры про плохих учеников и плохих родителей. И несправедливо было бы не поговорить о третьей стороне плохих образовательных отношений - учителях. Не секрет, что таких в наших школах хватает. Поэтому настало время поговорить о том, а почему в российских школах сейчас немало посредственных, а иногда и откровенно плохих учителей, и что со всем этим можно сделать.  Прежде чем приступить к анализу причин, следует отметить, что количество плохих...
2 года назад
КАК ВЛЮБИТЬ УЧЕНИКА В СВОЙ ПРЕДМЕТ
Самое очевидное признание профессионализма учителя - это увлечение детей предметом, который он преподает. Не знаю, что скажут на этот счёт мои коллеги, но добиться такого результата очень и очень сложно. И пусть это звучит нескромно, но я могу причислить себя к тем, кто может "захватить" сердца и умы детей и привить им любовь к истории. И поэтому хочу поделиться своим "рецептом" с вами.  1. Надо любить то, что ты делаешь. Это, пожалуй, самый очевидный совет, но привить любовь к тому, к чему ты сам прохладен, невозможно...
2 года назад
РЕПЕТИТОР- ЭТО ТРЕТЬЯ НОГА Как же иногда у меня "подгорает" от учеников, которые свято уверены, что все их проблемы с учебой решит поход к репетитору. Некоторые даже учатся в школе с таким подходом, что "забивают" на учёбу в течение долгого времени, а потом, накануне сдачи экзаменов массово идут по репетиторам, считая, что это даст им все необходимое для успешной сдачи. Нет, конечно не стоит исключать того, что учитель-предметник в школе "не фонтан".  Такое объяснение от своих учеников по репетиторству я слышу постоянно. Но, в этом году впервые оказался сам в роли "плохого" учителя из школы, и теперь смотрю на эту ситуацию по другому. Ученики из школы, в которой я работаю, весь 10 класс пропинали балду, а в 11-ом резко осознали, что им нужно сдавать ЕГЭ по обществознанию, и стройными рядами пошагали к репетиторам наверстывать упущенное. Интересно, что они говорят им об отсутствии знаний за 10 класс? Будет забавно, если то же, что и мои ученики по подготовке к ЕГЭ мне. На мой личный взгляд, самый эффективный способ подготовки к экзаменам - это самоподготовка. И чем раньше она начнется, тем лучше. А походы к репетиторам дают ложное ощущение готовности, которое в момент сдачи экзаменов сильно подводит. Поэтому, всем своим новым ученикам я повторяю одну и ту же фразу: "Репетитор - это третья нога, которая поможет, когда обе основных работают! Хочешь результат - делай его сам, а я лишь буду направлять твои усилия в нужное русло." И мне проще отказаться от учеников, которые ограничиваются посещением занятий, чем потом, после плохих результатов, чувствовать свою несостоятельность, как специалиста.
2 года назад
🤬 ИСТОРИЯ - АМОРАЛЬНЫЙ ШКОЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ Если бы был  составлен рейтинг аморальных школьных предметов, то история заняла бы в нем первое место. Категории "хорошо" и "плохо" к истории неприменимы от слова совсем. Вот скажите мне, сталинские репрессии и раскулачивание - это плохо? Скорее всего, вы ответите "да". А если я скажу, что они помогли за короткий срок поднять нашу страну из руин и позволили выиграть Великую отечественную войну, что тогда ответите? И это только один из многих примеров. Революция против монархии и за установление республики это хорошо? А сотни тысяч жертв, зверски убитых во время этого, это плохо? А как вам опричнина Ивана Грозного? Плохое же событие? А если знать, что она завершила централизацию Российского государства? Список этих противоречий в истории можно продолжать и продолжать. Вывод всегда будет один: история и мораль - вещи несовместимые. И любые попытки на уроке истории выявить какую-нибудь мораль похожи на натягивание совы на глобус -  неудобно, нелепо, а главное - зачем? Чему же тогда может научить детей аморальная история? Я думаю, одной, но самой важной мысли, актуальной особенно в наши непростые времена: "Все то, что происходит с человечеством, не хорошо, не плохо. Это - его нормальное состояние! Так было, так есть, и так всегда будет!"
