«Высота 102», ныне известная как «Мамаев курган», стала ареной ожесточённых боёв между советскими воинами и фашистскими захватчиками. Из воспоминания маршала Советского Союза Василия Чуйкова «…здесь, на этом клочке не останется ни одного живого места, не перекопанного взрывами снарядов и авиабомб». Здесь, защищая Родину, встретили смерть более 35 тыс. красноармейцев. Не случайно это место в 1958 году выбрали для строительства мемориала «Героям Сталинградской битвы». Его самой впечатляющей и сложной частью стал памятник «Родина-мать зовёт!». 85-метровая скульптура ещё 22 года, после возведения, оставалась самой высокой в мире. Родина-мать едва ли ни первый памятник, созданный полностью из железобетона, ранее скульптуры сопоставимых масштабов возводили из металлов или камня. Для строительства потребовалось 2400 тонн металлических конструкций и 5500 тонн бетона. И конечно же технологии… Обычный бетон не может сопротивляться растягивающим напряжениям, а так же подвержен образованию трещин, поэтому при строительстве Родины-матери применялся так называемый струнобетон или предварительно-напряжённый железобетон. Внутри памятник стянут 99 железными канатами, в нём же находится лестница и техническое помещение для слежения за состоянием стягивающей конструкции. Стройка мемориала заняла долгих 9 лет и была действительно народной. Поставки металла шли с местного завода «Красный октябрь», насосы из Уфы, прожекторы из Калининграда, гранит везли из Украинской СССР. К работам активно привлекалась интернациональная армия Советского Союза. Любопытный факт, что главным инженером проекта был Николай Васильевич Никитин-русский по национальности, выходец из Украины Евгений Викторович Вучетич – скульптор и автор проекта, а образ Родины-матери был придуман грузином Ираклием Моисеевичем Тоидзе. Образ матери, призывающих своих детей на битву с врагами. Всё это создали советские люди, одержавшие победу над капитализмом в его реакционной, звериной форме, название которой - фашизм.
2 года назад