Найти тему
Статьи
МУЗЕЙНЫЙ СЛОВАРЬ Цата - часть оклада иконы, нагрудная подвеска в виде полумесяца, прикреплённая к венцу. Этот вид украшения произошёл от гривн. Они представляли собой цельнометаллические обручи, которые носили на шее как мужчины, так и женщины. Со временем на Руси начали изготавливать специальные иконные гривны, дополненные в нижней части пластинками, похожими на монеты. В древности мелкие монеты называли цатами. Но с конца XVI века это слово поменяло своё значение и стало означать саму гривну, с подвесками и без них. В фондах Сергиево-Посадского музея-заповедника хранится серебряная, с цветной эмалью цата, созданная в 1869 году в мастерской Троице-Сергиевой лавры для украшения иконы Богоматери «Смоленская». Центральное место в её декоре занимает крупный шестиугольный раух-топаз (дымчатый кварц) с резным изображением Святой Троицы. Этот камень значительно старше цаты и находился в золотой панагии одноимённой иконы письма Андрея Рублёва. К середине XVIII века часть оклада сняли, а раух-топаз извлекли и хранили как самостоятельный предмет. Лишь спустя столетие его решили использовать для создания цаты.
3 дня назад
Покровский храм Московской духовной академии
Более половины первого столетия своего существования академия не имела своего храма. Богослужения проходили в основном в церквях Троице-Сергиевой лавры, на территории которой академия расположена. С таким порядком были сопряжены определенные неудобства, и академическое начальство просило об устройстве собственной церкви. Но митрополиту Филарету (Дроздову) «не желалось, чтобы Академия, находящаяся в стенах лавры и под сению преподобнаго Сергия, выделялась особенностию своего богослужения, не зависимаго...
164 прочтения · 1 неделю назад
Могила царского воеводы
В 2002 году в 0,6 м к востоку от юго-восточного угла южной паперти Никоновской церкви было найдено массивное белокаменное надгробие (длина – 179 см, толщина – 39 см). Найдена на глубине 0,65-0,7м от современной дневной поверхности. Лицевая поверхность плиты стерта не менее чем на 3-4 см. Боковые поверхности надгробия были украшены рельефным орнаментом. На торце изголовья орнамент был срезан и на выровненной поверхности вырезана вглубь надпись в 3 строки:. ..[сен]тября в вi (12) днь убиенъ околничей...
4 прочтения · 1 неделю назад
МУЗЕЙНЫЙ СЛОВАРЬ Трепало - необходимый в хозяйстве предмет, представляющий собой лёгкие дощечки из хвойного дерева лопатообразной либо ножевидной формы. Использовалось для трепания волокна (льна, пеньки или конопли) ручным способом. Трепала разной формы - в виде удлиненной лопатки с закругленным краем и в виде тонкого деревянного ножа представлены в экспозиции «Мир русской деревни» музейного комплекса «Конный двор». Оба - изготовлены в XIX веке в Вологодской губернии. После сбора льна на поле приходило время его обрабатывать: измятый лен необходимо было очистить от грубых частиц волокна и остатков кострики – одревесневшей части стеблей. Для этого его трепали. Делали это разными способами, например, «обмолотом», ударяя волокном о столб или стену. Но чаще всего использовали трепала, которые различались не только по форме, но и по размерам. Для сильного льна со здоровым волокном использовали тяжелое длинное трепало. Для слабого спутанного льна требовалось трепало легкое и короткое. Трепанием льна занимались обычно девушки и женщины. Это была тяжелая и грязная работа. Крестьянки работали стоя, в левую руку брали пучок измятых на мялке стеблей, а в правую руку брали трепало, которым наносили по пучку ряд сильных и частых ударов. Лица приходилось закрывать платками. Трепала всегда тщательно украшались, ведь красивое трепало было предметом гордости его владелицы. В народе считалось, что трепало для женщины то же самое, что топор для мужчины. Довольно широко был распространен обычай дарить украшенное резьбой трепало девушке во время сватовства, или молодой жене после свадьбы родственниками её мужа. Не случайно на Вологодчине сложилась поговорка: «Сделай, миленький, трепало, чтобы сердце припадало». Как правило, геометрический узор, выполненный трехгранно-выемчатой резьбой, представлял собой комбинацию кругов, полукругов, ромбов и крестообразных фигур. На ручке иногда помещалось стилизованное изображение конька. Очень часто плотный орнамент сочетался с полосами сквозной резьбы. Ажурные узоры не только украшали орудия труда, но и придавали ему необходимую легкость. На «Льняницу» (по старому календарю 10 октября) устраивали льняные смотрины: выносили вытрепанный лён на показ, у кого лучше. На этот счёт даже существовала пословица: «Смотри молодца из бани, девицу из трепальни». #спмз #музейный_экспонат
