Найти в Дзене
В ответ на пост
В ответ на пост Продолжаем тему самообразования. В Телеграм мой длиннопост не влез, пришлось писать статью на VC и Дзен (Ух, как я его ненавижу!) PDFы статей скинул в комментарии внутри этого поста в Telegram. Приятного чтения! https://vc.ru/education/1980639-kak-uchitsya-novomu-efektivnye-metod
2 недели назад
Как я учусь новому: цифровой конспект от руки, который работает
Когда мы осваиваем что-то новое, наш мозг проходит три этапа:кодирование, хранение и извлечение информации (Encoding, Storage, Retrieval). Сначала мы "записываем" новые данные, потом они где-то лежат, а когда нужно — мы их достаем. Интересно, что первый и последний этапы — кодирование и извлечение — тесно связаны. Хороший пример — метод Фейнмана. Пытаясь объяснить сложную тему простыми словами, как ребенку, мы на самом деле не только извлекаем знания из памяти, но и лучше их кодируем. Сразу видны пробелы, понятно, что нужно доучить...
2 недели назад
В ответ на пост
В ответ на пост Продолжим тему самообразования. На этой неделе Гугл обновил свой AI сервис для работы с информацией: NotebookLM теперь он поддерживает 50+ языков, включая русский. Загружаете .PDF и аудиофайлы, указываете ссылки на сайты, видео YouTube, документы и презентации Google. Теперь с этой информацией можно "разговаривать". Внутри NotebookLM мультимодальная ИИ-модель Gemini 2.0. По вашему вопросу, она произведёт поиск по всем вашим источникам и попробует ответить на ваш вопрос, опираясь на информацию которую нашла, указвывая ссылки на цитаты и обобщая пересечения между разными источниками...
4 недели назад
Как грызть гранит науки
Как грызть гранит науки. Пол года уже изучаю один сложный курс, но продвинулся лишь на 30%. Хочется ускориться, но я понимаю, что настоящая работа с информацией требует времени. Эта статья — результат размышлений над этой дилеммой. Представьте себе геологоразведку. Вот один подход: геолог-энтузиаст приезжает на участок, бурит сотни скважин почти наугад, собирает тонны керна и образцов породы. Его склады ломятся от камней, грузовики постоянно подвозят новые ящики. Он может гордиться масштабами своей деятельности! Но есть проблема: он понятия не имеет, есть ли там что-то ценное и где именно. Он...
1 месяц назад
Подумай - спланируй - сделай - проверь
Подумай - спланируй - сделай - проверь В мире PMI (Project Management Institute) есть такой забавный «пиэмизм»: слово «планирование» там часто используют почти как синоним слова «подумал». И наоборот. Поначалу мне эта связь казалась натянутой – уж слишком разными выглядели эти понятия. Но со временем начинаешь видеть в этом подходе свою, довольно глубокую мудрость. Ведь и правда, можно ли что-то толково спланировать, предварительно не подумав? Наверное, нет. И наоборот, когда мы над чем-то всерьез задумываемся, особенно в контексте какой-то задачи, мы ведь часто пытаемся понять, как действовать дальше...
1 месяц назад
Команда проекта на автопилоте. Знакома ли вам ситуация? Вы с головой погружены в срочные задачи, отвлекаясь от общего хода проекта. Кажется, стоит только выпустить штурвал из рук, и всё развалится. Выныривая из пучины текучки, вы с ужасом представляете, как без вашего контроля работа встала, люди не передали задачи дальше по цепочке или застряли на неразрешимой проблеме. Вы судорожно бросаетесь выяснять, что происходит, и… с удивлением обнаруживаете, что дела идут на удивление хорошо. Даже не идут — мчатся! Все знают, что в приоритете. Никто не тянет одеяло на себя. Возникают проблемы? Сотрудники знают, к кому обратиться. Что-то мешает работе? Команда собирается и вместе находит решение. Работать в таком коллективе — настоящее счастье. Все увлечены общим делом, поддерживают друг друга, подставляют плечо, если нужно. Это как единый, слаженно работающий организм. Каждый понимает общую цель и замысел, страхует коллег и приходит на помощь, если что-то идет не по плану. Ребята сами обращают внимание на упущенные детали, подсвечивают возможные риски и предлагают, как их обойти. Все работают на достижение общей цели проекта. Такая работа напоминает полёт на самолете. После взлёта, когда всё идёт штатно, экипаж включает автопилот, чтобы заняться другими важными, но не срочными делами. В команде проекта «автопилот» возможен, только если она сыграна, как оркестр. Каждый участник: -   Знает сильные и слабые стороны коллег. -   Обладает высокой квалификацией. -   Не боится принимать решения. -   Доверяет коллегам, не ждет подвоха и открыт к конструктивной критике. И когда каждый из этих "музыкантов" знает не только свою партию, но и партию того, кто идёт следом, тогда и рождается слаженная работа команды, способной лететь на автопилоте.
2 месяца назад
Список литературы по Теории Ограничений от Саши Брызгаловой. Горячо рекомендую! https://t.me/AABryzgalova/258
2 месяца назад
начало: dzen.ru/...w4n Пример из жизни: вождение автомобиля Вряд ли среди моих читателей много пилотов, поэтому давайте рассмотрим более близкий пример – вождение автомобиля. Чтобы попасть в ДТП, вы тоже должны "лишиться" защитной мощности: -   Несоблюдение дистанции. Это уменьшает вашу защитную мощность в виде времени на реакцию. Если впереди идущий автомобиль резко затормозит, у вас будет меньше времени, чтобы избежать столкновения. -   Управление одной рукой. Это уменьшает вашу защитную мощность в виде контроля над автомобилем. При пробое колеса или попадании в яму может не хватить сил, чтобы удержать машину на дороге. -   Превышение скорости. Это сокращает и защитную мощность в виде времени, и защитную мощность в виде пространства для маневра. У вас будет меньше времени на оценку ситуации и меньше места для торможения или объезда препятствия. -   Телефон за рулем. Даже если дорога кажется пустой, вы лишаете себя защитной мощности в виде внимания. Наезд на яму, внезапно появившийся пешеход, неожиданный маневр другого водителя – все это может привести к аварии, если вы отвлечены. Опасность "оптимизации" Горе-оптимизаторы, стремясь повысить КПД, часто начинают "резать косты" – убирать то, что кажется лишним. Но они не задумываются о последствиях. С каждым "отрезанным куском" система теряет надежность, а не просто ресурсы или защитную мощность. Анализ системы не проводится, реальная вариабельность не учитывается. Система становится все более уязвимой, пока в один "прекрасный" момент её не пробьет. Суть безопасности – защита от неожиданностей Ваша система (самолет, автомобиль, рабочий процесс) должна быть защищена от редких, но разрушительных событий. Но защита – это не только "толщина брони". Это ещё и умение предвидеть, и наличие достаточной защитной мощности. Защита – это не просто избыток ресурсов ("страховка"), но и осознанный подход к любым изменениям. Прежде чем что-то "оптимизировать" или менять в системе, нужно тщательно проанализировать: -   Какие "волны" вариабельности (отклонений от нормы) могут возникнуть в этом месте? Речь не только о привычных показателях (литры, километры, штуки). Это может быть и давление в трубе, и температура, и усталость персонала – всё, что может колебаться. -   Насколько сильными могут быть эти "волны"? Каков максимальный уровень отклонения, который мы можем ожидать? -   Не создаст ли наше изменение "слабое звено"? Не получится ли так, что, улучшая одно, мы ослабим другое? Не станет ли система более уязвимой к какому-то виду "волн"? Не получится ли так, что "лекарство" окажется хуже болезни? Другими словами, любое изменение – это "инъекция" в систему. И, как в медицине, у этой "инъекции" могут быть побочные эффекты. Наша задача – не просто "вколоть" решение, а предусмотреть и "отсечь" возможные негативные последствия. В Теории Ограничений для этого есть специальный подход (NBR): прежде чем что-то менять, подумай, что может пойти не так, и подстрахуйся. Проход важнее КПД Часто производительность системы определяется не КПД, а её проходом – способностью достичь поставленной цели. Ваш автомобиль оценивается не по расходу топлива, а по тому, довезет ли он вас до пункта назначения, и с каким комфортом. Возможно, вашу систему не нужно оптимизировать. Возможно, её нужно направлять к достижению более высоких результатов, обеспечивая достаточную защитную мощность, пусть даже ценой больших кажущихся затрат. Авиакомпаниям, возможно, стоит больше думать о безопасности, а не о снижении расходов. Эффект катастрофы отразится не только на пассажирах, но и на самой компании (репутационные и финансовые потери), и даже на государстве (снижение доверия к отрасли, экономические последствия). P.S. Создавайте защитную мощность за рулём. Не пытайтесь "оптимизировать" ваше время в пути. Лучше доехать до цели, чем "эффективно" отправиться на тот свет.
