Статьи
8 прочтений · 6 месяцев назад
С Новым Годом, мои немногочисленные подписчики! Счастья вам, здоровья и благополучия в наступающем году! А я постараюсь возобновить свою деятельность на дзене - материала много, надеюсь вам понравится.
52 прочтения · 1 год назад
Голиковский переулок, 9. Здесь располагалась усадьба дворянина Константина Критцкого, от которой до наших дней сохранился деревянный дом с мезонином, построенный в 1820-х годах. Дом реконструировали в конце 19 века. А в 20 веке он постепенно ветшал, разрушался, нарядная когда-то окраска дома потемнела от времени и местами полностью осыпалась. В 2000-ых годах судьба здания вызвала опасения: дом мог разрушиться сам по себе, либо его могли полностью снести. Здание было приватизировано и отреставрировано под контролем Москомнаследия. Сейчас собственники предлагают здание в аренду под офис или жилье и оформляют прилежащую территорию. Слышала много мнений по поводу реконструкции этого дома. Как всегда, есть масса недовольных, которые называют его не иначе, как «новодел». Во время реконструкции проведена замена сгнивших деревянных конструкций с полным сохранением фасадов и частичным сохранением планировки. Окрашен дом так, как в начале 20 века. Как-то иначе сохранить деревянное здание было просто невозможно. Но то, что реконструкция понравилась москвичам, говорит тот факт, что дом получил устойчивое прозвище – «вишневый домик».
39 прочтений · 1 год назад
На Большой Ордынке, 45/8 расположен еще один деревянный усадебный дом – дом городской усадьбы Арсеньевых. Построен он еще до 1812 года и принадлежал, как гласит памятная доска на стене дома А. П. Арсеньевой и М. С. Сороковой. Род Арсеньевых был очень многочисленным, многие из его представителей жили в Москве, но кем конкретно были эти дамы, и как их звали, выяснить не удалось.  В 1812 году главный усадебный дом не сгорел, но был частично разрушен. В 1834 году его перестроили. Двухэтажный дом в стиле ампир был построен из деревянного сруба, но покрашен он так, как обычно красят каменные здания. Характерной особенностью дома является не только высота мезонина, который завершается фронтоном, но и размещение окон. Они находятся в нишах, образованных архивольтами арок между четырьмя ионическими круглыми полуколоннами портика, которые опираются на цокольный этаж. Этот каменный этаж полностью сохранился с начала 19 века. Здание представляет собой пример типовой застройки Москвы первой половины 19 века. Оно имеет статус объекта культуры федерального значения. Сейчас в усадьбе Арсеньевых расположен ресторан.
22 прочтения · 1 год назад
Интересный дом расположен на углу Смоленской площади и переулка Каменная Слобода. Изящный классический особняк, табличка на стене дома гласит, что это жилой дом с лавками Золотаревой И. С. – Финогеновых. Если дом с лавками, то его владельцы, вероятнее всего, купцы. Правда, чем торговали эти купцы неизвестно. Меня немного смущает картуш с гербом на фронтоне, все-таки это элемент декора дворянского особняка. Но о принадлежности особняка кому-нибудь из дворян сведений нет. Построен особняк в 1832 году. Угол дома скруглен видимо для удобства проезда повозок – на Смоленской площади был большой рынок, и движение здесь наверняка было оживленным. Отсутствие портика компенсируется прекрасной лепниной на втором этаже: над окнами, в тимпане треугольного фронтона, карнизе под ним. Сейчас в здании располагается управляющая компания группы «Магнат», занимающейся логистикой и маркетингом.
39 прочтений · 1 год назад
Знаете ли вы, что... …Московское метро – своеобразный палеонтологический музей. На мраморе, которым облицованы стены и колонны станции, можно увидеть несколько видов окаменелостей, в числе которых гастроподы, небольшие аммониты, губки, наутилоидеи. Окаменелости можно отыскать в мраморе станций «Красносельская», «Добрынинская», «Парк Победы», «Площадь Ильича», «Краснопресненская», «Электрозаводская» и «Библиотека имени Ленина». Самые красивые экземпляры брюхоногих моллюсков гастропод найдены в желто-бежевом крымском мраморовидном известняке на станции «Библиотека имени Ленина» и в переходе между станциями «Трубная» и «Цветной бульвар»...
37 прочтений · 1 год назад
Говоря о районе Арбата и Пушкине нельзя не упомянуть о доме 53 на Арбате. В основе дома – палаты середины 18 века. В начале 19 века его владельцем был коллежский асессор Никанор Семенович Хитрово, а затем его наследники. После пожара 1812 года особняк восстановили в стиле классицизм с колоннадой на главном фасаде. После Хитрово домом владели купцы П. И. Борегар и И. В. Патрикеев. Дом был большим, и вплоть до 1917 года в нем сдавались квартиры. Внешний вид фасадов сохранялся в неизменном виде до 1917 года. После национализации в особняке некоторое время размещался театр Красной армии, позднее - коммуналки. Колоннада была разрушена как избыточный элемент для коммунального жилья. Этот дом на Арбате интересен тем, что здесь после венчания с Натальей Николаевной Гончаровой примерно три месяца снимал квартиру для себя и своей молодой супруги Пушкин. Дом был отреставрирован в 1980-ых годах, а с 1986 года в нем размещается Мемориальная квартира Пушкина на Арбате. В процессе реставрации зданию вернули черты классицизма. Его центральная часть выделена фронтоном над небольшим ризалитом, который украшает балкон с ампирным кованым ограждением. Нижний этаж дома рустован. А вот колоннаду так и не восстановили.
30 прочтений · 1 год назад
Пречистенка, 12 - музей Пушкина
В доме по адресу Пречистенка, 12/2 расположен литературный музей – музей Пушкина (не путать с ГМИИ имени Пушкина). А находится он в бывшей усадьбе Хрущевых-Селезневых. История участка начинается с 1750-ых годов. Тогда им владел Степан Степанович Зиновьев. Сменив несколько хозяев, в 1814 году участок становится собственностью прапорщика Александра Петровича Хрущева. Ему досталась сильно пострадавшая от пожара 1812 года усадьба. При Александре Петровиче на старом фундаменте был возведен новый дом в стиле ампир...
29 прочтений · 1 год назад
Пречистенка, 11/8. Главный дом городской усадьбы Лопухина – Станицкой. Дом построен в 1817 - 1822 годах в стиле московского ампира предположительно по проекту Афанасия Григорьевича Григорьева для Василия Абрамовича Лопухина. Василий Абрамович умер до завершения строительства, а владельцем дома стал его сын Абрам Васильевич. А. В. Лопухин известен как популярный поэт и переводчик своего времени, о таланте которого одобрительно отзывался Жуковский. Что касается архитектора, то он выходец из крепостных помещика Козловского уезда Тамбовской губернии В. К. Кретова. Обучался строительным ремеслам в семейной фирме Жилярди. Вместе с Доменико учился в Архитекторской школе при Экспедиции кремлевского строения. Как архитектор Григорьев был очень успешен: он смог самостоятельно выкупить личную свободу в возрасте 22 лет. Григорьев построил для Лопухина, если можно так сказать, классический дом в стиле ампир, строгий и изящный. Шестиколонный ионический портик, на который опирается треугольный фронтон, характерная рустовка фасада, гармоничные пропорции окон, лепнина на античную тематику, указывающая на род деятельности владельца (музы, лиры и прочие атрибуты искусства) - дом стал образцом для подражания при строительстве других ампирных зданий. Кстати, дом этот деревянный, размещенный на низком каменном цоколе. Парадная анфилада, расположенная вдоль уличного фасада, сохранила первоначальную отделку: лепнину карнизов и потолков, плафонную живопись, разделяющие пространство интерьеров коринфские колонны, отделанные под мрамор. Со стороны двора дом имеет второй антресольный этаж, где проходила повседневная жизнь хозяев. В конце 19 века владелицей усадьбы стала Екатерина Ивановна Станицкая. С 1920 года в особняке располагается музей Льва Толстого, основанный в 1911 году членами Толстовского общества. Сам Лев Николаевич в этом доме никогда не бывал, в Москве он жил в собственной усадьбе в Большом Хамовническом переулке, 1920 года переименованном в улицу Льва Толстого. Экспозиция музея посвящена литературному труду писателя. Здесь хранятся личные вещи Толстого, семейные реликвии, фотографии писателя и его близких друзей.
31 прочтение · 1 год назад
Прекрасный образец послепожарной деревянной архитектуры расположен по Малому Власьевскому переулку, 5. Считается, что этот дом построен по типовому проекту деревянной застройки первой половины 19 века. В 1813 году была создана Комиссия о строении Москвы под руководством тогдашнего генерал-губернатора Федора Васильевича Ростопчина. Основной целью Комиссии было скорейшее восстановление города после пожара. В этот период Комиссией разрабатываются проекты типовых зданий, которые послужили прообразами для массового типового строительства в городе в дальнейшем. К таким зданиям относится и дом в Малом Власьевском переулке. Небольшой одноэтажный домик с мезонином был построен в 1816 году. Первым хозяином дома был некто П. А. Федоров, который, по всей вероятности, принадлежал к москвичам среднего сословия. Проект дома был совместно разработан Вильямом Гесте (Уильям Хэйсти, в России — Василий Иванович) — российским инженером и архитектором шотландского происхождения, и архитектором швейцарского происхождения Луиджи Руска, многие годы работавшего в России под именем Алоизий Иванович Руска. Оба архитектора много строили в Петербурге, но, как видим, не обошли своим вниманием и Москву. Стиль постройки – поздний классицизм (ампир). Бревенчатый сруб облицован досками с имитацией рустованной штукатурки. Первый этаж и мезонин разделяет широкая вставка лепного фриза в багете. Замковые камни боковых окон увенчаны львиными масками, характерными для московского классицизма, причем эти львиные маски имеют яркие черты человеческого лица. На фронтоне здания использованы типовые лепные декоративные элементы, которые массово изготавливались по образцам известных скульпторов того времени и продавались уже в готовом виде. Считается, что лепнина этого дома выполнена по эскизам скульптора Гавриила Тихоновича Замараева. Внутри дома сохранился паркет в некоторых парадных комнатах и изразцовые печи. Здание получило статус памятника архитектуры еще в советское время. С 1980-ых годов его занимают экспериментальные художественные студии сначала Союза художников СССР, а теперь – Союза художников РФ.