1 прочтение · 1 неделю назад
Делимся кадрами подготовки к открытию выставки «Суджа. Сохраненное». Новый проект знакомит с обширным собранием русского традиционного художественного текстиля и керамики Суджанского края 19-20 веков: праздничными женскими и мужскими костюмами, полотенцами, скатертями, образцами ткачества, глиняной игрушкой. Коллекции были собраны в 1992–1993 годах сотрудниками музея В.М. Жигулевой, Л.М. Зайцевой и Г.П. Черкашиной во время научных экспедиций в Курскую область по изучению и приобретению в музейный фонд произведений народного искусства. Новая выставка является акцией солидарности с жителями Курской области, пострадавшими от вторжения ВСУ в регион и Суджанским краеведческим музеем.  4 октября 2024 года  Музейный комплекс «Конный двор» (ул.1-ой Ударной Армии, 2)  5 октября, в субботу, в 14.00 выставку «Суджа. Сохранённое» можно посетить с экскурсией  Подробно: 8(496)540-53-56 #спмз   #музеи_дружат
2 прочтения · 2 недели назад
Первый памятник императору Павлу I
Приказом императрицы Екатерины II законоучителем и духовником наследника престола Павла Петровича, а так же придворным проповедником был назначен известный деятель 18 века митрополит Платон (Левшин). Важную роль сыграл ученик в жизни основанной митрополитом Платоном Вифанской обители. В 3-х километрах от Троице-Сергиевой лавры (сегодня это поселок Птицеград) митрополит Московский Платон (Левшин) – тогда еще архиепископ – в 1783 году основал Спасо-Вифанский монастырь. К этому времени владыка, мучимый частыми болезнями, предполагал отказаться от управления епархией...
12 прочтений · 2 недели назад
МУЗЕЙНЫЙ СЛОВАРЬ Палица – ромбовидный плат с изображением посередине креста или иконы, одним углом прикрепляющийся к облачению священнослужителя с правой стороны. В символическом значении палица имеет смысл духовного меча, то есть Слова Божьего, которым всегда должен быть вооружён пастырь, а также символизирует ещё и край полотенца, которым Иисус Христос отирал ноги ученикам. ◼Палица.Бархат шелковый, нить золотная, канитель позолоченная, жемчуг, люрекс; ткачество мануфактурное, золотное шитье по карте. 40,0 х 35,0 см. 📌Выставка «Умелых рук искусная работа. Произведения золотошвейного искусства мастерской Романовых». Выставочный зал «Ризница Троице-Сергиевой Лавры»
3 прочтения · 3 недели назад
МУЗЕЙНЫЙ СЛОВАРЬ УХВАТ — приспособление для постановки горшков, корчаг, чугунов в русскую печь. Его рабочая часть представляет собой разомкнутый круг из кованого железа и железной втулки, в которую вставляется деревянная рукоятка. Рога обхватывают горшок снизу, горшок «садится» широкой частью на ухват, задвигается в печь и выдвигается из неё. Для удобства работы с большими ёмкостями этот инструмент иногда дополняли колёсиками. В каждом доме было несколько ухватов разного размера, которые стояли справа от печи рогами вниз, как они выставлены в экспозиции «Мир русской деревни» в музейном комплексе «Конный двор». Один из этих ухватов изготовлен в Вятской губернии и датируется концом 19 – началом 20 века. Ухват, поставленный рогами вверх, выступал в качестве оберега и должен был защищать обитателей дома от нечистой силы. Так делали, например, во время родов, в свадебных и погребальных обрядах русской деревни. #музейный_словарь
2 прочтения · 3 недели назад
Виды русских монастырей в гравюре и литографии
Гравюра давно стала предметом собирательства и коллекционирования. Как правило, любители графического искусства стремились составить собрание листов, изданных известными граверами или относящиеся к раритетам.  Среди многообразия гравированных произведений можно выделить особую тему, связанную с ведутой, то есть видом того или иного архитектурного ансамбля, снятым с натуры и доработанным в мастерской. В ведуте же есть и более узкое направление — изображение монастырского ансамбля. Гравюра не стала первооткрывателем этого жанра...