2 года назад
ПОКОЛЕНИЕ НЕЧИТАЮЩИХ Я тут понял, что зарекомендовал себя, как защитник современных подростков. И в принципе, их есть за что защищать. Но есть и достаточное количество того, за что стоит покритиковать. В нынешнем случае - покритиковать жёстко. Нынешнее подрастающее поколение - это поколение нечитающих. Да, конечно я сильно обобщаю: есть дети, которые читают, и читают очень непростые для своего возраста вещи. Но в основной массе детишки совсем не читают. Такая тенденция меня честно говоря тревожит. И дело не в том, что чтение литературы - скилл культурного человека. Проблема находится гораздо глубже: в самом формировании личности. Что даёт нам чтение? Первое, и самое главное в моей системе координат - словарный запас. Знание слов и умение их применять - базовый навык любого человека. Второе - это навыки работы с информацией: выделение главной мысли, структурирование, интерпретация, анализ и куча прочих операций. Третье - развитие воображения и фантазии. Любое творчество невозможно без этих двух вещей. Это база, без этих навыков формирование личности будет очень сильно затруднено. А я замечаю у многих детей пробелы уже на самом первом и базовом уровне - словарном запасе. И это не пятиклассники, а 10-11 класс. И мои наблюдения  кажутся мне пугающими. Возможно, скоро новые технологии позволят хорошо развиваться и без чтения, но пока диагноз для меня неутешительный. Или я просто отсталый от жизни уже?
2 года назад
КАК ПОНЯТЬ ПОДРОСТКА? Ответ может показаться слишком банальным, но чтобы понять подростка, нужно вспомнить себя в этом возрасте. Чем ты жил, о чем думал, какие поступки совершал. Давно замечаю, что чем старше по возрасту люди, тем сильнее они идеализируют свое детство. Трава у них была зеленее, сами они были прилежнее, а необдуманные поступки - это совсем не про них. Но ведь было то все не так! Кто-то зарабатывал двойки в школе и доводил учителей, кто-то бегал курить за гаражами, а кто-то и вовсе мог выбить камнем оконное окно у своего соседа. Мне, как молодому учителю, в этом повезло немного больше. Я все ещё помню, каким я был засранцем в подростковом возрасте, как часто нарушал дисциплину, как бедокурил после уроков. И когда меня начинают дико бесить мои ученики, а праведный гнев закипает в груди, я вспоминаю, как стрелял учителю ОБЖ в спину из рогатки бумажками, и мой гнев утихает. Я прекрасно понимаю, что скоро этот дикий подростковый возраст пройдет, и спустя несколько лет из этих оболтусов вырастут взрослые и серьезные люди. Нужно просто подождать. PS: Я иногда до сих пор чувствую себя оболтусом, но это уже, видимо, часть моего характера) А на фото я в окружении уже серьезных молодых людей готовлюсь выходить во взрослую жизнь после окончания школы.
2 года назад
ЖЕРТВЫ РОДИТЕЛЬСКИХ ОЖИДАНИЙ Недавно проводил урок по обществознанию, где разбирали тему "социальные статусы и роли". И когда попросил детей дать примеры ожиданий от социального статуса "ученик", первое, что они выдали - "должен учиться на одни пятерки", "должен хорошо учиться". И тут же поспешили уточнить: этого ожидают от них родители. Эта ситуация разворошила в моей памяти кучу других примеров. То ребенок в слезах просит повысить четвертную оценку, потому "мама прибьет", то очередной ученик рассказывает историю о том, что он собирается учиться на конкретную профессию, потому что "родители сказали". И в своей педагогической практике с таким сталкиваюсь довольно часто. Как показывает личный опыт, жертвами родительских ожиданий становятся, как правило, более-менее перспективные дети. И чем способней ребенок - тем сильнее ожидания. На первый взгляд, эти ожидания выглядят, как желание родителей спрограммировать детям более перспективное будущее. Но как мне кажется, причина кроется в личных амбициях родителей: "МОЙ ребенок самый лучший", "МОЙ ребенок стал важным человеком". И совершенно забывается, а чего же хочет само чадо. А что же испытывает ребенок, который оказывается заложником этих самых ожиданий? Ему однозначно не позавидуешь. Он зажат в тиски. С одной стороны - требования, выдвигаемые обществом в лице школы и других взрослых, а с другой - требования родителей. Ему просто-напросто негде найти поддержки, утешения в моменты, когда давление требований становится невозможным. А ещё он так и не может найти самого себя, не может научиться думать своей головой. И в лучшем случае, он выполнит все ожидания родителей, положит все свои аттестаты и дипломы на полку и найдет то, что ему нравится. А в худшем, так и будет проживать ту жизнь, которую ему навязали против его воли.
2 года назад