3 месяца назад
Защитная мощность и безопасность Недавняя катастрофа Embraer E190 под Актау (AZAL) заставила рекомендательную систему Youtube подкидывать мне в ленту ролики об авиационных происшествиях. Ну и я, признаюсь, залип. Просмотрел множество расследований и невольно примерял свой менеджерский опыт и знания Теории Ограничений (ТОС) к каждой ситуации. Как говорится, если у тебя в руках молоток, всё вокруг кажется гвоздями. И вот что интересно: многие катастрофы, если смотреть на них через призму ТОС, происходят из-за того, что система потеряла защитную мощность. В любой системе есть непредсказуемые колебания, отклонения от нормы – вариабельность. Обычно система с ними справляется. Но если защитной мощности недостаточно, то стечение нескольких даже не самых серьезных неприятностей может привести к катастрофе. Как будто несколько маленьких волн, наложившись друг на друга, превращаются в цунами. Что такое защитная мощность? ТОС учит нас, что в любом процессе – будь то производство, поставки или управление проектами – должна быть защитная мощность. Это не просто "запас на всякий случай", а специально выделенный ресурс, который позволяет системе справляться с неизбежными сбоями и колебаниями. - На производстве: Производительность системы в идеале определяется ресурсом-ограничением ("барабаном"). Но из-за вариабельности любой ресурс с ограниченной мощностью (РОМ) может временно стать "узким местом". Поэтому у всех ресурсов, кроме "барабана", должна быть защитная мощность – запас, позволяющий "подстраховать" систему при сбоях, включая сбои на самом РОМ. Избыточная мощность – это то, что остается сверх защитной. Но даже "барабан" не должен работать на 100% – ему нужен запас для обслуживания. - В проектах: Защитная мощность проявляется в виде буферов времени, добавленных в критическую цепь (последовательность работ, определяющую длительность проекта). Этот буфер – не "лишнее" время, а ресурс, который позволяет проекту не сорваться из-за непредвиденных задержек. - В авиации (и не только): Два двигателя вместо одного, три датчика скорости вместо одного, дублирование и троирование систем – всё это примеры защитной мощности. Это не просто "перестраховка", а жизненно важный ресурс, который спасает в критических ситуациях. Когда не хватает защитной мощности Катастрофа – это результат стечения нескольких редких событий, каждое из которых само по себе могло бы и не привести к трагедии. Когда они накладываются друг на друга, а защитной мощности не хватает, случается беда. Примеры из авиации: - Отказ обоих двигателей. Редкая ситуация, но именно для неё и нужна защитная мощность: резервные системы управления, планирование на случай отказа, тренировки экипажа. Если этих мер недостаточно или они проигнорированы (например, экипаж не отработал действия в такой ситуации), отказ двигателей приводит к катастрофе. - Отказ всех трех датчиков скорости. Ещё более невероятно, но и здесь важна защитная мощность: резервные приборы, дублирующие системы, возможность пилотирования по другим параметрам. Катастрофа происходит, если экипаж оказывается не готов к такому развитию событий из-за нехватки тренировок (защитная мощность в виде навыков) или из-за отказа дублирующих систем (защитная мощность в виде оборудования). - Экономия топлива. В этом случае авиакомпания сознательно уменьшает защитную мощность (запас топлива), повышая риск. Пилот, ограниченный в топливе, может быть вынужден отказаться от ухода на второй круг, даже если это необходимо.
3 месяца назад
Купил себе вот такой паяльник. После Lukey 852 такое ощущение, как с жигулей на спортивный байк сел. А его ещё и в карман покласть можно. https://mysku.club/blog/aliexpress/100964.html На озоне 4 рубля стоит.
