Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Закреплено автором
ПИНАКОТЕКА
ЖИВОПИСЬ: ЗЕРКАЛО И ЗАЗЕРКАЛЬЕ
1 год назад
ПИНАКОТЕКА
ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА: ТРАВЕСТИЯ
1 год назад
ПИНАКОТЕКА
«РУССКИЙ СТИЛЬ»
1 год назад
ЖИВОПИСЬ: БЛАГОВЕЩЕНИЕ
БРОДЯЧИЕ СЮЖЕТЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ Из лекций С.В.Стахорского Благовещение (греч. Εὐαγγελισμός, лат. Annuntiatio) — в христианском предании начальное событие вочеловечивания Бога-Слова. Являя собой ипостась Святой Троицы, Бог-Слово (по-гречески Λόγος) участвует в сотворении мира как божественный промысел; через 5508 лет, согласно библейскому летоисчислению, творец посылает его в мир «яко Сына своего единородного» (1 Ин. 4: 9), и он рождается в человеческом облике от девы Марии. Благую весть о непорочном...
1 неделю назад
ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА: ДАВИД И ГОЛИАФ
БРОДЯЧИЕ СЮЖЕТЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ Из лекций С.В.Стахорского В библейское повествование Давид входит как юноша-пастух, который игрой на гуслях (псалтири) умиротворяет царя Саула, терзаемого злым духом. Первая книга Царств сообщает, что Давид, младший сын Иессея из Вифлеема, был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом (16: 12), и характеризует его как человека храброго и в речах разумного (16: 18). Когда «Давид, взяв гусли, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (16: 23)...
3 недели назад
ЖИВОПИСЬ: СУД ПАРИСА
БРОДЯЧИЕ СЮЖЕТЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ Из лекций С.В.Стахорского Персонаж античной мифологии, Парис — троянский царевич, сын Приама и Гекубы, похитивший Елену Прекрасную, что стало причиной войны с ахейцами, в ходе которой он убил Ахиллеса, сам же погиб от стрелы Филоктета. Когда Гекуба была беременна Парисом, ей приснился сон, будто она родит факел, и от него запылает Троя. Прорицатель истолковал сон как знак беды, и Приам приказал рабу Агелаю отнести младенца в горы на съедение хищникам, но его подобрала и выкормила медведица...
1798 читали · 2 месяца назад
ЖИВОПИСЬ: ЛЕДА И ЛЕБЕДЬ
БРОДЯЧИЕ СЮЖЕТЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ Из лекций С.В.Стахорского В мифологии античности Леда — дочь этолийского царя Фестия и жена Тиндарея, правителя Лакедемона (Спарты). Согласно самому распространенному варианту мифа, в одну и ту же ночь Ледой овладели Тиндарей и Зевс, принявший облик лебедя, и она зачала Клитемнестру и Кастора от супруга, а Елену и Полидевка от бога. Древние считали, что после совокупления с лебедем Леда не могла родить обычным способом: она снесла яйца, из которых потом вылупились ее дети...
3351 читали · 2 месяца назад
ЖИВОПИСЬ: ИАКОВ БОРЕТСЯ С БОГОМ
БРОДЯЧИЕ СЮЖЕТЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ Из лекций С.В.Стахорского В 32-й главе книги Бытие рассказывается о том, как Иаков, возвращавшийся домой из Месопотамии, где он прожил 14 лет и обзавелся двумя женами и хозяйством, ночью подвергся нападению, «и боролся некто с ним до появления зари». Нападавший поранил бедро Иакова, отчего он охромел. Тем не менее Иаков попросил у него благословения и его получил. Кто этот таинственный некто? Ответ содержат строки 28-я и 30-я. Нападавший говорит: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом»...
2 месяца назад
ЖИВОПИСЬ: СОН ИАКОВА (ЛЕСТНИЦА ИАКОВА)
БРОДЯЧИЕ СЮЖЕТЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ Из лекций С.В.Стахорского Сон Иакова, или Лестница Иакова, — бродячий сюжет фольклора, литературы и живописи. Его источник — рассказ книги Бытие о чудесном видении лестницы, ведущей на небо. Сын Исаака и Ревеки, Иаков послушался уговоров матери и обманом добыл благословение слепого отца, а с ним верховенство в роду, которое по старшинству должен был получить его брат Исав. Опасаясь расправы последнего, Иаков покидает отчий дом и отправляется в Месопотамию к своему дяде Лавану...