11 прочтений · 1 месяц назад
Игрушечные дома и города. Ко Дню народной игрушки
В XIX столетии основным местом производства архитектурных игрушек был Сергиевский Посад — крупнейший игрушечный центр России. Богомольцы, посещавшие Троице-Сергиеву лавру, охотно покупали недорогие игрушки, художественные изделия местных ремесленников. Среди огромного разнообразия игрушечного базара особое место занимала наборная деревянная игрушка «Троице-Сергиева лавра», которую изготавливали, скорее всего, с середины XIX столетия. Она была одной из любимых покупок в память о посещении древнего монастыря...
1 месяц назад
МУЗЕЙНЫЙ СЛОВАРЬ «Синика» - глина особого сорта, которая шла на изготовление филимоновских игрушек. Запасы этой глины встречались лишь вокруг деревни Филимоново, тогда как глины, пригодные для гончарной посуды («паглинок»), встречались гораздо чаще. Кстати, для лучших горшков к гончарной глине обязательно добавляли немного синей. «Синика» характеризуется особой пластичностью: вязкая, жирная и однородная, как тесто, она легко мнется и тянется, позволяя вытягивать фигурку практически любой высоты из единого куска. Нет необходимости лепить форму по частям, соединяя детали, как это делается в других промыслах. К тому же при просушке поверхность изделий быстро покрывается трещинами, ее приходится все время заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая тулово фигурки. Отсюда и своеобразие филимоновской игрушки — удлиненные пропорции, обобщенные формы, абсолютно гладкая поверхность, отсутствие лепных украшений, которые широко применяются в дымковской пластике. Обжигали игрушки вместе с гончарной посудой в горне, постепенно повышая температуру обжига (для чего следили за пламенем, чтобы вовремя добавить поленья), в течение одной ночи. Затем остужали и раскрашивали. После обжига синяя глина, из которой делают игрушки, приобретает почти белый, с розовато-желтым, палевым оттенком цвет. Особый теплый оттенок белого цвета у обожженных филимоновских изделий является их характерным признаком. Для раскраски покупали порошковые краски, те же, которыми красили домашнюю шерсть. Их растирали с яичным желтком или эмульсией из белка и желтка. Обязательными цветами были желтый и красный, дополнительными — синий и зеленый. Открытые, яркие краски в сочетании с белой глиной придавали игрушкам нарядный, праздничный вид. Узнать всё об игрушечных промыслах, познакомиться с именами и работами знаменитых мастеров-игрушечников и разгадать секреты изготовления деревянных и глиняных игрушек можно уже в эту субботу, 24 августа, на праздновании «Дня народной игрушки» в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. Программа дня разнообразна и рассчитана, в первую очередь, на юных гостей музея. Знакомьтесь, выбирайте и присоединяйтесь к игрушечному путешествию с загадками, заданиями и супер-играми. Запись и информация: 8 (496) 540-53-56; 8 (985) 040-45-17 #спмз #Деньигрушки #филимоновская_игрушка
7 прочтений · 2 месяца назад
Изразец с церкви Зосимы и Савватия
21 августа празднуется перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия, первоначальников Соловецких. В фондах музея хранится изразец с изображением воинов с пушками. Изразец – плитка из обожженной глины, предназначенная для облицовки стен, печей. Происхождение этого слова трактуют по-разному. По одной – версии оно происходит от слова «образец», «образ». По другой – происходит от глагола «изрезывать», т.е. наносить орнамент на предварительно обработанную поверхность. В большинстве изразцы покрывали глазурью...
16 прочтений · 1 месяц назад
Ролики
Видео