Найти тему
Этические идеи в психоанализе З. Фрейда. Психоаналитическая традиция исследовала и утверждала психологические основы морали в противовес антипсихологическим этическим теориям, подобным этике Канта или феноменологической этике. З. Фрейд на первом этапе своего творчества рассматривал мораль как результат конфликта между инстинктом продолжения рода (эротическим) и инстинктом самосохранения (эгоистическим). Сексуальная энергия (либидо) – главная сила человеческих действия – подавляется Эго в целях самосохранения. Далее следует сублимация как переключение либидо на нравственные цели. Исторический генезис морали Фрейд объяснял «эдиповым комплексом»: из запрета двух древнейших преступлений (инцеста и убийства) возникли две основные заповеди: не убивай и не прелюбодействуй. На рубеже 20-х гг. ХХ века Фрейд строит трёхкомпонентную структуру личности, включающую Id (Оно) – бессознательное начало, руководствующееся принципом удовольствия; Ego (Я) – личностное начало, которое пользуется механизмами вытеснения на основе утилитарного принципа реальности; Super-Ego – сверхличное начало связывает Id и Ego на основе нравственных принципов. Фрейд считал человеческую психику амбивалентной в нравственном плане, способной на высоконравственные и аморальные поступки. Считал мораль главным ограничителем действий человека.  
1 год назад
Человек в философских и культурных традициях Запада и Востока: проблема сравнительного анализа.
На современной стадии развития человечества западную и восточную культуры рассматривают как определяющие ход мировой истории. Многие исследователи отмечают значительные отличия в характере и содержании этих культур. Западная культура имеет инновационных характер, высокие темпы развития техники и технологии производства, мобильность экономических отношении. К западной или европейской культуре относят страны Западной Европы, США, Канаду, Австралию и в определенной степени Россию. Уникальность индустриальной...
1 год назад
Этическая теория Иммануила Канта. «Основоположения метафизики нравственности».
Этика И. Канта, является второй после Аристотеля фундаментальной теорией морали. Если этика Аристотеля была выражением нравственности традиционного общества, то этика Канта воплотила нравственные установки эпохи модерна. Этика Аристотеля была этикой добродетели и этикой блага, теория Канта – это этика долга. Аристотель делал акцент на ценностных и содержательных сторонах морали, Кант – на императивных и формальных ее аспектах. Кант построил теорию морали, стремясь показать ее специфику, отделить не моральное от аморального, а моральное – от других социальных и духовных явлений...
103 читали · 1 год назад
Основные стратегии интерпретации человека в философии.
Человек – это продукт природы‚ он подчинен ее законам и не имеет в себе ничего сверхприродного. 1.Натуралистическая. Киники, атомисты (Демокрит‚ Эпикур) придерживались такого мнения. В англо-французском просвещении образ ˝человека-машины˝: ползающие в вертикальном положении машины. Человек – не венец‚ а тупик развития‚ несостоявшееся животное. Свихнувшаяся обезьяна с нарушенной функцией щитовидной железы, которая трансформирует нормальные инстинкты в социальные предрассудки. Человек – это худшее из животных (начинается с Ницшеанского ˝Человек – это то‚ что нужно преодолеть˝)...
1 год назад
Сократические школы и их этические учения.
Сократические школы унаследовали от рационалистической этики Сократа идею достижения счастья через мудрость, однако, разошлись в конкретной интерпретации данной моральной программы. Киренаики считали высшим благом удовольствие, и чувственные удовольствия предпочитали духовным. Разум при этом служит тому, чтобы избегать страданий, связанных с избытком наслаждений. Киники же (самым знаменитым из которых был Диоген Синопский) отождествляли высшее благо с внутренней свободой, в том числе свободой от удовольствий...
1 год назад
Рационалистическая этика Сократа, его полемика с софистами.
Социокультурные предпосылки этики Древней Греции. Создание основ научного знания можно назвать специфической чертой древнегреческой культуры. Другой её особенностью было формирование рабовладельческой демократии как формы социальной жизни. Эти предпосылки обусловили: Особенности древнегреческой этики: 1) светская,нерелигиозная этика, опирающаяся в своих построениях на идеалы естествознания; 2) рационалистическая этика, которая считает разум лучшим руководителем нравственной жизни; 3) нравственным идеалом является мудрец, т...
1 год назад
Этические учения в Древней Индии.
Социокультурные предпосылки древнеиндийской этики. Общим литературным источником для культуры Древней Индии были Веды:сборник религиозных текстов, гимнов, ритуальных формул. В связи с этим этическая традиция в целом оформилась как религиозная. Древнеиндийское общество представляло собой образец традиционного общества с варновой (кастовой)социальной структурой. Поскольку прижизненное изменение варнового статуса было для индивида неосуществимым, «учение о правильной жизни» предписывало ему в социальном...
1 год назад
Этические учения в Древнем Китае.
Социокультурные предпосылки древнекитайской этики. Базовый текст древнекитайской культуры – «Книга перемен»(«И-цзин»), согласно которой мироздание зиждется на двух равноправных первоначалах (яни инь), которые сочетаются различными способами, образуя 64 комбинации состояний мира. В результате китайская традиция тяготела не к определению минимума этических принципов, а к созданию многообразных конкретных рекомендаций на все случаи жизни. Рано сформировавшееся в Древнем Китае государствопредставляло...
1 год назад