3 месяца назад
ЭПОХА И СТИЛЬ: ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО
Из лекций С.В.Стахорского Древнейшие артефакты искусства относятся к эпохе верхнего палеолита и удалены от нас примерно на сорок тысяч лет. От более ранних периодов среднего и нижнего палеолита ничего не сохранилось. Источниками первобытного искусства явились ритуал и игра. В ритуале человек подражал божествам, в которых верил; в игре воспроизводил свою трудовую деятельность. По мере того, как росло и развивалось мышление первобытного человека, в нем пробуждается эстетическое восприятие окружающего мира...
3 месяца назад
СТИЛЬ: РЕАЛИЗМ
Из лекций С.В.Стахорского Термин «реализм» появился во французской критике конца 1840-х годов в связи с очерками писателя Шанфлёри. Тот принял термин как название своего литературного направления и в 1856–1857 годах выпускал альманах «Реализм». В русский лексикон данный термин ввел литератор Дмитрий Писарев, опубликовавший в 1864-м статью «Реалисты». Сторонник «строжайшей утилитарности» в искусстве, Писарев отвергал само понятие эстетической ценности и требовал от художника работы на пользу общества...
3 месяца назад
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
Из лекций С.В.Стахорского Термин «постимпрессионизм» объединяет живописцев, раннее творчество которых связано с импрессионизмом. Некоторые из них входили в сообщество импрессионистов, участвовали в их коллективных выставках, но потом разошлись с ними и выдвинули художественные альтернативы импрессионизму. Это Поль Сезанн, Поль Гоген, Анри Тулуз-Лотрек, Винсент Ван Гог. Впервые термин «постимпрессионизм» встречается в английской критике начала ХХ века; широкое распространение получил после выставки «Manet and the Post-Impressionists», прошедшей в Лондоне в 1910–1911 годах...
4 месяца назад
СТИЛЬ: ИМПРЕССИОНИЗМ
Из лекций С.В.Стахорского Импрессионизм зародился во Франции в 1860-е годы как стиль живописи. Слово impression буквально означает впечатление. Термин impressionnismе утвердился после выставки в Париже, прошедшей весной 1874 года, на которой экспонировалась картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». На нее откликнулся репортер сатирического журнала «Le Charivari» Луи Леруа колкой статьей «Выставка импрессионистов». Благодаря картине и статье импрессионисты нашли собственное имя, хотя не все они его приняли...
4 месяца назад
СТИЛЬ: СЮРРЕАЛИЗМ
Из лекций С.В.Стахорского Термин «сюрреализм» появился в 1917 году. Гийом Аполлинер, готовя к постановке ранее написанную пьесу «Груди Терезия» («Les mamelles de Tirésias») дал ей подзаголовок «Drame surréaliste». В том же 1917-м Аполлинер в одном из писем упоминает балет «Парад», поставленный в антрепризе С.П.Дягилева, как «une sorte de surréalisme» («своего рода сюрреализм»). Une sorte сюрреализм характеризует книгу Андре Бретона и Филиппа Супо «Магнитные поля» (1919) — сборник «автоматических текстов», написанных совершенно спонтанно, «выключив мозги», по принципу «что взбредет в голову»...
4 месяца назад
СТИЛЬ: ДАДАИЗМ
Из лекций С.В.Стахорского Дадаизм возник в Швейцарии в 1916 году. Его основатель Тристан Тцара, поэт румынского происхождения, проживавший в Цюрихе, собрал вокруг себя интернациональную группу художников — анархистов и пацифистов, противников мировой войны. В сообщество дадаистов вошли писатель Хуго Балль, скульптор Жан Арп, архитектор Марсель Янко и др. Местом их встреч и первых выступлений стало кафе «Вольтер». По рассказу Тцары, слово dada он случайно обнаружил в энциклопедии Ларусса: «На языке...
4 месяца назад
07:11
1,0×
00:00/07:11
8 месяцев назад