Найти в Дзене
Почему Билибина так интересно рассматривать и почему его работы так полезны, хотя творил он в 1900 году и прошло 125 лет? Потому что вот так выглядит примерно любая работа Ивана Билибина. Он действительно изучал исходники и на их основе создавал свои гениальные работы. Он изучал и доносил культуру из архивов и музеев детям и массам. Билибин был величавший иллюстратор своего времени. Он сформировал видение множества людей и стал родоначальником большинства сказочных образов, которые мы привыкли видеть. И сейчас его образы дают связь со сказками из детства и прочно в нашем ДНК. Билибин постоянно изучал быт и культуру своей страны и в его работах много отсылок к музейным вещам. Это и предметы Исторического музея, музея Фаберже, и ткани, и кареты, и лубок, и орнаменты царских указов, и геральдика — все великолепие древностей государства российского. Это все входит в работу с наследием. Правда, сейчас нам далеко не все доступно для работы — на музейные вещи распространяется музейное право хранителя. С тиражной печатной книжной графикой немного проще. И конечно очень приятно бывает узнавать исходники Билибина — уже совсем другое погружение, из моря в океан. Говоря об Иване Билибине невозможно не вспомнить его Сирина и Алконоста. И не посмотреть исходники 16-17-18 веков, с которыми он работал. Последняя птичка снизу справа в подборке «Сирин» дата под вопросом (18-19?). Но в целом видно, что ничто не берется из ниоткуда, но важно уметь грамотно работать с исходниками, культурным кодом, обладать насмотренностью и знать и любить свою культуру, передавая огонь дальше
1 месяц назад
Почему все не так, как выучили поколения советских школьников. Картина Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», о которой даже на сайте Третьяковской галереи написано, что Сирин в народном творчестве птица печали, а Алконост — радости. Много ли вы сами в исторических источниках или у Билибина и Врубеля видели траурных Сиринов? Разгадка в том, что Васнецов написал картину в 1896 году — это год коронации Николая II. Страна оплакивала смерть Александра III и чествовала нового Императора. На язык сказки Васнецов переложил эту двойственность. Одна из дев в трауре, оплакивает, другая радуется, ликует. Но в советское время об этом не расскажешь, далее особо не вникали, да и зачем усложнять, когда вот нарисовано: одна плачет другая смеется. Васнецов творил свое время, красиво обращаясь с метафорой. Но во времени ее исказили и стали читать по другому и это влияет на продолжение культурного кода. Брат Васнецова, Аполлинарий Васнецов, кстати, разрабатывал фирменный стиль меню для коронации. И вот, например, Федор Рюкерт того же времени. Родился во Франции в немецкой семье, в отрочестве оказался в России и всю жизнь посвятил ее культуре, поиску кодов древней Руси и воплощению их в нео-русском стиле. Работал подмастерьем, потом основал свою ювелирную мастерскую, прославился эмалями и и сотрудничал с Фаберже. Большая коллекция его работ и работ его сыновей представлена в Музее Фаберже в СПб. Тоже любил изобразить птицу сирин, и тоже это не про печаль. Удивительно, как одна яркая метафора Васнецова на смерть одного Императора и коронацию второго (буквально «Император умер, да здравствует Император») стала черным лебедем в восприятии сирина поколениями постимперской России.
1 месяц назад