Найти в Дзене
Валаамский пилигрим
Эпиграф поэтический: "Богоизбранная обитель! Пречудный остров Валаам!" (из гимна ставропигиального Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря) Эпиграф исторический: В августе 1819 года Валаамская обитель впервые в истории принимала императорскую особу. Повелитель Европы, победитель Наполеона император Александр Первый Благословенный решил почтить своим монаршиим пребыванием монашеский остров. Причём сделал это весьма скромно, без свиты и церемоний, как и полагается истовому паломнику...
1 месяц назад
Юность осени... В сказке, в Плёсе ли?! Разноцветием горы горят! Юность осени... В Волге с проседью Облака, словно птицы летят! Юность осени... "Кто же, - спросите,- Устремил свой пронзительный взгляд? " Юность осени... Бросьте, бросьте, вы! Не вернётся беглянка назад...
1 месяц назад
О поперечно-дуговом Яблочно-Сретенском проломе Ярославля, или где в Ярославле яблоку негде было упасть! Продолжаем разговор о феномене ярославских проломов. Именно о феномене, ибо нигде более в старых поволжских городах (от Костромы вплоть до Нижнего и Казани) не найти их в таком количестве и таком колоритном качестве, как в Ярославле. Проломы стали отдельным миром внутри торгового центра города со своей бытовой, обыденно-житейской спецификой! В своей динамике, на протяжении последних без малого 250 лет, "летопись" ярославских проломов даёт яркий материал как для знатоков градостроительства, так и для любителей повседневной истории. Сменялись правители и эпохи, менялся город, менялась и "физиономия" ярославских проломов! Изначально по регулярному плану застройки Ярославля 1778 года три квартала торговых линий (старый гостиный двор) в лучах радиальных улиц трезубца (нынешние Кирова, Депутатская, Нахимсона) с востока ограничивались улицей Ростовской (Екатерининской = Крестьянской = Андропова), а с запада - проложенной вдоль границ средневекового земляного вала ярославского посада - улицей Казанской (Первомайская тож). Но! Примерно посередине все три квартала предполагалось разбить проломами не только по оси запад-восток (радиально-продольные проломы), но и по оси север-юг проломом перпендикулярным, поперечно-дуговым. Именно этот пролом (на мой взгляд, он был единым, непрерывным для всех трёх кварталов) поначалу и по логике своего расположения у одноименного храма назывался Сретенским! Проходил он по вектору нынешнего Депутатского переулка и тянулся до ул. Революционной. Но в скором времени сменил название в соответствии с характером торга на Яблочный, а название Сретенский пролом перешло на выходящий к храму по оси запад-восток Сретенский тупик. На различных планах видно, что сквозной пролом задумывался единой сплошной осью как альтернатива более парадным улицам Казанской и Екатерининской для подвоза товаров и продуктов. Он должен был стать своего рода "черным", бытовым проездом и проходом для торговцев и покупателей. Но!!! Со временем, когда проломы стали обживаться, обустраиваться ярославцами и переросли свои первоначальные торговые функции, произошла деформация прямой линии Яблочного пролома от Угличской=Кирова до Воскресенской=Революционной. Купцы перестраивали первоначальные торговые ряды под свои нужды, в том числе и под жильё, под трактиры, перекрывали арочные проходы (что и сделал, например, ярославский мукомол, владелец крупной паровой мельницы в Коровниках, ставшей в советские годы знаменитой коммуналкой "Крейсер Аврора", купец И.Н. Гарцев в 1896 году по ул. Депутатская, 7!) и прорубали новые! Посему и прямая ось Яблочного пролома превратилась в кривую, не проезжую и, на сегодняшний день, полупроходную, т.к. пройти по нему насквозь сегодня уже крайне проблематично. Да и само название Яблочного пролома в свете всего выше перечисленного кануло в лету, стерлось из памяти народной и исчезло с планов современного Ярославля!
3 месяца назад
Гражданская война в России 1917-1921 гг. сквозь призму фольклора
В статье изучается специфика устного народного творчества в Советской России и в Ярославской губернии в период Гражданской войны 1917-1921 гг. Автором рассмотрены наиболее распространённые формы фольклора (частушки, песни, поговорки, анекдоты и др.), их истоки, особенности и значение с точки зрения полноценной реконструкции прошлого. Исследователю удалось показать, что фольклор – это важный исторический источник и «зеркало» общественного мнения эпохи, его порождавшей. Песни и частушки, поговорки...
6 месяцев назад
А вы знаете, что раньше 23 февраля Отмечали наши предки женский день календаря?! И недаром в том горячем, в том 17-м году Женским маршем "Мира, хлеба, равноправия, свобод!" В Петрограде начинался, свирепел и разгорался Грозный год, "России чёрный год"...
1 год назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала