Найти в Дзене
Новая волна
«Новая волна» возникла в самом конце 60-х гг. и включала в себя несколько подтечений, которые именуются нами «искусством» лишь в силу сложившейся традиции. Фактически в этой области продолжались эксперименты первой волны дадаизма, но уже лишенные всякой политической окраски. Остался лишь один эпатаж. Сами авторы считали себя «постмодернистами», начинающими новое искусство уже грядущего столетия. У этого подтечения много синонимов: «искусство первичных форм», «искусство АВС», «холодная школа», «посткубистическое искусство» и т...
4 дня назад
НЕОДАДАИЗМ: Новый реализм, Поп-арт
В неодадаизм входят два подтечения: «новый реализм» и поп-арт, причем второе зародилось в первом. Это вторая волна дадаизма, и ее расцвет падает на 1950-60-е гг. Несмотря на то что во всем мире получила распространение американская разновидность неодадаизма – поп-арт, хронологически первым было проявление английского поп-арта, названного позже «новым реализмом». В 1949 г. английский художник Френсис Бэкон, уже известный нам по традиционализму, стал использовать в своих станковых работах имитацию фрагментов фотографий (коллаж ситуаций)...
2 недели назад
ЭПАТИРУЮЩЕЕ ИСКУССТВО: Дадаизм
Дадаизм, точно так же как экспрессионизм, является следствием тяжелого разочарования интеллигенции в идеалах общества. Но если экспрессионисты в своем протесте ушли в себя, в свое творчество, то дадаизм бунтарски вышел в выставочные залы, на улицы и площади. Черты дадаизма уже проявились в предвоенные годы в Париже, однако окончательное оформление течения произошло 5 февраля 1916 г. на маленькой улочке Шпигельгассе в Цюрихе. Собравшиеся там два десятка европейских художников, поэтов и писателей,...
3 недели назад
ЭПАТИРУЮЩЕЕ ИСКУССТВО: Фовизм
Термин «эпатирующее искусство» введен искусствоведами, в нем объединены все течения, подтечения, разновидности подтечений и школы, которые так или иначе рассчитывают прежде всего на эпатаж зрителя. У большинства из них есть более или менее обоснованная теория, однако во всех присутствует анархический бунт, претендующий на определенную революционность. Одни из них оставили заметный след в истории развития искусства ХХ в., другие остались курьезом и не имели последователей. Из всех приведенных в схеме...
1 месяц назад
Пассивный сюрреализм
Это течение идеально соответствует той части теории сюрреализма, которая настаивает, что в творчестве художника должно быть как можно больше ничем не ограниченной свободы. В пассивном сюрреализме всё решается техникой письма, а всё остальное – опыт, умение, чувство цвета и т. п. – сведено к минимуму. Конечный итог, говорят отцы течения, предопределяет случай, и художник не должен вмешиваться в этот процесс. Приведенный выше эксперимент с графикой в 1935 г. был первым шагом к пассивному сюрреализму...
2 месяца назад
Академический сюрреализм: Половинчатый сюрреализм
К этому течению относятся художники, никогда не исповедовавшие серьёзно теорию сюрреализма, однако использовавшие те или иные приёмы и даже часто выставлявшиеся на выставках сюрреализма. Крупнейшим художником половинчатого сюрреализма был испанец Хуан Миро (1893-1983). Его работы иногда были выполнены в канонах параноико-критического сюрреализма, иногда неадекватного сюрреализма, а иногда в той разновидности, которая называется «инфантильный сюрреализм» и напоминает детские рисунки. Первая работа,...
3 месяца назад
Академический сюрреализм: Неадекватный сюрреализм
Этим термином называется течение, которое откололось от параноико-критического течения в конце 1920-х гг. Его сторонники, не отбрасывая теорию сюрреализма, взяли из традиционного искусства одно важное свойство – радость узнавания, то есть они отказались от беспредметности. Их принцип – реальные объекты в нереальных ситуациях. За свою фигуративность художники были прокляты разгневанными отцами правоверного сюрреализма, посчитавшими их деятельность предательством. Взамен этого неадекватные сюрреалисты...
3 месяца назад
Академический сюрреализм: Параноико-критический сюрреализм
Это течение сюрреализма достигло пика своего развития в 1920-х гг., его лидером был Андре Бретон – один из основных теоретиков течения. В этом русле работали и многие литераторы: Тристан Цара, Мишель Лерис, Робер Деснос, Поль Элюар, Луи Арагон и др. Основные художники этого течения пришли из дадаизма и привнесли из него много эпатажа. На первых порах течение было сильно политизировано, и его вожаки мечтали установить свою политическую власть через сюрреалистическое искусство. Они выпускали журнал «Сюрреалистическая революция», в котором излагали свои политические взгляды...
5 месяцев назад
СЮРРЕАЛИЗМ
Сюрреализм является одним из самых значительных направлений в изобразительном искусстве ХХ в. Он оказал большое влияние на многих художников разных стран. Эпатаж, с одной стороны, и зашифрованные образы-символы, с другой, привлекли к этому течению несметные толпы почитателей и подражателей. Сюрреализм имеет четкую хронологию и временные рамки. Своими далекими предтечами основатели направления считают Иеронима Босха (ок. 1450-1516) с его знаменитым «Садом наслаждений», Питера Брейгеля Старшего (1525-1569) с его «Изгнанием падших ангелов», Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543) с его «Послами»...
5 месяцев назад
«Неоизобразительность»
Термин был придуман искусствоведами и отнесен к творчеству художников разных стран и времен, в котором проявились промежуточные черты других течений. Лучшие работы этих художников были созданы в переломные периоды века, и поэтому они несут в своем творчестве черты как нового, так и старого. Вместе с этим художники «неоизобразительности» сами по себе неоднородны – среди них можно найти тех, кто приближается вплотную к реалистическому направлению, и тех, кто, удаляясь от него, отказывается от реалистического видения...
6 месяцев назад
Социалистический реализм
Определение этого термина было дано в 1934 г. на Первом съезде писателей СССР: «Социалистический реализм — художественный метод, основным принципом которого является правдивое, исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии». Этой формулировке предшествовало разъяснение, высказанное И. В. Сталиным в октябре 1932 г. на квартире М. Горького:"Вы не должны забивать голову художника абстрактными тезисами. Он должен знать теорию Маркса и Ленина, но должен знать и жизнь...
7 месяцев назад
Искусство «новеченто»
Этим термином называется искусство периода фашизма в Италии, власть которого была более длительной, чем в Германии, и вместе с тем более гибкой в культурной политике. В стране не исключались другие течения, как, например, футуризм или эклектичное подтечение, вышедшее из «новеченто», — «неоготика». Самим названием термина его идеологи пытались пристегнуть искусство 1920–1943 гг. к традициям Возрождения. Новеченто укладывалось и как бы продолжало ряд дученто-чинквеченто. Лучшие из сохранившихся образцов...
8 месяцев назад