Журналист, сценарист и режиссер документальных фильмов. Рассказываю истории легендарных личностей - художников, проповедников, святых. И наших современников. Автор книги "Передвижники". …
Закреплено автором
Юлия Варенцова
На многих гениев эпохи мы смотрим глазами Крамского
6 месяцев назад
Юлия Варенцова
Уже позже, чем вы думаете. Поэтому спешите творить дело Божие! Будучи ровесником своего сподвижника, отца Германа Подмошенского, иеромонах Серафим Роуз выглядел чуть ли не вдвое старше него – у Роуза было слабое здоровье, работала всего одна почка. Но трудился он и в огороде, и у печатного станка, не зная усталости и повторяя: «Уже позже, чем вы думаете. Поэтому спешите творить дело Божие!»Россия для отца Серафима была "духовной родиной", хотя он никогда не бывал по эту сторону железного занавеса. На каждой лекции и беседе он просил братьев–американцев молиться за гонимых христиан в СССР и говорил, что «свидетельства мучеников — самый драгоценный дар России Западу». Земной путь иеромонаха Серафима Роуза прервался очень рано и неожиданно, когда ему было всего 48 лет, в 1982-м году. Он упокоился на территории монастыря, который когда-то основал. Поклониться его могиле в Платину и сегодня едут христиане со всех концов мира. Целью своего творчества отец Серафим всегда называл сохранение "настоящего благоухания Православия". И в конце концов стяжал славу одного из самых ярких духовных писателей двадцатого века. А его служение и миссия стали уникальным примером бескомпромиссного подвижничества в современном мире. Из документального фильма "Иеромонах Серафим Роуз. Проповедники" подписывайтесь на мой телеграм-канал: https://dzen.ru/id/5f27368d25de5a7ad165c92c
6 месяцев назад
Юлия Варенцова
Как произошло второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского? Петербургский Казанский собор, в советские годы – Музей истории религии и атеизма. В 1990-м году храм уже возвращали верующим, музейщики освобождали помещения. Мощи Соловецких святых и благоверного князя Александра Невского, наконец, перестали считаться экспонатами и были переданы Церкви, больше никаких мощей в каталогах не значилось.Совершенно неожиданно, разбирая хранилища перед переездом, музейные работники нашли в одном из гобеленов большой сверток, а в нем – человеческие останки и шелковые рукавицы, на которых было вышито "Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас". Находку сравнили с подробной описью мощей Серафима Саровского, составленной большевиками в 20-м году, и обнаружили их абсолютное сходство. Так мощи преподобного Серафима были обретены во второй раз. Торжественный крестный ход с этой святыней прошел от Москвы до Нижегородчины. Но в Саров, где батюшка прожил почти всю жизнь и где был похоронен, вход посторонним был по-прежнему запрещен. Было невозможно вернуть мощи преподобного Серафима туда, где они пребывали после канонизации – в крипту возле Успенского собора Саровской пустыни. Поэтому их принесли в Дивеево. Так сбылось пророчество самого Серафима Саровского. Он говорил, что будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И даже передал дивеевским сестрам свечу, с которой в монастыре через много лет после его кончины будут встречать его мощи. С перенесения мощей преподобного Серафима в 1991-м году началось возрождение всей Русской Церкви после 70-летних гонений. Дивеевская обитель с тех пор стала самым посещаемым монастырем России. А в Сарове теперь любят говорить, что это не только секретный город, где была создана атомная бомба. Но, главное, еще со времен батюшки Серафима, Саров - это духовный щит России. Из документального фильма "День ангела. Преподобный Серафим Саровский" https://dzen.ru/id/5f27368d25de5a7ad165c92c
Открытие выставки «Передвижники» в новом корпусе Третьяковской галереи на Кадашевской набережной. Знаменитые картины классиков в новом пространстве и необычном соседстве)
3 дня назад
Первые посетители выставки «Передвижники» в новом здании Третьяковской галереи
3 дня назад
