Найти в Дзене
Закреплено автором
Чебунин | творчество, путешествия и литература
"Путешествие из России в Россию. Часть 1: Бурятия/Кузбасс" (Записки автостопной юности).
1 год назад
Чебунин | творчество, путешествия и литература
"Власть меняется. История остаётся" (Про музей политической истории в Петербурге).
7 месяцев назад
Чебунин | творчество, путешествия и литература
"Идёт вагон, качается..." (Поездом в Казахстан).
5139 · 1 год назад
"Про белых офицеров, сербский монастырь в Аргентине и свою работу".
Аргентина - это страна эмигрантов, как известно. И, само собой, множество переселенцев из разных уголков мира, привозили с собой и свою религию. В том числе - православие. Первые православные общины в Аргентине начали формироваться в конце XIX-го века. Это были переселенцы из разных частей Российской Империи, Греции, Сирии, Ливана и Сербии. В 80-х годах XIX-го века число православных в Буэнос-Айресе достигло внушительного количества, и к императору Александру II поступила просьба об открытии православного храма в Аргентине...
1 неделю назад
В провинции Буэнос-Айреса есть станция - Las Barrancas. Это линия на пути к Тигре (да, к тому самому городку, о котором написано у меня уже много). Интересна не сама станция, хотя и она - небольшая, уютная, но - винтажный рыночек, примостившийся на платформах станции и вокруг неё. Множество лавочек, наполненных всякой всячиной. Аргентинцы вообще очень любят такие вещи - чтобы напоминали о прошедшем, о старине, о фамильном древе, убегающем корнями куда-нибудь в Италию или на Балканы. Потому и ценятся, потому и популярны такие рынки, магазины - и Las Barrancas как раз среди таких. Антикварные вещи, коллекционные предметы, книги, украшения, фарфор, странные и трогательные мелочи, которые будто хранят в себе дыхание других времен. Всё это соседствует с шумом разговоров, кофе из близлежащих баров и неторопливой прогулкой. Чудная лавка, сделанная как домик из сказки "Алиса в стране чудес", целое семейство матрёшек (их тут называют "матушки"), открытки, монеты, карты. Это и музей, и история, и всё вместе.
2 недели назад
"Холст на мольберте. Часть 3: Валунами смотреть на идущих" (Записки автостопной юности).
Догорает небольшой костёр, разливается обжигающий и сладкий чай по кружкам. Бывают ли ещё минуты счастливее? Мы вторую ли, третью неделю бродили тропами Алтая. Первые числа марта 24-го. Примерно через месяц я улечу в Аргентину. Этого я ещё не знаю, но знаю, что Томки не стало. Мне сообщили об этом сегодня, буквально пару часов назад. Я сбегаю по широкой лестнице в подземный переход на Элеваторе, пробегаю глазами свалённую на прилавках мелочёвку: фонарики, батарейки, алюминиевая посуда, ножи всех мастей, тёплые носки...
3 недели назад
"Читательский дневник" (О книгах в пути).
На регулярные тексты о книгах меня сейчас не хватает, хотя я даже "вынес" все заметки о литературе в отдельное место, собрал там все свои лекции, статьи...и забросил. Не успеваю этим заниматься, очень много работы и всяческой другой жизни. Поэтому, решил, пусть будет небольшая, но регулярная рубрика об интересных книгах, прочитанных в путешествиях, переездах. Раз в пару месяцев буду собирать что-нибудь из книг - и рассказывать об этом. Здесь будут статьи, художественная литература, эссе, биографии - без единой выдержанной линии, ситуативно...
3 недели назад
"Ещё пару слов про MALBA" (Главный музей латиноамериканского искусства Аргентины/и не только).
Так получилось, за последние восемь дней меня аж дважды занесло в MALBA. Ну, занесло добровольно, конечно.  MALBA - это музей латиноамериканского искусства в Буэнос-Айресе. Пожалуй, самый крутой музей, поясняющий за живопись XX века, не только Аргентины, но и континента. Ну и попутно - самый любимый музей здесь. На прошлой неделе я водил туда экскурсию. Даже за деньги, и это было прикольным опытом, и мне очень понравилось. Сегодня мы ходили туда с подругой, и тоже очень круто. Иные разговоры, иные акценты, иное восприятие...
1 месяц назад
Большая Байкальская тропа начинается не с шага, а с взгляда на озеро. Байкал здесь близко — он сопровождает почти всё время, то исчезая за поворотом, то открываясь целиком, с горизонтом, где вода сливается с небом. Маршрут идёт по берегам, мимо скал, врезающихся в воду, и пляжей, на которых ветер рисует узоры на песке. Тропа тянется на сотни километров, но можно идти её отдельными отрезками. На каждом — свой ритм и своя картинка. Где-то ты идёшь по лиственничному лесу, слыша только стук своих шагов и глухие удары дятла. Где-то спускаешься к бухте с прозрачной, почти ледяной водой и вглядываешься в камни на дне. А дальше снова вверх — и перед тобой открывается вид, за который сюда и приезжают: Байкал под тобой, как огромное зеркало, и ни одного человека в пределах взгляда. Местами тропа совсем узкая, проложена прямо по кромке обрыва, и тогда шаги становятся осторожнее. Но и эти места — самые запоминающиеся. Вечером, разбив лагерь, сидишь у костра, слушаешь плеск волн и понимаешь, что в этом походе главное — не километры, а ощущение пути. Большая Байкальская тропа — как длинный разговор с озером. Без спешки, с паузами, с возможностью остановиться и просто смотреть. И чем дольше идёшь, тем яснее понимаешь, что этот разговор вряд ли закончится даже тогда, когда ты вернёшься домой.
1 месяц назад
Среди многих прочих, на Ольхоне есть мыс, называемый Будун ("плотный", в переводе с бурятского). На западном берегу острова. Если считать от посёлка Хужир, где находилась база, то было до мыса чуть меньше светового дня пути - если никуда не спешить и не торопиться. Между посёлком и северной оконечностью Ольхона было пути два дня, Будун же располагался на середине маршрута. Великаном казался он, на фоне окружавшего его пейзажа. Мощью и статью своей он притягивал взгляд путника, удивлял его. Даже, казалось, чайки - такие нахальные и визгливые, хозяйками чувствующие себя на всём острове, приближаясь к Будуну, стихали - стыдливо, почтительно. Вот и я подходил к мысу - по воде ли, по суше - всегда с трепетом. Задолго до вершины начинался пологий подъем, становившийся всё круче и круче. Тропинка петляла меж валунов, спускалась в небольшие овраги, выкарабкивалась обратно. Июльское солнце делало жару ещё одним испытанием, наряду с весом рюкзака и тяжестью подъема. Иногда, уставая, приваливался к валуну побольше, стаскивал рюкзак с плеч, доставал термос. Вытирал вспотевшее лицо, щурясь на солнце, загадывал - сколько поднимать ещё. Где-то совсем неподалёку шумел Байкал, гуляли ветра, бились волны в скалистый берег. А здесь - не смолкали кузнечики, картоном ломанным и сухим лежала земля под ногами, и белесо-голубым было высокое небо, с солнечной каплей-лавой. Ближе к вершине на пути начинают громоздиться россыпи огромных камней. Обходишь их, иногда перелазишь, прыгаешь с камня на камень. Группами - словно остатки каких-то сооружений, фундаменты огромных домов, где проживали когда-то ольхонские великаны. А может - это остатки капища, где давным давно шаманы проводили свои обряды. Но больше всего эти камни похожи на кости, выступившие сквозь лопнувшую от сухости почву-кожу. И думая об этом, ощущаешь себя ничтожно мелким на теле острова. И, наконец - я на самом верху, на самом краю. Забываю: усталость, жару, ни о чём нет желания думать. Но - дышать хочется, глядеть и впитывать. Стою в десятках метрах над водой, на самом краю мыса. Ветер рвёт с головы бандану. Чётким контуром - горы на иркутской стороне. И бунтует, бьётся в клетке двух берегов байкальская вода - тесно ей, тесно.
