Русский язык не только велик и могуч, но и невероятно сложен. Зачастую в школе орфографию и пунктуацию рассматривают в усечённом виде. Здесь я буду излагать максимально подробное и полное изложение правил, а также разглагольствовать о школьном образовании глазами учителя.
Ещё одна пятёрка слов с неподвижным ударением. Это значит, что как бы вы ни изменяли форму слова, ударение останется там же: вОзраст - вОзрасты - вОзрастами - вОзрастов (а не возрастОв). ❗️ Слово «ставень» имеет вариант женского рода «стАвня». Ударение в этом слове так же неподвижно: стАвня - стАвни - стАвень...
Этимология. Нагота. Суффиксальное производное от праславянского «нагой» (голый). Подноготная. Субстантивированное прилагательное из выражения подноготная (под ногтём) тайна (от особого рода пытки при допросах в древней Руси).
Этимология. Калория (фр. calorie лат. calor «жар») – единица количества теплоты. Колорит (ит. colorito лат. color «цвет») – 1) система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства, одно из важнейших средств эмоциональной выразительности; 2) совокупность особенностей (эпохи, местности и т...
Сегодня разберём 5 пар слов, которые не являются проверочными словами друг другу:
Этимология. Подражать. Заимствовано из старославянского языка. Образовано суффиксально-префиксальным способом от слова «драга» (дорога). Буквально значит «идти той же дорогой, что и кто-либо». Этимология. Долина. Общеславянское. Образовано с помощью суффикса -ин- от той же основы, что и «дол» (низ). Этимология. Предварить. Древнерусское префиксальное производное от «варити» (предупреждать). Этимология. Наваждение. Заимствовано из старославянского языка...
Уж сколько раз твердили миру, что правильно «звонИт», но только всё не впрок! Да и как тут запомнить ударение, если в песнях постоянно допускается эта же ошибка (например, ставший в своё время хитом «Студент»: Ты звОнишь ей домой, Когда меня рядом нет)? И ведь пропускают эти песенки в массы, не разворачивают на доработку, а потом говорят, что молодёжь пошла не та! 😀 ☝🏻Так вот нужно запомнить, что в именах существительных, образованных от слова «звон», ударение подвижное: звОн, дозвОн, звонОк (может убегать с корня)...
Для правильного выбора буквы нужно знать, в какой части слова находится данная орфограмма: 1️⃣ если в корне, то пишем букву И: цИрк, цИтадель. Исключения: цЫган на цЫпочках подошёл к цЫпленку и цЫкнул: «Цыц!» 2️⃣ если в окончании, то пишем Ы: синицЫ, круглолицЫй. 3️⃣ в суффиксах -ист-, -изм-, -ирова- пишем И, а в суффиксе -ын-...
Конечно, в оригинале правило должно звучать примерно так: в инфинитиве, или неопределенной форме глагола, пишется -Ь, а в форме настоящего времени единственного или множественного числа 3-его лица -Ь не пишется. Но на самом деле это правило можно значительно упростить, совсем убрав из него терминологию.
Итак, чтобы понять, на что оканчивается глагол, нужно всего лишь задать к нему вопрос: ✔️ если в вопросе есть мягкий знак (что делатЬ?), то и в самом глаголе...
Речь сейчас будет идти именно о буквах О-Ё (не Е) под ударением после шипящих. Пожалуй, это одно из самых сложных правил по русскому языку. 1️⃣ Во-первых, потому что нужно уметь разбирать слово по составу и чётко знать, где находится орфограмма: в корне или не в корне (в суффиксе/окончании). 2️⃣ Во-вторых, потому что во многих учебниках для младших классов есть правило, которое звучит примерно так: в корне всегда пишем Ё и запоминаем пару-тройку исключений (шорох, шоколад, крыжовник). Это не так!...
Запоминаем 10 слов с неподвижным ударением (то есть как бы вы ни склоняли слово, ударение останется там же): тОрт - тОрты - тОртах - тОрту - тОртам - тОртами и так до бесконечности. ❗️Слово «склад» имеет несколько значений: - если имеется в виду нежилое помещение, то в таком случае ударение остаётся фиксированным (например, на наших склАдах (не складАх!) много продукции); - если же имеется в виду слог, то ударение может убегать на окончание (например, читать по складАм (то есть по слогам)...
Такой темы нет в учебниках, но эти корни так любят составители ЕГЭ (задание 9). Видно, им становится легче, когда школьникам становится тяжелее. Избороздив просторы интернета, я постаралась собрать воедино максимальное количество корней, которые можно спутать с чередующимися: ✔️ во второй колонке даны корни, омонимичные (совпадающие в написании) чередующимся; ✔️ в третьей колонке - корни, похожие на чередующиеся, но не совпадающие полностью...