Найти в Дзене
Дайджест удмуртских новостей за август 2020
- в начале августа в Ижевске прошёл этнофестиваль «Тангыра». Выступали группы из Кудымкара, Казани, Уфы, Чебоксар, Саранска и Йошкар-Олы. Спели свои песни также оставшиеся в Ижевске удмуртские коллективы. Отметим, на фестивале не было эстрадно-попсовых исполнителей, только живой звук и исполнение в различных жанрах – от этнопопа до рэпа. - книги издательства «Удмуртия» стали финалистами всероссийского конкурса. Искренне надеемся, что чтение книг вернётся в моду и современные электронные гаджеты не будут им конкурентами...
5 лет назад
Этнофестиваль "Тангыра2020" прошёл в Ижевске
8 августа в Ижевске состоялся второй по счёту фестиваль современной этнокультуры “Тангыра“ Событие прошло в необычном формате – drive-in. Именно так проходили первые после снятия ограничений музыкальные фестивали в Москве. Площадкой концерта стала парковка около ТРЦ “Талисман”, а зрителями – автомобилисты. Услышать музыку на языках народов России гости приехали на 70 автомобилях. Для ижевской публики выступили музыканты из Татарстана, Марий Эл, Мордовии, Чувашии, Башкортостан, Коми-Пермяцкого округа и Удмуртии...
5 лет назад
Древняя одежда удмуртов
...Верхнюю одежду удмуртки носили продевая руки в вырез рукавов. Для этого на верхней части рукавов шортдэрема делали специальный вырез колтырмач (из чуваш, хултӑрмач) и богато украшали её вышивкой. Во время работы руки пропускались в эти вырезы, а концы рукавов шортдэрема перевязывались за спиной, чтобы не мешали в работе. Такой способ ношения верхней одежды был широко распространен в Средней Азии, в частности — в Хорезме. Эту традицию в Среднее Поволжье принесли волжские булгары. Примечательно,...
5 лет назад
Удмуртия этническая
Моя этнодеревня Когда мне было 16 лет, дала себе слово пока не познакомлюсь с традициями народов, проживающих в СССР, заграницу не поеду. Тогда я и не предполагала, что на исполнение завета, ни времени, ни финансов просто не хватит. За свою жизнь я смогла познакомиться только с культурой азербайджанского, грузинского, армянского, эстонского народов, побывала в гостях у казаков, коми-пермяков, ненцев и хантов,татар,коми и марийцев. Идея создания этнодеревни интересна тем, что на одной территории появится возможность представить народы, проживающие на территории Удмуртской республики...
5 лет назад
Бредовые мысли об этнодеревне в Удмуртии
В настоящее время Музей раскинулся на 79 гектарах и на них расположены 74 экспоната: постройки, которые скомпонованы в 11 хуторских дворов с характерными особенностями деревенской архитектуры островной, Западной, Северной и Южной Эстонии. Он постоянно меняется и продолжает развиваться. На встрече с нами директор учреждения Мерике Ланг отметила: — Музей – это визитная карточка Эстонии! Он открыт для всех наших многонациональных и многочисленных посетителей. Дворы разделяются по благосостоянию семей: от бедняцких до зажиточных крестьян...
5 лет назад
Удмуртский родовой знак – ПУС
Свой родовой знак хорошо смогли сохранить язычники, те, кто не принял христианство. Пус показывает принадлежность роду (воршуду). Удмуртский пус – это и личная печать человека, и знак родовой принадлежности, знак собственности, и своеобразный оберег. Все воршуды имели имена, которых известно около 70. Они сохранились и в названиях деревень. Подэм пус, бортное пятно, или тамга – широко бытовали среди удмуртов вместо подписи и печати. Как сообщают дореволюционные ученые, этими знаками удмурты подписывали документы, прошения...
5 лет назад
Откуда пришли в Россию имена, и всегда ли они были «сладостным даром»?