1 месяц назад
Главное село на острове Ольхон — Хужир. Центр местной цивилизации. Здесь магазины, маленькие кафе, база МЧС, запах копчёного омуля и туристы, что ищут - кто "дикий" Байкала, кто святые места, кто себя. Чуть дальше посёлка — мыс Бурхан, одно из самых священных мест. Ленточки на "сэргэ" трепещут на ветру, а у подножия скалы вода уходит в темно-синюю глубину. Но лучше всего на Ольхоне вечерами. Когда солнце садится за западный берег, в стороне Иркутска, над "малым морем" всё заливает золотым, розовым светом. Тогда понимаешь, что этот остров — не просто точка на карте, а мир в миниатюре: со своими легендами, тишиной и вечным Байкалом.
1 месяц назад
Ольхон начинается ещё на берегу Байкала — в ожидании парома. Ветер здесь всегда с характером: то свистит, гоняя песок, то вдруг замирает, позволяя услышать плеск воды о причал. За спиной остаётся материк, впереди — остров, про который говорят, что он хранит душу озера. Переезд короткий, но уже с палубы видно, какой он разный: от пологих песчаных бухт до скал, обрывающихся прямо в глубину. Дорога от парома идёт мимо полей с выгоревшей травой, редких лиственниц и бревенчатых домов, в которых, кажется, ничего не менялось десятилетиями. Здесь мало асфальта, много пыли и солнца, а Байкал то прячется за холмами, то вдруг открывается целиком — и невозможно отвести взгляд.
1 месяц назад
Эрик Дезмазиерес (Erik Desmazières) - художник, которого я открыл для себя сегодня, когда посещал Museo de Arte Tigre. Художественный музей в островном городке Тигре, в часе езды от Буэнос-Айреса. Бродил по музею, наткнулся на работы Desmazieres - и просто не смог оторваться. ... Он родился в 1948 году, в Рабате, в Марокко, когда страна ещё находилась под французским контролем. Позже семья переехала во Францию, и Эрик навсегда связал себя с Парижем. Он учился в Sciences Po (это Французский Институт Политических исследований) - одном из самых престижных вузов Франции, а гравюру и художественное мастерство осваивал на вечерних курсах. Сейчас он - один из самых известных гравёров в мире. Его техника - офорт, его темы - лабиринты, библиотеки, тени, комнаты, книги.... Ничего не напоминает? Конечно, эссеистику Борхеса. И именно авторству Эрика Дезмазиереса принадлежит серия гравюр La Bibliothèque de Babel (1997) - по рассказам Борхеса, главным образом, по "Вавилонской библиотеке" (изображения 2-7). Мне бы очень хотелось очутиться в такой библиотеке, да. ... Несколько его работ сейчас "обитают" в Аргентине, а вообще он выставляется в лучших музея мира - от Бостона до Парижа. Большая удача была увидеть, не пройти мимо, теперь хочется узнать больше. Слишком здорово показано: тень, силуэт, лабиринт, мысль - очень трогает.
2 месяца назад
Памятник писателю Хулио Кортасару у стен Национальной библиотеки Буэнос-Айреса. Цитата из "Игры в классики": Ничего не потеряно, если есть мужество признать, что всё потеряно, и начать заново. Ну, может быть. А ещё больше про литературный Байрес (и про кафе, где любил бывать Кортасар) здесь: dzen.ru/...ojy
3 месяца назад
"О Байресе, о Борхесе, об автобусе, о себе" (Лирическое эссе).
Несколько месяцев собираюсь, всё не соберусь никак... Написать что-нибудь про Буэнос-Айрес. Сейчас - погруженный в зиму, притихший слегка, город, пришибленный первым холодом. Тогда - когда только собирался что-нибудь написать - ещё осенний, уже слегка зябнущий по ночам, но тёплый ещё, и ласковый, как несильный ветер, и очень бурлящий, как горный поток ночью, и всегда юный какой-то. Пусть и пошарпанный местами, с заплатами на одежде - но и сейчас юный. Всегда юный какой-то, до странности, с этими...
3 месяца назад