Митрополит Тихон (Шевкунов) - о своем любимом Псково-Печерском монастыре. В середине 80-х Георгий Шевкунов, выпускник ВГИКа, впервые оказался в обители и получил свое первое послушание в коровнике, около ворот монастыря. Митрополит Тихон (Шевкунов): Хотя многие были изнежены столичными штучками, но всех нас посылали, ставили на все послушания, на всевозможные. Замечательно было и здесь в саду помогать, собирать яблоки, косить траву, убирать листву, или убирать канализацию, вычерпывать этот песок канализационный, или убирать навоз в коровнике, ухаживать за коровами, или колоть дрова, складывать огромные поленницы, или на кухне. Ну, конечно, и роптали. И роптали, и думали, ну, зачем мне это надо, иногда. Но потом проходило время, и... Я помню, когда меня перевели из Печор в Москву, на такое послушание интересное, связанное с моим образованием, подготовка первых телетрансляций к 88-му году. Тысячелетие крещения Руси и так далее. Я готов был на коровнике хоть всю жизнь прожить, только бы в Печорах. В любой момент, в субботу, воскресенье я срывался и приезжал сюда. И молился с 86-го по 2018 год. Я молился, чтобы Господь меня сюда вернул. В конце я молился, уже особенно не надеясь, вначале я молился очень горячо, потом в Сретенском монастыре, в Донском монастыре жизнь увлекла, но всё равно душой я как-то вот мечтал. Может быть, как-нибудь Господь… Наконец, молитвы были услышаны, и в 2018-м году самый популярный московский архимандрит, Тихон, стал настоятелем своего любимого, Псково-Печерского монастыря. Он убежден, что в ограде обители, существует особый мир, который может дать нужную "перезагрузку" любому человеку. Митрополит Тихон (Шевкунов): Ни один человек, попав сюда, не уйдёт, чтобы через какое-то время или здесь, в монастыре, или через какое-то время, не почувствовать действие промысла Божьего. Вот молитва, Причастие, труд здесь, хотя бы несколько часов, или несколько дней, пребывание здесь , искреннее желание, чтобы господь умудрил, вот вдруг что-то включается и начинают работать совершенно иные законы, и человек вдруг понимает, зачем, для чего то или иное происходит в его жизни. Как ему надо поступать. Вот сейчас недавно приехал ко мне наш замечательный патриарший архидиакон Константин. И вот он мне рассказывает, говорит: "А вы знаете, Печоры для меня стали краеугольным камнем моей жизни. Был я диаконом у святейшего Патриарха Алексия. И вот святейший Алексей преставился, и всех стали понемножечку ротировать, менять и так далее". И вот он думает: "Столько лет я уже диакон. Наверное, меня сейчас тоже уберут, и что я буду диаконом, пора мне становиться священником, может быть". И не хотелось, потому что диаконское служение ему очень нравилось. И он говорит: "Пришёл я на Святую горку, сел, пригорюнился, сижу, и вот в этих своих сложных размышлениях, от которых зависит судьба, вот я и пребываю". И вдруг прямо из-под куста вылезает какой-то дед и говорит ему: "Нэ надо тэбэ быть священником, не надо тэбэ священником быть, оставайся диаконом, я тэбэ сказал". Примерно. Я прошу прощения за мой дурной французский. И он совершенно потрясённый, потому что он, естественно, это не проговаривал. Я говорю: "Так это был Андроник". Он отвечал за святую горку, он день и ночь здесь пропалывал, стриг траву, постригал кусты, всё приводил в порядок. Он прочитал его мысли, подошёл и сказал, чтобы делал так. И этот отец Константин вернулся в Москву и тут же получил указание от святейшего Патриарха Кирилла быть ему первым диаконом на патриарших службах. И до сих пор он пребывает первым диаконом". Из документального фильма "Печоры. Ворота вечности", 2023 г. подписывайтесь на мой телеграм-канал: https://dzen.ru/id/5f27368d25de5a7ad165c92c
4 дня назад
