Всем доброго дня! 🙂 Сегодня я начинаю цикл публикаций посвящённый разбору когнитивных ловушек. Нет на земле человека, который бы избежал искажений мышления, потому что наша психика по определению не способна отражать мир непосредственно. Не буду вдаваться в методологические и философские рассуждения по этому поводу! Кратко скажу, что в нашей жизни много моментов, где наши привычные способы думать определенными стратегиями когнитивных ловушек не продуктивны. Сегодня обсудим одну из часто встречающихся ловушек Дихотомическое мышление или черно-белое мышление. Эта ловушка предполагает склонность воспринимать мир в крайностях, без учета полутонов и нюансов. Вместо того чтобы видеть спектр возможностей, человек делит всё на "хорошее" или "плохое", "правильное" или "неправильное", "успех" или "провал".. Подобное мышление обычно не учитывает сложность или нюансы реальной жизни, что может приводить к неадекватным оценкам и решениям. В чем польза дихотомического мышления? В большинстве случаев это мышление считается неадаптивным, так как оно упрощает реальность и мешает принимать взвешенные решения. Однако в некоторых ситуациях оно может быть полезным: 1. В экстренных ситуациях, когда нужно быстро принять решение, дихотомическое мышление помогает упростить выбор. Например, "бежать или остаться" в опасной ситуации. 2. Для мотивации иногда черно-белое мышление помогает сосредоточиться на цели. Например, "я должен сделать это как можно лучше, иначе это провал" — это может подтолкнуть к действию, хотя и не всегда здоровым образом. 3. В моральных дилеммах иногда четкое разделение на "добро" и "зло" помогает принять этическое решение. Например, "воровать — это плохо, поэтому я не буду этого делать". Однако в долгосрочной перспективе такое мышление чаще вредит, чем помогает, так как приводит к стрессу, перфекционизму, низкой самооценке и проблемам в отношениях. В чем не продуктивность дихотомического мышления: 1. В работе и карьере может вызвать стресс, эмоциональное напряжение: "Если я не выполню проект идеально, я полный неудачник". "Либо я стану лучшим в компании, либо моя карьера закончена". Студент, получивший одну низкую оценку, может подумать: "Я полный неудачник, если не могу быть лучшим. И мне никогда не добиться успеха". В реальности, одна низкая оценка не означает полную неудачу и не исключает возможности общего успешного обучения. 2. В отношениях: - "Если мой партнер не согласен со мной, значит, он меня не любит". - "Либо мы идеальная пара, либо наши отношения обречены". Человек может думать: "Если этот человек не любит меня, значит, я совершенно никчемен и никому не нужен". В действительности, одного человека нелюбовь не определяет значимость и ценность индивида в целом. 3. В самооценке: - "Если я не выиграю этот конкурс, я ни на что не способен". - "Либо я лучший, либо я никто". Человек может думать: "Либо я законченный перфекционист и должен делать всё идеально, либо в этом нет смысла и я ничего не буду делать". Такой подход не учитывает возможность постепенного прогресса и улучшений. 4. В повседневной жизни: - "Если я сегодня не пробегу 10 км, значит, я ленивый и бесполезный". - "Либо я ем только здоровую пищу, либо я полностью теряю контроль". Работник может воспринимать свою работу как либо "совершенно идеальную", либо "полностью ужасную". Если возникает какая-то проблема, он может думать: "Это катастрофа, моя работа полностью ужасна и я должен уволиться", вместо того чтобы рассмотреть возможность решения проблемы и улучшения ситуации. А вы когда-нибудь наблюдали подобное когнитивным искажением? 🤔 И ещё поделитесь, интересна ли вам тема когнитивных искажений? 😉
3 месяца назад