Найти в Дзене
Говорят, что уральцы злые и серьезные. Но, вообще-то, мы — потомки скоморохов
На это указывает минимум четыре причины. В 1648 году царь Алексей Михайлович издал указ «О запрещении скоморошьих игрищ, языческих обрядов и суеверий». Под взглядами правителей стало невозможно, поэтому многие скоморохи уходили на Урал и в Сибирь. Здесь они могли выступать на многочисленных ярмарках, примкнуть к дворам промышленников, которые чаще всего были старообрядцами, и затесаться в народных театрах при заводах. Например, деревни Весёловка и Скоморохово в Свердловской области. А также распространенная...
3 недели назад
Как я спела песню про пельмени перед 2000 людей в Уфе
В августе 2025 года я отправилась в Уфу на лучший фестиваль уличных театров «Айда Фест». Для меня это большое, трепетное событие — и вот, почему:  Это было счастливое и очень непростое время. Мы с семьей только переехали в Россию и стали познавать прелести жизни в большом городе в другой стране. Да, было и финансового, и эмоционально сложно. Но при этом было так интересно!  В Уфе я впервые попробовала куриные ножки в «КФС», сходила на стендап Дмитрия Ларина, была на рейве, дружила с рэперами, работала промоутеркой, бариста, продавщицей гироскутеров, а еще в Subway и «Додо-пицце»...
3 недели назад
Страшно, потому что знакомо
Привет! Меня зовут Поля Ладина, я занимаюсь исследованием театра на Урале и работаю клоунессой. Мой блог как раз про это. В театре Theatrum премьера сезона — антиутопия книжного горения «451 градус по Фаренгейту» от режиссера Людмилы Исмайловой. Удивительные чувства испытываешь при просмотре: с одной стороны смыслы, действия и мотивации героев слишком понятны, отчего даже становится скучно, но с другой стороны — страшно от этих «родных» нам порядков.  Зрители попадают в мир лакированного комикса...
3 недели назад
Как на сцене оперного театра сначала за царя умирали, а через пару лет советскую власть провозглашали
Я сейчас готовлю авторский маршрут по театральному Екатеринбургу и нашла просто замечательный фан-факт о нашем оперном театре.  Екатеринбургский оперный театр был открыт в 1912 году. Первой оперой, сыгранной на сцене, стало произведение «Жизнь за царя» Михаила Глинки. Опера написана в 1836 году — это спустя 24 года после войны с французами.  В то время было популярно обращаться к русским историческим сюжетам, среди них была история о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина. Известно, что поляки шли в Кострому, чтобы убить 16-летнего боярина Михаила Романова, но в пути они заплутали...
4 недели назад
Зачем ходить на социальные, тяжелые и «чернушные» спектакли?
Сходила на «Колымские рассказы» по рассказам Варлама Шаламова. Сложный, прекрасно сделанный, трогательный спектакль в театральной платформе «В центре». Вот, о чем он: Это очень страшное и очень честное повествование о людях, переживших ужасы сталинских лагерей. О том, как умирали от голода, как предавали и оказывались преданными, как сохраняли и как теряли в одночасье человеческое достоинство, превращаясь в загнанных в угол животных, и о том, как холодными колымскими ночами, лежа на пропитавшихся...
261 читали · 4 недели назад
Театральные художники Серебряного века. Часть 3
Сегодня расскажу об Иване Билибине (1876-1942). Он известен своими книжными иллюстрациями и уникальным взглядом на персонажей русских сказок. Хоть раз увидев, сложно забыть его контурные рисунки с акварельным заполнением и изящными орнаментами.  Первую часть и вторую часть цикла о театральных художниках читайте в канале. Свои фирменные приёмы художник использовал и при оформлении театрального пространства. Он помогал создавать знаковые спектакли, оперы и балеты начала XX века: «Золотой петушок», «Садко», «Сказка о царе Салтане» и другие...
4 недели назад
Театральные художники Серебряного века. Часть 2
Продолжу рассказывать о художниках, которые меняли сценическое пространство в конце XIX-начале XX веков. Первую часть читайте по ссылке. Сегодняшний наш герой — Лев Бакст (1866-1924). Он начал карьеру театрального художника в 1900 году — с оформления балета «Фея кукол» австрийского композитора Йозефа Байера. Кроме того, Бакст работал для Эрмитажного и Александринского театров. Позже начал сотрудничать с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева. Художник декорировал балеты «Клеопатра», «Шехерезада», «Нарцисс», благодаря которым стал настоящей звездой в Европе...
4 недели назад
Театральные художники Серебряного века. Часть 1
В конце XIX-начале XX веков театр был местом, где поднимались самые острые общественные вопросы, и одновременно творческой лабораторией, открытой к экспериментам. Мы хотим рассказать вам о трёх художниках этой эпохи, которые стремились к синтезу разных видов искусства, и в том числе оформляли театральные постановки. Начнём с Мстислава Добужинского (1875-1957). Этот художник был признанным мастером городского пейзажа и книжной иллюстрации. Кроме того, как и многие представители объединения «Мир искусства», он создавал исторические картины...
4 недели назад
Театр кукол для взрослых: беспощадный Петербург и три аутсайдера
Сегодня театр кукол до сих пор сражается со стереотипом, что это театр только для детей. Многие помнят его советское прошлое, когда театр служил интересам садов, школ и пионерской организации. Времена идут: пионерии больше нет, а учитывание интересов школы все еще есть. Но еще есть — новые подходы, актуальные тексты и художественные средства, современные концепции и просто дуновение свежего ветерка внутри всего направления. Одна из таких современных концепций — в театр кукол сегодня интересно ходить всем возрастам, а другая — белорусы...
4 недели назад
Жить «в моменте» предлагали ещё в 60-х
В 60-е возникло движение «Флюксус». Оно объединило художников, которые стремились стереть границы между искусством и жизнью, научить людей видеть прекрасное в тривиальных вещах и находиться «в потоке», отринуть каноны коммерческого и академического искусства.   Художники из «Флюксуса» занимались концептуальным искусством (акцент на идее, а не воплощении) и работали одновременно с несколькими медиумами — музыкой, перформансом, поэзией, театром, инсталляциями. Сложно сформулировать, чем именно они...
4 недели назад
Всемирный фестиваль клоунов проходил только в одном городе России
Где же? Сюрпрайз — в Екатеринбурге. Я когда узнала, тоже обомлела.  Во-первых, потому что на сегодняшний день здесь нет видимых ярких клоунов и клоунских школ. Да, есть точечные экземпляры — цирк, несколько уличных бедокуров, на этом и всё. Учиться клоунаде в Екатеринбурге негде, другое дело — Челябинск или Пермь. Мы вон даже сами кружок собрали, потому что учиться хочется и желающие тут есть.  Во-вторых, ну как же приятно, что хотя бы когда-то крутые события в мире исполнительского искусства проходили не в Москве...
4 недели назад
Театр как площадка для высказывания: история Apollo
Этот пост посвящен театру Apollo в Нью-Йорке — ценному месту, которое помогло развитию афроамериканской музыкальной культуры. Концертная площадка по сей день располагается в районе Гарлем, где с 30х годов преимущественно живут темнокожие. И это реально важный контекст для мысли о создании этого театра.  На протяжении многих лет «Аполло» был единственным театром в Нью-Йорке, на сцене которого выступали афроамериканцы. Есть информация, что продюсеры театра в 30-х нанимали темнокожих артистов, потому что их труд стоил дешевле...
4 недели назад