Суздаль и его покровительница - Преподобная Евфросиния Суздальская. Черниговская княжна прибыла сюда, в Ризоположенскую обитель города Суздаля. Правда, тогда, в 13-м веке, монастырь выглядел совсем по-другому: он был деревянным и не сохранился до наших дней. Юная княжна первым делом направилась к игумении, упала ей в ноги и стала умолять принять ее в обитель. Игумения сразу же согласилась – ведь она узнала девицу – накануне ей несколько раз снилась эта прекрасная девушка и во сне точно так же просила о постриге. Вскоре Феодулия принесет монашеские обеты,получит новое имя – Евфросиния - и проведет здесь всю оставшуюся жизнь. В 1238-м году орды Батыя молниеносно захватили большую часть Северо-Восточной Руси. Всего за пару месяцев пали Москва, Владимир, Ростов, Ярославль. В феврале 1238-го года в Суздаль внезапно ворвалось войско Батыя. Горожане и жители окрестностей сначала пытались укрыться за стенами Кремля, но ордынские штурмовые отряды быстро заполнили городские улицы. Тогда суздальцы стали спасаться бегством. Всех тех, кто не успел скрыться, ордынцы уводили в плен. Стариков и больных убивали на месте. Не пощадили никого. Суздаль был разграблен и сожжен дотла. И только Ризоположенский монастырь остался целым и невредимым, хотя находился за городскими укреплениями и ничем не был защищен. подписывайтесь на мой телеграм-канал: https://dzen.ru/id/5f27368d25de5a7ad165c92c
6 дней назад
💕 Октябрь в Москве
6 дней назад
Архимандрит Филипп: "Это самое страшное, если монах начинает думать о семье" Директор департамента Счётной палаты, действительный государственный советник, доктор экономических наук, заведующий кафедрой истории Церкви на историческом факультете МГУ. Это всё о нём, о Вениамине Симонове. Но не только это. Ещё он – православный монах, архимандрит Филипп. - Какой у Вас сейчас распорядок дня? У Вас и Счётная палата, и кафедра… - У меня распорядок дня очень сложный. Его надо как-то составлять, отслеживать. И день всегда расписан. День на день не приходится, потому что в один день у меня есть поточные занятия, в другой день у меня есть занятия по специальным дисциплинам на моей кафедре, в третий день у меня лекционные курсы на магистратуре высшей школы государственного аудита. Плюс я естественно должен быть на работе, руководить департаментом, как бы об этом мы не говорим. Поэтому всё далее вписывается в этот график. Потом есть богослужебный график, который накладывается на это на всё. Есть личный график. То есть, нужно какое-то время отвести и для правила и утром, и вечером. Поэтому день компонуется всегда по-разному, но очень плотно. - Не мешает внутреннему сосредоточению такое количество дел? - Ну, я не зря говорил о том, что надо учиться и надо ловить то, что тебе дают. Мне кажется, я научился. По крайней мере, балансировать в рамках этой загрузки, но опять-таки возникают некоторые моменты, которые говорят, что и годы уже не те, и силы уже не те, и от чего–то надо отказываться. Какие-то занятия начинаешь сокращать, и от чего-то, когда предлагают почитать, ты начинаешь уже отказываться. Потому что необъятное объять нельзя. Это будет уже мешать, это будет уже в ущерб. Во вред и учебному процессу, и в личный вред. Поэтому лучше от этого отказаться. - В каком возрасте больше всего искушения? – Я не знаю, для каждого возраста попускаются свои искушения. Потому что без искушения не бывает спасения. Когда пень сидит в лесу, и ничего не происходит, он не спасается, потому что он пень и неподвижен. А поиск спасения, работа за спасение требует какого-то движения. Движения души, движения тела, терпения. Сказано в Евангелии: «терпением вашим стяжите души ваши». Значит, нужно что-то терпеть, в каждом возрасте свое. В 30 лет одни искушения, в 40 другие, в 60 третьи – это уже третьи, когда глазами бы все сделал, а ить. - Духовный путь, который Вы прошли, к чему Вас привел? Человек, которым Вы стали сейчас, чем отличается от того, что был много лет назад? – Я учусь не хотеть. Не так давно у меня начало получаться. Всё, что мы хотим, мы хотим от своеволия и от себя. А задача монаха – отказаться от воли. А когда её нет, Бог даёт. Не думайте о том, что вам есть, во что одеться, посмотрите на птиц небесных, Господь кормит их и питает, на лилии полевые, Господь так их одевает, что такой красоты больше нет. Вот наша задача – быть как лилии полевые. - Никогда не жалели, что у Вас нет семьи? Не ощущаете одиночество? - Нет. Это самое страшное, если монах начинает думать о семье. О детях и так далее. Значит, получается, неудачное решение было когда-то принято. Но поскольку у меня не было встрясок эмоциональных, потрясений и так далее, меня Бог спокойно вёл в одну сторону. И привёл. Я постригся в 34 года. Наверное, до