Найти в Дзене
Анимус.
Всем, добрый день. Сегодня мы рассмотрим анимус. Я предлагаю такую же концепцию анимуса, как и анимы, основанную на пересечении теории Юнга и Эрика Берна. С этой точки зрения есть 6 модификаций анимуса. Прежде чем перейти к их рассмотрению, вкратце вспомним, что с точки зрения Юнга, анимус это мужское начало в женской психике. Но напомню, что это не про гармонию. Задача анимуса компенсировать изначальную аффективную, хаотичную, эмоциональную, чувственную женскую психику архетипами порядка. Итак, анимус отвечает за порядок и структуру, которой по версии классической культуры у женщины нет. Как...
6 лет назад
Подробно об Аниме.
Друзья, как и обещал – даю более развернутое представление об аниме. Представленная здесь теория принадлежит мне и находится на стыке теории Юнга и Эрика Берна. Итак, как я отмечал в предыдущей статье: анима это женское в мужском. Она насыщает мужчину иррациональным, творческим подходом, эмоциями, чувствами, позволяя видеть мир не односторонне, как структуру, норму закон. Моя идея такова – модификаций анимы в мужской психике может быть шесть. 1) Самый адекватный и здоровый вариант: анима — это внутренняя взрослая женщина. Она помогает мужчине адекватным образом выражать свои чувства, пользоваться иррациональными творческими ресурсами...
6 лет назад
Анима и Анимус.
Поговорим сегодня более подробно о двух важнейших архетипах с точки зрения психологии Юнга. Эти два архетипа в его теории называются Анимой и Анимусом. Почему это важно знать? На мой взгляд эти два архетипа раскрывают глубинные особенности мужской и женской психики. Если говорить совсем кратко и совсем просто, то можно сказать, что анима это женское в мужском, тогда, как анимус мужское в женском начале. Но не спешите сразу же видеть связь с инь и ян. Дело в том, что инь и ян символизирует целостность и соединение противоположностей. Мне же кажется, что теория Юнга немножко о другом. Но, чтобы...
837 читали · 6 лет назад
Психологическое значение кошмара.
Предлагаю более подробно рассмотреть смысл сновидений – кошмаров с точки зрения аналитической психологии (говоря умным языком – юнгианского анализа). Как я уже говорил в предыдущем посте, сновидения как правило имеют компенсаторный смысл, то есть компенсируют то, чего не видит наше сознание. Поэтому столкнувшись с кошмаром нужно попытаться понять, о какой именно ситуации, отношениях напоминает кошмар. Напоминаю, что сны оперируют символами. Поэтому нужно подумать символом чего является кошмар. Если кошмар повторяющийся, то понять его смысл будет легче, так как наверняка можно вспомнить, какая ситуация, отношения долгое время приносят нам дискомфорт в нашей жизни...
6 лет назад
Психологический смысл сновидений.
С точки зрения психологии Юнга, сны являются ключом к нашему бессознательному (подсознанию). Одна из функций снов указать нашему сознанию на те проблемы, которые мы избегаем в дневной жизни. Юнг назвал это функцию компенсаторной. То есть, сны компенсируют нашу одностороннюю узость. Очевидно, что наше бессознательное оперирует символами. То, что символы активно влияют на нас, завораживают нас легко доказать увлечением современного человека фентези. Например, можно вспомнить о дикой популярности сериала «Игры Престолов», перенасыщенного символами. Например, борьба севера с югом, флаги семей, волки, вороны и т...
143 читали · 6 лет назад
О природе созависимости ("китайского общежития").
Созависимость – это одна из главных психических проблем современного человека. Если говорить проще и пользоваться метафорами, то эту болезнь духа можно назвать «китайским общежитием». Например, мы совершаем некоторый поступок (высказываем сове мнение на работе) и внутри нас начинается бесконечный диалог «голосов» или говоря по-научному разных субличностей. Если, мы не в ладах с собой, то мы постоянно себя оцениваем. Вернее, оценивают нас те самые субличности. Например, при высказывании своего спорного мнения на работе, внутренняя мать говорит, сынок не надо, не рискуй, дорожи своей репутации...