До принятия христианства у славян имена выбирались родителями. Они имели определенное смысловое значение, это были «говорящие имена». Например, третьего сына называли Третьяк, любимую и долгожданную дочку — Любавой, а если хотели, чтобы мальчик рос послушным и добрым — нарекали его Добрыней. Так же называли детей именами Светлана, Красава, Забава, Милуша, Добромысл, Добрыня, Мстислав, Святослав, Ярополк, Святополк и т. д. Предки наши были людьми крайне суеверными, и поэтому не стоит удивляться, что многие имена напоминали прозвища: Волчий Хвост, Нелюб, Ждан, Упырь, Кручина, Угрюм, Любим и т...
5 лет назад
И придумал русский народ для обозначения низких качеств человека — прозвища…
И тут сразу вспомнила сказку А.С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде», которая начинается словами: «Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идет, сам не зная куда»…. Вопрос, почему «толоконный лоб» и «Балда»? Читаем… Толокно – толчёная, немолотая мука, чаще всего овсяная. Мука же – глупа и легковесна, дунешь – и нет ее. Значит, по этой причине человека, у которого в голове ни одной здравой (твердой) мысли не заводится, называли «толоконным лбом»...
5 лет назад
Крепкие традиции. Зачем российским немцам родной язык?
«Югендхайм» («Jugendheim») — организация молодых российских немцев. В Удмуртии она была создана 23 года назад. Марианна Антонова, председатель, рассказывает корреспонденту «АиФ в Удмуртии» о любви потомков немецких переселенцев к культуре и языку предков. Российские немцы Юлия Ардашева, «АиФ в Удмуртии»: Вас всех объединяют немецкие корни? Марианна Антонова: У кого-то они есть, у кого-то нет. Национальный признак для нашей организации не принципиален, главное — интерес к этой культуре. Кстати, в Ижевске немцев мало — меньше 1%, по данным переписи населения...
5 лет назад
Что произошло интересного в удмуртском мире за июль 2020?
- прогрессивное столичное(ижевское) общество молодых удмуртов не дождалось праздника Выль . Они уже давно отказались от массовых публичных мероприятий и предпочитают тусоваться не выезжая из города и под хорошую живую музыку. В последнюю субботу месяца прошёл Кубыз-фест. В онлайн формате. - следующая встреча любителей живой музыки состоится уже в начале августа – в Ижевске пройдёт фестиваль этнокультуры «Тангыра». Уже не онлайн, что не может не радовать зрителей. И слушателей. - вышла удмуртская...
5 лет назад
Шустрые угланы и лопнувшие овцы. (У старообрядцев Верхокамья)
Интерес к старообрядцам не угасает: о них пишут статьи и книги, снимают документальные фильмы, создают телесюжеты. Вот и этнографы Глазовского краеведческого музея летом побывали у старообрядцев муниципального образования «Мысовское» Кезского района. Во второй половине XVII века предки местных старообрядцев пришли сюда с территории Пермского края, куда они попали из центральных регионов России после реформ патриарха Никона и церковного раскола. «Староверы-чашечники» Мысы находятся в 7 км. от с Кулига, известного центра верхокамского старообрядчества...
5 лет назад
Я деревенский, но никогда не умел запрягать лошадь
Сегодня герой интервью не просто ведущий актёр республиканского театра кукол, но и руководитель мини-театра “Балда”, а также автор постановок в Национальном театре. О жизненном выборе, стеснительности и восприятии удмуртского театра читайте далее: Я деревенский, но никогда не умел запрягать лошадь — Сегодня вы — уже состоявшийся театральный деятель, а как начинался ваш путь к сцене? — Ещё в школе я любил участвовать в мероприятиях. Сценки небольшие сам уже разыгрывал. А когда поступил в педучилище, видимо на дне первокурсника так отметился, что меня пригласили в самодеятельный театр...
5 лет назад