этого можно было завести семью, и 28 детей и всё, что хотите. Но я же не завёл. Здесь, наверное, решение было немножко не моё. А что такое одиночество? Возвращаемся опять-таки к любимой фразе Святейшего. Бог да душа. Если одна душа, то это одиночество. А монах – это Бог и душа. Никогда один не бываешь. Поэтому я не очень понимаю, что такое одиночество для монаха? Я никогда не один. Эта ситуация меня совершенно не тяготит. Полностью интервью с архимандритом Филиппом (Симоновым) - в моей книге "Люди неба. Как они стали монахами" (по мотивам цикла программ на телеканале "Спас" подписывайтесь на мой телеграм-канал: https://dzen.ru/id/5f27368d25de5a7ad165c92c
После многовекового почитания преподобного Сергия, в двадцатом столетии в России наступило время безбожной власти. Храмы и монастыри закрывались, иконы сжигались, святыни отдавались на поругание. Мощи преподобного Сергия были вскрыты публично, в присутствии кинокамер – хроника навсегда сохранила эти моменты. С трепетом Олсуфьев взял главу святого Сергия, поместил ее в дубовый ящик и спрятал у себя в квартире – и с тех пор на много лет его дом в Сергиевом Посаде, на Валовой, 8, стал ковчегом...
1 неделю назад
"Ковчег Олсуфьева" - тайник, где хранилась голова Сергия Радонежского. Город Сергиев Посад. Улица Валовая, дом 8. Особенный адрес. Этот жилой дом в двадцатом веке получит название "ковчега графа Олсуфьева". Ведь именно здесь искусствовед Юрий Олсуфьев в течение 13 лет хранил главу преподобного Сергия Радонежского – сначала в специальном дубовом ковчеге она стояла в одной из комнат, а потом граф закопал ее в этом палисаднике. Так часть мощей святого спасали от поругания, которое им грозило после прихода к власти большевиков. После многовекового почитания преподобного Сергия, в двадцатом столетии в России наступило время безбожной власти. Храмы и монастыри закрывались, иконы сжигались, святыни отдавались на поругание. Мощи преподобного Сергия были вскрыты публично, в присутствии кинокамер – хроника навсегда сохранила эти моменты. Тогда, весной 1919 года, искусствовед Юрий Олсуфьев и священник Павел Флоренский и осуществили свою спецоперацию по тайному спасению главы преподобного Сергия Радонежского. Проникнув в храм ночью, они отделили ее от мощей и подменили на главу князя Трубецкого, чьи останки хранятся под клетью Троицкого собора. С трепетом Олсуфьев взял главу святого Сергия, поместил ее в дубовый ящик и спрятал у себя в квартире – и с тех пор на много лет его дом в Сергиевом Посаде, на Валовой, 8, стал ковчегом. Потом, когда и в этом доме начались обыски, главу преподобного перевезли в село Виноградово, село Московской области, и там она находилась до 1946 года. После войны, на волне временной реабилитации религии, Троице-Сергиеву Лавру открыли, и мощи преподобного Сергия вернули монастырю. Никто из лаврских монахов и никто из иерархов церкви тогда не знал, что на самом деле лежало в раке. Участники заговора по спасению мощей унесли эту тайну в могилу. Все, кроме главного хранителя святыни, того самого графа Олсуфьева. Его дочь Екатерина в 1946-м году передала главу преподобного Сергия Патриарху Алексию Первому и рассказала историю ее тайного сохранения. И только тогда, спустя 26 лет, мощи Сергия Радонежского были воссоединены. И теперь, как и в прежние века, к ним каждый день тянется вереница верующих. Ведь троицкий игумен, Сергий Радонежский как никто из русских святых сумел показать воплощенный идеал христианской жизни. Из документального фильма "День Ангела. Преподобный Сергий Радонежский" подписывайтесь на мой телеграм-канал: t.me/...lii
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) - самый прославленный из всех Оптинских старцев. Именно он стал прототипом старца Зосимы в романе Достоевского «Братья Карамазовы» и духовным наставником всей православной России конца 19-го века. Александр Гренков – так звали отца Амвросия в миру – еще семинаристом тяжело заболел и дал обет Богу принять постриг, но после выздоровления в монастырь не поспешил: стал учителем греческого, жил весело, любил петь и танцевать. И только через несколько лет все же пришел в Оптину...
1 неделю назад
Сегодня, 23 октября, - день памяти преподобного Амвросия Оптинского. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) - самый прославленный из всех Оптинских старцев. Именно он стал прототипом старца Зосимы в романе Достоевского «Братья Карамазовы» и духовным наставником всей православной России конца 19-го века. Александр Гренков – так звали отца Амвросия в миру – еще семинаристом тяжело заболел и дал обет Богу принять постриг, но после выздоровления в монастырь не поспешил: стал учителем греческого, жил весело, любил петь и танцевать. И только через несколько лет все же пришел в Оптину. Вскоре после своего рукоположения отец Амвросий снова серьезно заболел. Этот недуг будет преследовать его всю жизнь. Он так и не сможет участвовать в длинных монастырских богослужениях. Когда к нему в келью приглашали врача, после осмотра больного тот говорил: «Если б это был обычный человек, я бы ему и часа жизни даже не дал». Слабый и болезненный, иеромонах Амвросий тем не менее всю жизнь был очень радостным человеком. Кругозор старца – он знал пять языков - поражал писателей и философов, которые вели с ним беседы о вечных, проклятых вопросах. Но после столичного интеллигента к нему подходила простая крестьянка – и для нее он тоже находил нужные слова. Глеб Запальский, кандидат исторических наук: Когда к старцу Амвросию через всю толпу паломников пробилась крестьянка и громко стала сетовать, что у нее мрут индюшки, и он стал ее как-то утешать, что-то советовать, люди вокруг начали возмущаться: мы тут стоим там с такими жизненными проблемами, а она про каких-то индюшек говорит, отрывает внимание старца. На что старец очень серьезно ответил, что в этом вся ее жизнь. Для нее эта тема главная, центральная, и совершенно нормально, что она с ней пришла. К нему на беседу - хоть на пару слов – в монастырь добирались тысячи людей со всей страны. Причем, большинство приходили пешком, некоторые – за пятьсот верст. Однажды среди толпы, ожидающей старца у крыльца его домика, оказался и великий русский гений Федор Достоевский. Он приехал к отцу Амвросию с вопросом, на который нет ответа: как пережить смерть маленького сына. Монах Калинник (Дмитриев), насельник Оптиной пустыни: Этот вопрос к Господу: «Почему? А за что? А как?» — его приводит сюда, к старцу Амвросию. Когда его спросили про Федора Михайловича, про его впечатления от писателя, он же одно слово всего сказал — это «кающийся». Если вдуматься в это слово, то, в общем-то, высшей оценки, наверное, человеку вообще сложно дать. Достоевский был здесь всего три дня, но именно из оптинских впечатлений вырос его главный роман, "Братья Карамазовы", - уверяют исследователи жизни и судьбы писателя. Главное из поучений старца Амвросия Достоевский вложил в уста своему герою, вымышленному старцу Зосиме: проповедь любовного смирения и того, что "всякий человек за всех и за вся виноват". А из Достоевского, и в первую очередь, из романа «Братья Карамазовы», "вышла" и русская религиозная мысль конца XIX – начала XX века, которая имела колоссальное влияние на современников. Из моей книги "День Ангела. Рассказы о святых" подписывайтесь на мой телеграм-канал: t.me/...lii
Вредный отец Нафанаил никого в свой сокровенный внутренний мир не допускал. Да что там говорить — он никого не пускал даже в свою келью! Включая всесильного отца наместника. Хотя это и казалось совершенно невозможным, чтобы наместник отец Гавриил куда-то в своем монастыре не мог войти. Тем более что келья казначея находилась не где-нибудь, а на первом этаже дома, где жил наместник, прямо под его покоями. Конечно, мириться с таким положением вещей для хозяина монастыря было невозможно. И вот...
Игумену Сергию не раз приходилось покидать свою обитель и отправляться в походы в большие города тогдашней Руси. Причем, верхом преподобный никогда не ездил, считая коня не средством передвижения, а роскошью, недозволительной монаху. Каждый такой поход Сергия – это дипломатическая миссия. Он выступал как посол московского княжества и проводил мирные переговоры с соседями, по просьбе князя Дмитрия или митрополита. Только для игумена Сергия такая миссия была выполнима. По свидетельству современников,...