6 лет назад
Корысть любви.
Много странных знакомств в своей жизни завел человек в капюшоне. Что же, все имеет свою тень и каждый объект, отбрасывает ее. Эта мысль не нова. Многие знают о такой идее благодаря незабвенному роману Булгакова. Но одно дело знакомиться с тенью через книги, через философские учения, через интеллектуальную обработку информацию, а другое дело знакомиться с тенью ценой собственной жизни. Этот добрый и гуманный мир, об улыбках и гармонии которого так любят рассуждать добрые и наивные люди, избрал человека в капюшоне для реализации и воплощения своей тени. И он также чувствовал себя подобно Печорину...
6 лет назад
Отец в нашей культуре. Финал
В последней части, посвященной разбору отцовской фигуры в нашей культуре рассмотрим на примере анализа героев русской классической литературы, как происходила борьба между архетипами героя и принца за то, чтобы в перспективе стать отцом. Как уже известно, герой эту борьбу проиграл. Напомню, что с символической точки зрения противостояние между героем и принцем показано во взаимоотношениях между старшим и младшим героем. Хотя принято считать, что они дружат (например, Онегин и Ленский). Но ведь если бы они дружили, между ними не было бы вражды. А причина вражды – это та самая борьба. Как я ужи...
6 лет назад
Отец в нашей культуре. Часть пятая.
Итак, герой типа Онегина и Печорина чисто теоретически могли бы быть хорошими отцами и тем самым принести огромную пользу нашей культуре. Для этого им всего лишь нужно было бы прожить достаточно ранний кризис личности. Ведь считается, что самый глубокий кризис личности человек проживает во второй половине жизни. Но это утверждение касается далеко не всех людей. Есть достаточно большой процент людей, которые начиная лет с 20 – 25 пытаются понять свое предназначение и разобравшись в нем добиваются больших успехов. Конечно, есть и другой вариант: не найдя своего места в жизни можно спиться, сойти с ума и т...
6 лет назад
Отец в нашей культуре. Часть четвертая.
Резюмируя предыдущий пост об отцовской фигуре в России: отец, как коллективная психическая фигура очень специфическая. Это отец только в биологическом смысле слова, а на психическом уровне — это нарциссическая фигура, или по просту говоря принц. Его интересует власть над материей, преемников, он не готовит, а убивает. В нашей культуре таких примеров масса. Кроме Ленина, о котором, мы говорили это и Сталин, и другие лидеры большевиков. Но есть ли альтернатива такому отцу в нашей культуре? Вот в чем главный вопрос. Конечно, есть. Однако главная трагедия заключена в том, что герой, который может стать нормальной отцовской фигурой не добирается до отцовства...
6 лет назад
Во спасение жизни.
На что можно пойти во спасение жизни? Нет не той жизни, в которой сквозит метафизика, теоретические размышления о пустоте и полноте стакана, оторванные от жизни, а той настоящей жизни, в коей сосредоточено духовное, исцеляющее начало, преображающее вселенную и позволяющее радоваться и улыбаться всему живому и растущему, позволяющей находить в себе связь с настоящей родиной человека, укрытой соблазнами и нелепыми играми этой планеты, жадно претендующей на единственное носительство жизни. Носительство, которое было утрачено под тягостью душ, жаждущих игр и посредством которых души возвращаются в желтые палаты, отчего дома, где их ждет забвение...
6 лет назад
Отец в нашей культуре. Часть третья.
Резюмируя два предыдущих поста: Отца как духовного, архетипического объекта в нашей культуре практически нет, потому что отцами становятся в нашем культурном поле фигуры нарциссические, воспитанные в матриархальных канонах. В качестве примера давайте, например к Ленину, который долгое время был отцовской фигурой для нашей культуры. Хотя он и сейчас остается важной составляющей нашей культуры. Практически в каждом городе есть памятники, улицы имени Ленина. И даже метрополитен в Москве назван в его честь. Действительно ли Ленин отец в психологическом смысле? Если приглядеться поближе, то, конечно, нет...
6 лет назад