Найти в Дзене
Что было на уме у человека Средних веков?
В Средневековье люди в большинстве своём обобщали понятие и суть, которое оно означает, многие феномены, которые для нас сегодня являются абстракцией в те времена воспринимались и мыслились неотделимо от человека, как его особенность, функция, характеристика. Например если человек из знатных, то он обязательно щедр, мудр, храбр - его положение и его личные качества это одно и тоже. Разные сферы жизни человека тогда не имели своего специализированного языка: быт, ремесло, рассуждения о божественном – всё максимально обобщалось через богословие...
5 лет назад
Есть два популярных подхода к Средневековью
1) Представлять людей того времени «такими же, как мы», просто живущими в технологически менее развитом мире. Отсюда большой соблазн мереть прошлое линейками современности, а за этим идёт и один из самых мерзких культурных феноменов – морализаторство. У таких поборников гуманизма и человеколюбия все церковники упыри, религия сплошь мракобесие, система наказаний – тихий ужас. Там недалеко уже и до «ну не могли», «Вшивая, грязная Европа», «Право первой ночи» и т.д. У нас эпоха толерантности,...
5 лет назад
Право в Средние века
Право в средние века понималось не только как юридическое состояние общества, но и как основополагающий признак лица. Главная характеристика человека — это его правовой статус. Обычно статус был наследственным и от отца передавался сыну. Суверенный властитель мог пожаловать новые права и привилегии тому или иному лицу. Крестьянин, ушедший от сеньора в город, получал личную свободу и, сделавшись бюргером, членом городской общины, цеха, менял свой статус. Важной чертой правового статуса человека...
5 лет назад
О средневековом лицемерии
А точнее, о том, что его по современным меркам не было. Светские и религиозные мотивы люди зачастую разделяют и относят к противоборствующим категориям, не зная О едином восприятии абстрактного и сущего в разуме средневекового человека. Самое интересное, что каждый из этих вопросов предполагает ответ «да» на обе его части, но гораздо важнее осознавать, что эти противопоставления на самом деле условны: оба мотива были неразрывны и в сознании средневекового человека существовали как единое целое...
5 лет назад
Посольства в Московское государство в XVI-XVII веках
Новгородский наместник получал весть о намерении прибыть в Московское государство послов их Швеции, Дании. Посланцев Ливонского Магистра, Ганзы и Германских княжеств. Весть о себе в Смоленск отправляли посланцы из Праги, Вены, Вильно и Кракова. Представителей крымского хана встречали на южных окраинах в районе Путивля. Турецких дипломатов в районе Азова, персидских в Астрахани, голландцев и англичан в Архангельске. Приглядывать, охранять и указывать дорогу посольству должен был государев пристав с небольшим отрядом стрельцов...
5 лет назад
Факты профессионалов против цитат лаптеведов
О том как в СССР было коренное противоречие между большей частью видных советских историков и идеологической политикой государства. Такое противостояние было низкопродуктивным и негативно влияло на историческую науку в целом – она всё больше трансформировалась в агитационную машину, ухудшалось качество исследований. Эта ситуация в итоге небезосновательно снижала научный авторитет советских историков. Ситуация в исторической науке послевоенного времени: Структура академических, обобщающих...
5 лет назад
«Я» в истории
Аннотация: В этой заметке вы узнаете как историки смотрят на Самость и Я с точки зрения их в роли в Истории. Было ли Я всегда или это приобретённое знание? Если было, то как влияло. Если сконструировано, то кем и зачем? Два Подхода В гуманитарных и социальных науках существует два подхода к «Я» человека. Первый классический (примордиальный) гласящий что, человеческая самость есть нечто естественное, метафизическое, присущее изначально и каждому. Так на вопрос смотрело большинство философов до середины XX века, а вслед за ними и историки...
5 лет назад
Постмодернизм и историческая наука
Аннотация: В статье вы узнаете почему История это наука, но не всегда и частично. Как с этим разбирались профи? Как роднятся христианская теософия и исторический материализм в немецких головах. И почему чем меньше поиска смысла в истории тем его там больше... Вообще наука любит классификации и градации. Вот по тому признаку, вот по тем трём, вот так, вот эдак. Градация на Архаику, Модерн и Постмодерн идёт по совокупности разных характеристик, но с очень сильной оглядкой на состояние культуры. Культуру тут следует понимать максимально широко, т...
121 читали · 5 лет назад