Найти в Дзене
Имеешь ли ты право?
Свободой от страданий у христианина зачастую считается смерть. Она придет, расставит точки над i, посчитает приоритеты и вынесет свой приговор о твоей несчастной жизни.  Я всю жизнь трудился, думает человек, я заслужил образ благонадежного христианина. И тогда вопрос: а свободен ли ты был в своём избрании? Никто не давил на тебя, заставляя выбирать тебя этот путь? Ты и сейчас предпочел бы жить так, а не иначе? У меня волосы шевелятся на голове от таких слов. Можем ли мы выбирать свою жизнь и где пролегает эта возможность выбора? Арх...
4 года назад
Выйти за рамки.
Не даёт мне покоя "Житие Алексия, человека Божьего". Начинается рассказ с заключения брака, точнее с обручения. Остав­шись по­сле свадь­бы на­едине с мо­ло­дой же­ной, свя­той Алек­сий от­дал ей свой зо­ло­той пер­стень и по­яс­ную пряж­ку со сло­ва­ми: «Со­хра­ни это, и да бу­дет меж­ду то­бой и мной Гос­подь, до­ко­ле не об­но­вит нас Сво­ею бла­го­да­тью». По­том он вы­шел из брач­но­го по­коя и той же но­чью по­ки­нул от­чий дом. Сев на ко­рабль, от­плы­ва­ю­щий на Во­сток, юно­ша при­был в Ла­оди­кию Си­рий­скую...
4 года назад
Бить или не бить?
Защитники телесного воздействия предлагают заглянуть нам в Притчи Соломона. Бедный и лихоимец встречаются друг с другом; но свет глазам того и другого дает Господь. Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится. Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери. Розга и обличение. Говорят приветствующие битьё. Но как будто не было у нас Сухомлинского, Макаренко, Монтессори. Как будто не было Помяловского с его "Очерками из бурсы", как будто не было рассказов Чехова, Горького...
4 года назад
"Реклама" православия.
Начала просматривать статьи на тему православного воспитания и удивилась: кто это пишет? Вот одна из них https://pravobraz.ru/pravoslavnoe-vospitanie-v-seme-osnova-lichnostnogo-stanovleniya-rebyonka/ Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Родителям следует думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том, как бы они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели». Надо сказать, святитель Иоанн Златоуст писал, в основном, для людей знатных, обеспеченных, которых можно назвать "сливками" общества...
4 года назад
Притчи царя Соломона.
Многое о воспитании детей даётся в притчах Соломона. Давайте посмотрим кусочек, о чем он.  Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей. Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; если будут говорить: "иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, живых проглотим их, как преисподняя, и - целых, как нисходящих в могилу; наберем всякого драгоценного...
4 года назад
Зрелость поступков и святость.
Почему всё-таки нам так мало сказано о воспитании детей в житиях святых? Часто мы узнаем о чудесных откровениях ещё до рождения святого (митрополит Петр Московский, преп. Сергий Радонежский и др.) Когда он был еще во утробе матери, на рассвете одного воскресного дня мать его видела такое видение: ей представилось, будто она держит на руках своих агнца, посреди рогов которого выросло густолиственное дерево, имеющее множество плодов и цветов, посреди ветвей его было множество свечей – светящих и издающих благоухание...
4 года назад
Ребенок в житиях святых.
Удивительно чётким оказывается древнее церковное агиографическое предание по отношению к детским играм. Их "вред" мы можем предугадать по свидетельствам в житийной литературе с самого зачала ее истории на Руси. Обратимся же к источнику и его интерпретациям.  В детском образе Феодосия Печерского, пишет Г. Федотов, есть черты не принадлежащие к его индивидуальности. Когда об мальчике говорится, что он "хожаша по вся дни в церковь ... к детям играющим не приближашася ... и гнушашася играм их", мы можем обнаружить то же самое и в детстве св...
4 года назад
Воспитание "по-православному".
Продолжу рассматривать тему школьного воспитания в Среднеуральском монастыре. Кровоточащая рана, неучтёные желания и боль за взрослых людей, выросших в этой системе. "Человек, приезжая в духовное место, испытывает сильные искушения. Вы на практике это знаете. Человек испытывает более сильное влияние добра и зла, чем в миру. Дети, начиная плотно работать над собой, тоже попадают под это влияние. Тоже идут по пути покаяния. Как побороть в себе гордость? Как побороть в себе тщеславие? Если вы хотите правильно по-правословному воспитать своего ребенка, вы должны воспитать послушного ребенка ...
4 года назад
Костыль национальной идеи.
Фильм о православной школе при Среднеуральском женском монастыре, который сняла Мария Шукшина, показал всю несуразность представлений части церковной общественности о российском образовании. Но путать мягкое с тёплым привычно-закономерное явление. "В отсутствии национальной идеи можно внедрять какие угодно технологии".  Национальная идея базируется на знании о богатстве своего народа и своей страны. Кстати, это личное дело каждого человека. Зрелость любой идеи всегда индивидуальна...
4 года назад
Гордость отчаянья.
Я бы так назвала феномен истории с отцом Сергием. Есть вера, которая рождает радость. А есть - что приносит боль. И эта боль настолько обязательна, насколько предсказуема, что ни капельки не страшна.  "Какая сила их там держит, девственниц? Я воспитываю воинов духа. Я то, что желал бы сам себе, даю вам". Не испытывают страх люди, находящиеся внутри её и подчинённые системе кнута и пряника, испытывающие страх от наказания и удовольствие от чувства справедливости, от отмщения, нередко собственными руками...
4 года назад