Змей вместо дракона и дракон вместо змея. Все видели герб Москвы, на котором изображён Георгий Победоносец, пронзающий копьём черного змея. Казалось бы, привычный сюжет с религиозной подоплёкой. Но тут стоит обратить внимание антагониста данного сюжета. Привычное восприятие змея на гербе разбивается об описание этого чудовища в канонической книге Ветхого завета. Змея по тексту книги Бытия( «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей». 3:14) изображена как ползающее пресмыкающееся, так как после греха Адама и Евы змей-искуситель был лишён лапок из-за содеянного. При этом, если присмотреться к гербу, мы увидим обратное. Всё дело в том, что привычная змея в понимании средневекового человека должна иметь лапки, и примечательно, что она выглядит точно так же, как и дракон в русских изображениях того периода. То есть, «правильная» змея=дракон по виду в нашем современном понимании. И в принципе «дракон» тоже считался змеёй. Примечательно, что и черепахи,и ящерицы,и хамелеоны, и другие пресмыкающиеся относились к классу «змей». Таким образом, можно обнаружить, что в период русского средневековья образ змеи был переосмыслен и совмещён с видом «дракона», сочетающего в себе такие же негативные черты, как и змий в религиозной коннотации.
1 год назад