3 месяца назад
DeepSeek R1. Новая эра рассуждающих моделей Новостные ленты продолжают сотрясать известия о выходе в свет очередной модели от Китайской компании DeepSeek. Откуда ни возьмись, повылезала куча всевозможных экспертов, в массе своей несущих полную ерунду. Я же с середины января 2024 года изучаю эту модель, и впечатление от неё крайне положительное. Ниже я расскажу, почему. Если вы пропустили волну хайпа, напомню: китайская компания DeepSeek выпустила новую бесплатную модель R1, которая сейчас занимает третье место в мировом рейтинге, причём с незначительным отрывом от лидера. В России модель доступна без ограничений, что позволяет уйти от использования куда более слабых продуктов, таких как GigaChat и YaGPT. Первое, что производит впечатление, — это когнитивные способности DeepSeek R1. Похоже, что на сегодняшний день это самая сильная рассуждающая модель на рынке, если не считать OpenAI O3-Research, которая пока что не всем доступна. R1 — первая модель, способная рассуждать на русском языке. Наблюдать за этим процессом крайне увлекательно. Временами кажется, что она умудряется рассуждать даже лучше, чем я. Этот режим полезен, если у вас есть какой-то сложный вопрос или вам необходимо решить практическую задачу. А если подключить к ней ещё и поиск, то она осуществит поиск по сайтам, проанализирует всю найденную информацию и выделит именно ту, которая нужна для вашего запроса. Это значительно облегчает поиск в интернете и решение практических задач, требующих анализа данных. Также через рассуждающий режим хорошо получается анализировать ошибки в коде или логах. Модель грамотно понимает поставленную задачу, чётко осознаёт, как ей нужно действовать, что и где искать. После этого она производит анализ и с помощью своих рассуждений делает правильные выводы, даёт адекватные рекомендации и советы. Вообще, у модели очень высокий уровень общего интеллекта. Окно в Китайский интернет Новую версию DeepSeek R1 здорово использовать для задач поиска, особенно в китайском интернете. Раньше для нас китайский сегмент Сети был непонятной, неисследованной материей, "terra incognita". Теперь же мы имеем туда не окно, а огромную дверь. Модель производит осмысленный поиск по интернету: она не просто ищет по ключевым словам, а именно понимает суть запроса. DeepSeek R1 открывает страницы, анализирует каждую и извлекает то, что нужно. Субъективно это работает в разы лучше, чем поиск через Google или Яндекс, поскольку происходит не только по ключевым словам, но и по смыслу запроса. Например, можно с первого раза получить сравнительный анализ двух документов. В качестве примера, я спросил её: "Что нового в прототипе PMBOK 8 (редакция 2025 года) и чем он отличается от PMBOK 6". Модель проанализировала сайты, форумы, сообщения специалистов и тех, у кого есть доступ к этой информации, и вывела мне нововведения PMBOK 8, отличия от шестой версии, а также то, как это повлияет на экзамен по PMP-сертификации. Коллеги, работающие в Китае, говорят, что, даже находясь там, порой сложно найти адекватных поставщиков или фабрики. Приходится поручать это дело местным жителям, которые хорошо представляют себе устройство китайского сегмента интернета. Они находят в нём то, что обычный человек, европеец, никогда бы не обнаружил. Теперь эта суперсила доступна любому. Например, я задался целью найти китайские фабрики, делающие антенны под заказ, и DeepSeek предложил мне 15 весьма достойных вариантов. Это не сравнить с тем, что можно найти с помощью стандартных методов поиска. Вы можете попробовать поискать поставщиков, фабрики, товары. Моя знакомая нашла несколько человек, которые могут обучить национальным китайским танцам. В обычном интернете эта информация просто не обнаруживалась.
3 месяца назад
Ещё R1 как модель интересен тем, что в нём отсутствует цензура, пресловутая "европейская повестка" и крен в сторону европейских ценностей. Отдельно стоит подчеркнуть, что модель бесплатна как для частного, так и для коммерческого использования. Её можно развернуть локально или в закрытом контуре предприятия, использовать в своих продуктах, требующих интеграции с языковыми моделями. Лицензия MIT позволяет использовать её по своему усмотрению. Лайфхак промтинга для рассуждающих моделей Хочется подсветить ещё один момент по работе с DeepSeek R1. Промтинг. В рассуждающих моделях он отличается. Поскольку эти модели умеют думать, им не нужно рассказывать, кто они и как должны себя вести, чтобы вам помочь. Структура промпта для R1 выглядит так: 1. **Цель.** Несколько слов или предложений, описывающих вашу конечную цель. 2. **Формат вывода.** Несколько предложений, описывающих желаемый формат ответа. 3. **Предупреждение.** Чего не делать и на что обратить особое внимание. 4. **Контекст.** Полезные дополнительные данные, которые помогут модели в работе над задачей, или сами данные, которые нужно обработать, или любая другая информация, которая вам кажется полезной. Напоследок скажу, что DeepSeek доступен как в виде веб-версии, так и в виде приложений для Android и iOS. Если захотите попробовать, обязательно нажмите на обе кнопки в поле ввода: левую, активирующую рассуждающий режим, и правую, открывающую доступ к поиску в интернете.
3 месяца назад