Карпускулярий Юрия Шурпицкого
16
подписчиков
Поэт романтик строил замки из песка.
«Странная Гатчина со своими противоречиями. Когда она принадлежала блестящему любимцу императрицы – здесь возводилась суровая, строгая, почти что скучная своим однообразием архитектура! Когда же она перешла во владение цесаревичу, связавшему жизнь формальностями, военной дисциплиной, навязавшему русским чуждый «прусский дух», понастроившему всюду гауптвахты, казармы и заставы, тогда постройки поражают то сочным профилем, великолепием и величественностью, то, наоборот, изящной отделкой, тонким вкусом...
«В Камчатку послан был – вернулся алеутом…»
В заглавии слова А.С.Пушкина о Фёдоре Ивановиче Толстом, одном из популярнейших людей своего века. И в то же время бывшим загадкой для современников. А благодаря характеру и поведению, часто выходившими за рамки светских норм, стал прототипом нескольких литературных персонажей и адресатом стихотворных посланий и эпиграмм. Отчаянный дуэлянт. От его руки погибло одиннадцать человек. Судьба жестоко взыскала с него за каждого. Отличительными чертами его натуры были буйность и жестокость, презрение к моральным нормам в сочетании с храбростью и широтой натуры...
Предсказание
Известно, что в России всегда с особым чувством относились к юродивым. К их, порой, невнятному бормотанию прислушивались как простые люди, так и российские монархи. И немало примеров пророческих их предсказаний осталось в истории. Когда у Николая I родился наследник названный Александром, то мать его императрица Александра Фёдоровна приказала привести к себе известного тогда всей Москве юродивого Федьку. Того доставили и спросили: что ожидает новорожденного? Федька надул небритые щёки, взмахнул руками...
Ночной гость князя
В любой биографии, пусть даже самой краткой, русского поэта, князя Петра Андреевича Вяземского, непременно указывается на то, что в творчестве его произошёл однажды переворот от либеральных, западнических, атеистических идей к антиреволюционным, патриотическим, монархическим взглядам. В связи с этим интересно вспомнить об одном эпизоде из его жизни. О котором Пётр Андреевич рассказывал сам. Одной февральской ночью, подъезжая к своей квартире в доме на набережной Фонтанки у Аничкова моста, он заметил в окнах кабинета яркий свет...
Замок Архистратига Михаила.
Император Павел I был суеверен. О своей участи он был осведомлён ещё за четыре года. Когда в одну осеннюю ночь увидел сон, в котором к его изголовью приблизился сияющий святой старец и, благословив, велел надеяться на божью помощь. С этой императорской тайной, по-видимому, и связана лихорадочно-спешная постройка Михайловского замка. Прежде, на месте Михайловского замка стояло небольшое деревянное здание – так называемый Летний дворец, построенный Петром ещё в 1711 году. При Елизавете в нём жил наследник престола Пётр Фёдорович с супругой Екатериной...
«В его лице меня поразила обречённость. У него было лицо обречённого погибнуть!»
Так объяснял Илья Ефимович Репин выбор модели для своей картины «Иван Грозный и сын его Иван» Царевич с залитым кровью лицом на полотне – это впоследствии трагически погибший писатель, поэт и литературный критик В.М. Гаршин. Картина была показана на передвижной выставке в Петербурге в 1885 году. Всеволод Михайлович, увидев её там в первый раз, весь затрясся в мистическом ужасе, схватил за руку стоявшего рядом приятеля и вдруг, дрожащим от волнения голосом воскликнул: «Зачем!? Зачем столько крови!»...
Грани безумных отношений
Эта двадцатилетняя красавица обладала высокими устремлениями и идеалами, была полна сил и энергичного энтузиазма, но жизнь её оказалась, в конечном итоге, проигранной. А в памяти потомков осталась она, как пример женщины воспринимающей любовь «с позиции садистской страсти к господству и жестокости» Всё могло бы быть и иначе, если бы не бывший каторжник среднего возраста, обременённый умирающей от туберкулёза женой, страдающий эпилепсией и просаживающий деньги, играя в рулетку. Любовная связь эта была не долгой...
«Без особенных церемоний на этой земле»
Её можно назвать символом ушедшего ХХ века. Она была в центре интеллектуальной и культурной жизни нескольких поколений. Для неё создавала наряды Коко Шанель. Ей посвящено множество стихов и картин. О её любовных связях ходило, и до сих пор ещё ходят легенды и слухи. Её называли «колдуньей с горящими глазами, одержимой гением зла» Но важнее всех сплетен и скандалов было её влияние на жизнь и творчество двух великих сюрреалистов поэта Поля Элюара и художника Сальвадора Дали. Весь мир называл эту женщину Гала, а настоящее её имя было – Елена Дмитриевна Дьяконова...