Найти тему
Змей вместо дракона и дракон вместо змея. Все видели герб Москвы, на котором изображён Георгий Победоносец, пронзающий копьём черного змея. Казалось бы, привычный сюжет с религиозной подоплёкой. Но тут стоит обратить внимание антагониста данного сюжета. Привычное восприятие змея на гербе разбивается об описание этого чудовища в канонической книге Ветхого завета. Змея по тексту книги Бытия( «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей». 3:14) изображена как ползающее пресмыкающееся, так как после греха Адама и Евы змей-искуситель был лишён лапок из-за содеянного. При этом, если присмотреться к гербу, мы увидим обратное. Всё дело в том, что привычная змея в понимании средневекового человека должна иметь лапки, и примечательно, что она выглядит точно так же, как и дракон в русских изображениях того периода. То есть, «правильная» змея=дракон по виду в нашем современном понимании. И в принципе «дракон» тоже считался змеёй. Примечательно, что и черепахи,и ящерицы,и хамелеоны, и другие пресмыкающиеся относились к классу «змей». Таким образом, можно обнаружить, что в период русского средневековья образ змеи был переосмыслен и совмещён с видом «дракона», сочетающего в себе такие же негативные черты, как и змий в религиозной коннотации.
1 год назад
Была ли Античность на Руси? Термин «античность» ассоциируется и зачастую используется для обозначения далеких прошлых времён. Однако античность относится только к Древней Греции и Древнему Риму. Впервые этот термин был употреблён в французской исторической науке, и образован он от латинского «antiquitas» - «древность». В начале XVIII века «античностью» обозначали особый вид искусства, относящийся к ранним периодам. В дальнейшем, благодаря изучению истории искусств, понятие античности сузили до границ греко-римской цивилизации (от периода возникновения государств до их распада). Но при этом «античность» является и интернациональным, общим понятием, так как греко-римская цивилизация преимущественно в области литературы, философии, архитектуры и законодательства повлияла на государства от Пиренейского полуострова до Закавказья (влияние византийской культуры- Восточной Римской империи).Однако в этом случае античность скорее обозначение именно хронологического периода, напрямую связанного с греко-римской культурой посредством политического господства на этих территориях. То есть, по факту, античность была на всех подчинённых территориях, но по сути её не было. Исходя из этого, античности на территории Руси просто не могло быть, так как прямого греко-римского влияния не было. Соответственно, древнерусское государство формировалось обособленно от античных начал, не имея под собой изначального базиса. Таким образом, для ранних веков русской государственности невозможно использовать термин «античность» в силу отсутствия тесной связи с государством Древней Греции или Древнего Рима.
1 год назад
Девушка Прасковья из Подмосковья. Многие слышали песню Uma2urman «Прасковья», в которой есть строчки «Девушка Прасковья из Подмосковья с грустью и тоскою снова одна.» Сейчас это имя не особо популярно, и ассоциируется в основном с дореволюционным периодом. Но оно не так просто, как может показаться. Прасковья- русский вариант греческого имени «Параскева». И здесь стоит обратить внимание на его оригинал. «Параскева» с греческого переводится как пятница, канун вечера перед субботой. В VI веке появляется апокриф «Епистолия Иисуса Христа о неделе», в котором сказано, что в среду, пятницу и воскресенье нельзя трудиться, так как в эти дни свершились знаменательные события: Благовещение, распятие и вознесение Христа. Текст апокрифа распространяется в XI веке на Балканах. Стоит отметить, что почти во всех славянских языках, кроме русского, «неделя»- воскресенье, и на востоке начинают почитать «неделю» как полноправную святую в силу трактовки текста апокрифа. Затем практика персонификации дня недели с дальнейшим поклонением переходит на среду и пятницу. Пятница считалась родственницей «недели» (воскресенья) и почиталась как мученица. В зависимости от региона она называлась Параскевой, Прасковеей,Пятницей, Петрокой,Петкой или Прасковьей. Конечно, возникает логичный вопрос: откуда тогда взялась Параскева Иконийская- великомученица III века? Ответ кроется как раз в обозначении имени как дня недели. Родители почитали страдания Христа, а именно день его распятия- пятницу, что и послужило именем для последующей святой. На Русь она перекочевала с двойным обозначением «Параскева-Пятница». Считалась покровительницей брака, деторождения, исцеления и здоровья скота (преимущественно на юге). Но, к примеру, в Новгороде и Смоленске Параскева считалась покровительницей купечества и торговли. То есть, можно заметить, что святая отвечала за разные сферы в зависимости от региона. Соответственно, Прасковья- Параскева- пятница закрепилась как имя собственное, как святая мученица и почитаемый день недели. Икона Параскевы Пятницы с выколотыми глазами.
1 год назад
6 июня- комариный день Большая часть народных примет и поверий, формирующихся в период средневековья, основываются на религиозных мотивах. Это может быть связано с подвигом святого, совершенным им чудом, эфемерной победой одной религии над другой и так далее. Поверье о том, что именно с 6-го июня появляются комары связано с Никитой-Столпником. В молодости Никита вел достаточно разгульный образ жизни, однако либо после устрашающего видения во сне, либо после эмоционального потрясения он решает искупить своих грехи. Никита решает предать своё тело на съедение насекомым. Подобные акты мученичества в различных вариациях были достаточно популярны-это был некоторый наглядный идеологический показатель: предание себя мучениям во имя веры, не ожидая спасения. Но, по традиции, всех мучеников ждал счастливый исход в реальной или загробной жизни. Так случилось и здесь-Никиту, истекающего кровью, находят, подтверждают его подвиг, и он получает постриг в монахи. И тут возникает логичный вопрос: почему он столпник, если факта непрерывной молитве на «столпе»- возвышенной поверхности- нет? Считалось, что именно 6 июня «комары стоят столпами», что в народном сознании обозначает «столб», так как термин «столпничество» не был понятен большинству. То есть, «комары стоят столпами» в народном понимании- «столбы» комаров, их большое количество. И дело в том, что здесь вмешивается религиозный аспект. «Столб» отсылает на ассоциативном уровне к столпничеству, что в церковной среде имеет вполне конкретное значение, а подвиг Никиты напрямую связан с этими насекомыми. В дальнейшем эти два положения были совмещены в силу религиозного сознания средневекового общества и обоснованию всех происходящих событий через призму веры. Таким образом, синтез религии и народных толкований создали новое предание, распространённое в северо-восточной глубинке.
1 год назад
Как Георгий стал Юрием(и Егором).  Сейчас Георгий, Юрий и Егор- разные имена, но раньше (а конкретнее до 1930-ых) это всё были формы одного имени.   Имя Георгий имеет греческое происхождение. Форма «Георгиос», означающая «земледелец» и при этом являющаяся одним из эпитетов к именованию Зевса, которого считали покровителем земледелия, может говорить о том, что данное имя использовалось в обиходе как «земное имя» Зевса, так как верили, что свойства, присущие божеству будут передаваться человеку, наречённому его именем.   Древнегреческие имена получили своё распространение в первую очередь в княжеской среде в конце X века с принятием христианства как раз таки греческого образца. И здесь начинается противостояние родовых дохристианских княжеских имён и греческих, которые использовали в основном как имена для крещения. В дальнейшем, к XV веку мирские языческие имена практически исключаются из обихода в связи с более широким распространением христианства. Стоит сказать, что не было запрета использования определённых имён у лиц знатного и нет происхождения, но формы имени делились в строгости с социальной иерархией.   Имя Георгий изначально закрепляется в качестве крестильного ( к примеру, у князя Ярослава XI века). Однако есть гипотеза, по которой уже Ярослав мог первым использовать это имя в форме Юрия, назвав так основанный им город - Юрьев ( современный Тарту). Также в письменных источниках встречаются следующие формы: Гюрги,Гюргий,Гергии,Юрьи,Юрьго,Юрько,Егорий,Егор. Учитывая подобные гипокористические формы (формы на -ко у князей и знатных лиц и усеченные формы для более низких в социальной иерархии), можно увидеть достаточно быстрое усвоение греческого имени на территории Руси. Но неизвестна природа форм имени Георгий, поэтому можно только предположить, что имена Георгий/Юрий/Егор не противопоставлялись, а воспринимались как форма одного имени, но формы, ставшие в дальнейшем именами Юрий и Егор, появились позже. То есть, можно сказать о том, что изначально использовавшееся крестильное греческое имя, перекочевавшее в мирское употребление, приобрело новые, народные формы своего выражения, при этом не теряя своего первоначального значения. По итогу имя «Георгий» стало считаться календарным ( церковным) именем, а формы «Юрий» и «Егор» больше ходили в народе.   До Октябрьской революции эти формы так и были одним и тем же именем, но после нее и ближе к 1930-ым их отделили друг от друга в силу идеологического момента- пополнение «новыми именами», производными, то есть народными от календарных имён, дабы максимально отойти от церковного влияния на общество. В дальнейшем эти имена как отдельные укрепились в обществе.   По итогу, на сегодняшний день, имена Георгий, Юрий и Егор отдельны друг от друга, но с одним значением- «земледец»- которое было присуще «Георгию».
1 год назад