Найти в Дзене
А. П. ЧЕХОВ, С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ! 29 января 1860 года родился Антоша Чехонте, как называл себя Антон Павлович Чехов. Без преувеличения можно сказать, что Чехов - музыкальнейший из писателей! Антон Павлович не был музыкантом, но обладал чутким, поистине музыкальным слухом. Многие сравнивают чеховские сочинения с музыкальными или ощущают в них присутствие музыки. Несомненно, пьесам Чехова действительно присуща музыкальная стройность, лаконичность и гармония. Взгляды на искусство объединяли А.П.Чехова и П.И.Чайковского, они были хорошими друзьями. Музыка Чайковского, также как и литература Чехова, невероятно точно обрисовывает все изгибы души, как будто пронизывая человека насквозь, ничто не оставляя незамеченным! Музыкальность Чехова складывается из сочетания разных качеств его натуры, ведь Антон Павлович был не только писателем, но и очень хорошим, самоотверженным врачом, стремившимся услышать и понять людей, независимо от их звания! Всё это взаимосвязано, так как музыка - это искусство, предполагающее умение слышать и слушать, и вместе с тем, музыка - это стройная наука, подобная медицине! Много лет Чехов проработал в земской практике, совмещая в одном лице несколько медицинских специальностей. Также, Доктор Чехов вел частную практику, спасал от эпидемий и собирал материал для диссертации на Сахалине. Тонкая, музыкальная, отзывчивая натура Чехова-писателя в сочетании с решительным и выдержанным образом Чехова-врача с университетскими лекциями Н.В.Склифосовского и Г.Захарьина за плечами, способствовала формированию того особенного чеховского стиля, который так никому и не удалось повторить! Литературный стиль А.П.Чехова стройный, лаконичный. Его произведения невероятно человечны, но при этом, доктор Чехов, что называется, "зрит в корень" и потому, местами бывает даже беспощаден к своим героям! Творения Чехова пробудили к жизни большое количество музыкальных сочинений по всему миру - это балеты и оперы, кантаты и романсы. Так, например, монолог из пьесы "Дядя Ваня" звучит в романсе С.В.Рахманинова "Мы отдохнем" (ор.26). Пожалуй, самые известные сочинения на чеховские сюжеты - это балет "Анюта" В.Гаврилина по рассказу "Анна на шее", а также балеты Р.К.Щедрина "Чайка" и Дама с собачкой"! Невероятно обаятельная пьеса А.П.Чехова "Медведь", которую мы помним по не менее выдающемуся советскому фильму, стала основой для многих сценических воплощений. Сам Чехов обозначил пьесу - "Шутка в одном действии". Интересный пример - это водевиль в двух частях замечательного композитора, нашего современника, Г.С.Седельникова - "Медведь, медведь, медведь!". Интересно, что композиторам разных эпох не давала покоя и миниатюрная чеховская пьеса "Свадьба" (сюжет близок рассказу "Свадьба с генералом"). Например, в 1916 году в Частной опере С.И. Зимина была поставлена опера "Свадьба" композитора-авангардиста В.Г.Эренберга. 2024 год посвящен Чехову и его творчеству, а в 2025 году будет отмечаться чеховский юбилей - 165 лет со дня рождения А.П.Чехова! Читайте статьи о музыке и теории на сайте: catmurr.ru/79
1 год назад
АККОРД - ЧТО ЭТО ТАКОЕ? В разнообразии аккордов и аккордовых сочетаний заключено разнообразие музыки! Аккорд - это созвучие, как минимум из трех разных звуков. Сменяли друг друга эпохи - менялась и развивалась музыкальная система. На смену модальности пришла тональность. На смену трезвучиям и достаточно терпким гармоническим сочетаниям эпохи барокко пришла стройная тональная система эпохи классицизма, а с ней - ясность и прозрачность аккордов, строгая последовательность тоники, субдоминанты и доминанты. Л. ван Бетховен, как вихрь, начал ломать эту гармоничность, насыщая свои произведения неустойчивыми, подчас хроматическими аккордовыми звучаниями. Эпоха романтизма, а тем более позднеромантическая музыка - это царство расширенной тональности, где диатоника насыщается хроматикой и дает невероятное разнообразие аккордовых красок! Импрессионизм и музыка начала 20 века становится еще более сложной, изломанной, диатоника окончательно уступает место хроматике. Появляются сложные аккорды не терцовой структуры. Возникают и новые музыкальные системы, внутри которых возвращается старинная модальность и линеарность. Музыка - это разнообразие стилей, жанров и аккордов! Помимо исторического многообразия, есть еще и музыкальное разнообразие стран мира. Так, латиноамериканской музыке свойственны одни звуковые сочетания, а музыке Юго-Восточной Азии совсем другие. Не говоря уже о разнообразии стилей в современной музыке - джаз, поп, рок, панк-рок, фолк-рок и тд. Чтобы не утонуть в этом многообразии, необходимо разобраться в основах гармонии. Понять, что такое интервалы, трезвучия и септаккорды. Тем более, что аккорды и состоят из интервалов. Здесь важна теория и практика. Очень важно, как можно больше играть на пианино аккорды и аккордовые последовательности разной сложности! Прислушайтесь к звучанию аккордов различной структуры, чтобы лучше отличать их на слух. Читайте статьи о теории музыке на сайте: catmurr.ru/46
