Слушаю курс Полины Гавердовской «Темная сторона практики». Сейчас, у меня, видимо, переизбыток обучения, и на первую лекцию я опоздала – поставила напоминалку на час позже нужного. Но и запись меня проняла до костей. Так что дальше мои мысли на тему этой лекции («Лучшее место на земле») – точнее, мое преломление тезисов лекторов, Полины и Сергея Чеснокова. Терапия – это форма обучения встречаться с реальностью (и адекватно о себе заботиться таким образом: ведь только осознавая реально, с чем я сталкиваюсь, я могу реагировать наилучшим для себя образом). Если я, как терапевт, делаю все правильно, клиенту приходится учиться справляться со всеми вытекающими трудностями. В хорошей практике конфронтация неизбежна. Моя ответственность как терапевта сделать это видимым и двигаться вперед с индивидуальной дозировкой. Я создаю условия, при которых это обучение возможно – метафорически говоря, предоставляю класс, учителя, учебник и упражнения. Но результат обучения (эффект от терапии) – это не то, что терапевт может гарантировать. Наверное, точно можно рассчитывать, что «ученик» узнает, что существуют «буквы и цифры». Но захочет ли идти дальше? Какие задачи ему покорятся и когда? В моем случае, при первом знакомстве «учительница первая моя» не зашла конкретно. Но «буквы и цифры» заинтересовали. А дальше – школа в своем темпе и изменения, изменения…
1 неделю назад