Найти в Дзене
Двухэтажный троллейбус в Москве
Как двухэтажный автобус стал одним из символов Лондона, так и символом Москвы мог стать двухэтажный троллейбус ЯТБ-3. Первая такая диковинка удивляла прохожих и автовладельцев на проспекте Мира 26 июля 1938 года. Модель скопировали с единственного попавшего в Советский Союз английского образца, а всего на Ярославском автомобильном заводе выпустили десять таких «двухэтажек». Но оказалось, что контактная сеть на них, конечно, не рассчитана, пользоваться транспортным средством с единственной дверью...
7 лет назад
Как в Александровском саду появились и исчезли роскошные деревянные терема
Ни до, ни после Политехнической выставки 1872 года Александровский сад не видел такого количества шедевров деревянного зодчества. Чего только стоит павильон Петра I, который возвели специально в честь 200-летия первого императора. 86 временных строений простояли у стен Кремля всё лето, а побывало в них больше 750 тысяч человек. Здания создавали признанные мастера псевдорусского стиля – Иван Павлович Ропет, Виктор Александрович Гартман и Дмитрий Николаевич Чичагов и многие другие...
7 лет назад
Почему крыша Даниловского рынка выдерживает все капризы погоды
Семь с половиной веков оживлённой торговли – именно столько насчитывает история старейшей торговой площадки столицы, Даниловского рынка. Название он получил от расположенного неподалёку монастыря, который в 1282 году основал младший сын Александра Невского Даниил. С тех пор прилавки никогда не пустуют. Конструкцию традиционного для рынков сводчатого купола придумали архитекторы Феликс Новиков и Гавриил Акулов. Она похожа на ромашку с четырнадцатью лепестками и 15-метровым стеклянным куполом в сердцевине...
7 лет назад
Деревянная Москва: дача-дворец в Сокольниках
Эта избушка полтора века назад считалась элитным жильём не хуже московских апартаментов – здесь был телефон, тёплый туалет и даже душ с горячей водой! Сокольники в 1860-х годах стали популярным дачным местом, жить в котором было почти так же комфортно, как и в городе. При этом местные шедевры архитектуры невозможно с пренебрежением назвать дачными! Например, академик архитектуры Василий Петрович Загорский, автор проекта Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского взялся за...
117 читали · 7 лет назад
Тайна названия Бабьего городка в Москве
Никаких женских общежитий или ткацких фабрик – вообще ничего «особенно девичьего» в Бабьем городке на Якиманке нет. Вся местность за Крымской набережной получила такое название во время укрепления берега реки в XVII-XIX веках. Сваи вбивали подвесным молотом – бабой. Правда «женская» легенда всё-таки существовала, её передал В. Н. Татищев. Якобы в 1382 году, во время нашествия хана Тохтамыша, из-за голода городские ворота закрыли перед несколькими сотнями баб из окрестных деревень...
7 лет назад
Как варили лучшее пиво России: почти как в Мюнхене
Как и почему архитектор ЦУМа и Пушкинского музея взялся строить Бадаевский пивоваренный завод, который теперь считается шедевром промышленной архитектуры. Купец Бенедикт Гивартовский и пивовар Альберт Кемпе в 1875 году решили в Москве построить пивоварню не хуже западной. Первый к тому моменту уже владел спирто-дрожжевым заводом на Дербенёвской набережной, второй – отучился в Риге и Мюнхене, поэтому мечты были вполне обоснованы. Пустырь на Кутузовском проспекте по тем временам выкупили за 10 тысяч рублей...
7 лет назад
Геер + Кекушев = модерн
Позже ставший характерным для стиля модерн растительный декор украсил ограду богадельни имени И. Н. Геера на Верхней Красносельской улице и царские врата открытого при ней храма в честь святого Иосифа Обручника. Главный купол, до сих пор видный издалека, венчал каменный крест, а внутреннее убранство поражало необычными «двойными» иконами в нижнем ряду иконостаса – каждый святой держит в руках ещё один образ, причём объёмный. Все палаты в боковых крыльях были сгруппированы вокруг церкви, чтобы богослужение было слышно даже тем, кто не мог присутствовать на нём лично...
7 лет назад
Москва, которой нет: усадьба колокольного магната
Деревянная Москва с её резными ставнями уходит в прошлое. Но в Сокольниках сохранилось одно из зданий старой усадьбы, которая принадлежала самому известному колоколозаводчику страны. Царь-колокол, «Успенский» колокол для кремлёвской звонницы, 14 колоколов для Храма Христа Спасителя, колокола для Афонского монастыря и Киево-Печерской лавры были отлиты на одном предприятии – Колокольно-литейном заводе Финляндского. К началу XX века его владелец Николай Дмитриевич имел уже пятнадцать различных наград...
7 лет назад
Ядерные испытания в московском метро: распад урана на «Динамо»
Станцию «Динамо» за Замоскворецкой линии открыли 11 сентября 1938 года, а всего через пару лет здесь сделали научное открытие мирового уровня. К моменту открытия лаборатории на станции метро уже было открыто явление распада ядер урана под воздействием медленный нейтронов. Тогда И. В. Курчатов предложил двум своим аспирантам – физикам Г. Н. Флёрову и К. А. Петржаку – проверить, что будет при бомбардировке урана быстрыми нейтронами. Проводить испытания на поверхности земли было невозможно, потому что космическое излучение создавало слишком сильные помехи...
251 читали · 7 лет назад
Как придумали название станции метро «Римская»
Ни Колизея, ни других намёков на Италию вблизи станции метро «Римская» не отыскать. Так к чему тут все эти классические панно, Ромул и Рем, единственный во всей подземке фонтан, да и само название? Идею придумали итальянские архитекторы А. Куатрокки и Дж. П. Имбриги, которые приняли участие в художественном оформлении станции. Их пригласили специально,...
876 читали · 7 лет назад
Как Москва встречала Энрико Карузо
Опера «Аида» Джузеппе Верди была любимой у профессора Преображенского в «Собачьем сердце», да и у самого Михаила Афанасьевича Булгакова. И это при том, что «уникального Радамеса, лучшего из всех, какие только были до сих пор», писателю услышать не довелось. Энрико Карузо приехал в Москву в марте 1900 года, и сразу – в Большой театр! Видимо, не без зависти русские артисты отмечали, что не видели такие толпы людей ни разу за свою артистическую жизнь: зрители стояли у дверей при тридцатисемиградусном морозе...
7 лет назад
Аэростаты на страже Москвы
Москву от авианалётов во время Великой Отечественной войны спасли аэростаты! Чтобы прицельно сбросить бомбу, немецким самолётам приходилось лететь на небольшой высоте, где они и врезались в заградительную систему или сталкивались с тросами, после чего удержать самолёт от падения было почти невозможно. Таких «аварий» насчитали более 120, а за время войны благодаря аэростатам заграждения удалось уничтожить более 150 самолётов неприятеля. Подразделение противовоздушной обороны Москвы к 1943 году насчитывало уже 440 воздушных постов, а всего по линии фронта их было не меньше трёх тысяч...
7 лет назад