1 год назад
Как играть гаммы на пианино правильно? Гамма - это звукоряд из определенной последовательности тонов и полутонов. Полутон - это наиболее узкое расстояние между клавишами, а тон состоит из двух полутонов. Диатонические, то есть мажорные и минорные гаммы, а также народные лады, состоят из тонов и полутонов. Хроматические гаммы состоят только из полутонов, а целотоновые гаммы состоят исключительно из целых тонов. Для того, чтобы легко играть мажорные и минорные диатонические гаммы, необходимо знать их строение. Почему в одной тональности три знака, а в другой семь? И зачем вообще нужны знаки при ключе, ведь они усложняют игру на пианино? Все дело в строении мажорных и минорных гамм, которое требует появления того или иного количества знаков в тональности. В каждой мажорной и минорной гамме всегда присутствуют два полутона и пять тонов. Мажорные и минорные гаммы могут быть трех видов - натуральные, гармонические и мелодические. В натуральной мажорной и минорной гамме используются только ключевые знаки одной из тональностей. Состав натуральной мажорной гаммы: тон - тон - полутон - тон - тон - тон - полутон. Состав натуральной минорной гаммы: тон - полутон - тон - тон - полутон - тон - тон. В гармонической мажорной гамме понижается на полтона шестая ступень. В мелодической мажорной гамме понижается на полтона шестая и седьмая ступень. В гармонической минорной гамме повышается на полтона седьмая ступень. В мелодической минорной гамме повышается на полтона шестая и седьмая ступень. Важно не забывать, что существует традиция: при игре мелодической минорной гаммы, вниз играть ее натуральный вид! Игра диатонических и хроматических гамм - это важный элемент фортепианной техники, который помогает развивать координацию движений, синхронную игру двумя руками, а также одновременную работу двух полушарий мозга! Аппликатура гамм была продумана музыкантами неслучайно. В зависимости от количества знаков при ключе в той или иной тональности, меняется аппликатура. Некоторые гаммы с разными знаками играются одной и той же аппликатурой. Важно сразу разобраться с аппликатурой, чтобы играть гаммы на пианино соответствующими пальцами! Только тогда игра гамм принесет пользу и поможет развить фортепианную технику! Читайте статьи по теории музыки на сайте: catmurr.ru/55
462 читали · 2 года назад
КАК ОБЪЯСНИТЬ ПОНЯТИЕ ТОНАЛЬНОСТЬ? Тональная система сформировалась к 17 веку и превалирует в музыке до сих пор. Тональность формируется вокруг основного тона одной из гамм. Основа тональности - это четкие гармонические функции, предполагающие наличие главных и подчиненных ступеней и аккордов! Устойчивые ступени в тональности - это первая, третья и пятая, то есть ступени, составляющие тоническое трезвучие. Тоническое трезвучие - это основа тонально-гармонических функций! Две другие тональные функции - это субдоминанта и доминанта. Количество тональностей непосредственно связано с количеством мажорных и минорных гамм, построенных от белых и черных клавиш. Поскольку черные клавиши имеют два названия, число тональностей увеличивается до тридцати! Тональности можно расположить по квинтам, то есть по степени увеличения знаков - от нуля до семи диезов или бемолей. Расположение тональностей по чистым квинтам хорошо видно на квинтовом круге. Квинтовый круг наглядно показывает количество тональностей и разнообразие ключевых знаков. Также, можно расположить тональности по хроматической гамме. Тональности мажорного и минорного наклонения могут иметь одинаковое количество знаков. Они образуют пару и называются "параллельные тональности". Такие тональности близки не только знаками, но и аккордовым составом. Так, например, параллельными тональностями являются До-мажор и ля-минор! Тональность - это не единственный способ звуко-высотной организации. Наряду с тональностью существует модальность, серийная техника и додекафония. Однако, именно тональная система на протяжении многих веков остается наиболее распространенным и наиболее близким нашему слуху способом звуко-высотной организации. Читайте статьи по теории музыки на сайте: catmurr.ru/41
2 года назад
Ф. И. Шаляпин - гордость Татарстана! Отмечаем 150-летие великого баса
Ежегодно 30 августа Татарстан и его столица - Казань, отмечают свой День Рождения! Именно в Казани 13 февраля 1873 года родился будущий великий бас - Федор Иванович Шаляпин, 150-ти летие которого мы отмечаем в 2023 году! В 2020 году республика Татарстан перешагнула столетний юбилей. Однако, древняя история Татарстана началась еще в 10 веке, а в статусе Казанского уезда, а затем Казанской губернии, Татарстан находился с 16 века! Татарстан - это интереснейшая и быстро развивающаяся республика! Богатая...
2 года назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала