Денис Гардари
130
подписчиков
ИСКУССТВО И ЖИЗНЬ ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА - очерки по истории и теории искусства, размышления о смыслах и значении культуры.
РОССИЯ, МАРКС И СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Есть такое интересное определение «культуры»: культура - это машина по управлению, или даже по конструированию, реальности. Ну и в этом смысле, логично, что у каждой большой общности (типа этноса, народа или цивилизации) будет своя «культурная машина» - со своими скоростными характеристиками, со своими принципами «машиновождения» и, возможно, даже со своим особым топливом. Тогда получается, что механический перенос каких-то «узлов» из одной машины в другую, это в общем… ну, такое. Не то, чтобы перенос...
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ВЫЗОВ
К вопросу о цивилизационном кризисе, который, как уже писал, сейчас разворачивается на наших глазах. Попробую дать некоторые пояснения. Давайте вспомним Арнольда Тойнби, английского историка и культуролога, одного из ключевых ученых 20 века. Так вот. Тойнби был приверженцем цивилизационного подхода, в соответствии с которым нет какого-то единого исторического процесса (как у Маркса), а есть много разных культур-цивилизаций и каждая из них проходит свой путь. Однако, в определенные моменты, острые фазы в разных культурах могут совпасть и тогда… Но я хотел бы обратить ваше внимание на другое...
От авангарда к соцреализму - бурный переход в России 20-х годов.
20-е годы в России - время очень больших перемен и в искусстве в том числе, это время, когда страна в очередной раз в своей истории выбирала свой путь. Именно про это время мы будем говорить в клубе Гардари августе: "ОТ АВАНГАРДА К СОЦРЕАЛИЗМУ - БУРНЫЙ «ПЕРЕХОД» 20-ЫХ". Тема очень интересная, поэтому записывайтесь. Если не можете приходить вживую онлайн, будут доступны записи лекций...
Творческий кризис
Удивительная штука, если подумать, этот пресловутый творческий кризис. Вроде бы вот только было всё в порядке, ты свободно плывешь в потоке реализации своих «великих» замыслов и, вдруг бац... «ушла на базу», «бензин кончился». А главное, не совсем понятно, что делать, поскольку неясна причина это прискорбного факта. По здравому размышлению, внимательно посмотрев на этот феномен творческого кризиса (ТК), я предлагаю его разделить на несколько типов (и тогда станет, я надеюсь, понятно, что именно делать)...
«Банальности - трамваи мышления», Хосе Ортега-И-Гассет
Мне тут задали вопрос, что лично я в искусстве считаю плохим. Так вот, однозначно плохим в искусстве я полагаю банальность. Это такая беда, которая коварно и, зачастую незаметно, сводит на нет любые творческие импульсы, которая превращает нечто, способное стать искусством, в «лубок» и китч, которая упрощает мир до простой, схематичной картинки перед носом. Это то, что подменяет «речь» болтовней, юмор пошлостью, а чувства ярлыками. Это взгляд, который смотрит, но не видит, взгляд, порождающий образ, за которым пустота...
Сколько точек вы видите? 😉
Забавно, правда? Они (точки) там есть, но мы их не видим. Вернее, по отдельности то можем рассмотреть, а все сразу нет. Когда сначала бросаешь взгляд, видишь одну, потом усилив внимание - уже больше. Я например, вижу 4, если сконцентрироваться, то 6. Почему так? На самом деле, наше зрение узкоконцентирировано, четко и детально мы видим только небольшую область в центе зрительного поля. Чтобы видеть всё, глаза постоянно перемещаются в микродвижениях, как бы ощупывая реальность. Так складывается цельная картинка...
Казань. Традиционная утренняя иногородняя пробежка.
Не могу назвать себя фанатом бега, но... люблю ранние утренние пробежки по разным городам. Где только не бегал: Москва, Прага, Нягань, Рим, Тюмень, Питер, Лондон, Буэнос-Айрес, Первоуральск, Барселона, Сингапур, Шанхай... Интересно наблюдать за утренней жизнью городов, она очень отличается и города ощущаются как люди - разными по характеру.
Лондон - город белых воротничков, утром много народу бегает вдоль Темзы, в основном мужчины среднего возраста, в хорошей форме. Город доброжелательный, но не душевный...
Современное искусство к вопросу о терминологии
Раз у нас в клубе Гардари идёт месяц лекций по современному искусству, продолжаем статьи на эту тему. К вопросу о терминологии. Есть некоторая путаница в этом понятии, поэтому давайте разберёмся. В широком смысле под современным искусством понимают ВСЕ искусство, начиная с периода смены классической парадигмы на модернистскую, то есть с импрессионистов (примерно 150 лет). В более узком смысле (особенно в профессиональной среде) современным принято считать искусство после Второй Мировой войны, пожалуй, начиная с концептуализма...
Если ты такой умный, то чё такой бедный?
Вчера на парковке услышал разговор двух мужчин. Они рассуждали на тему успеха... что дескать человек, который в современном мире не способен заработать хотя бы миллион, не заслуживает уважения как личность и, несмотря на то, что он может при этом быть хорошим специалистом, прислушиваться к нему не стоит, так как «если ты такой умный, то чё такой бедный»... Ну и всё в таком духе.
Я как-то уже писал на эту тему, но тут подумал, что вообще-то для общества это серьезная проблема. Причём проблема не...
Разговоры о главном
В прошлом месяце мы с Валерием Бондаренко в рамках клуба Гардари, но для всех желающих провели онлайн-эфир РАЗГОВОРЫ О «ГЛАВНОМ». В пробном формате диалога о жизни, о культурных кодах, о российском менталитете, об интеллигенции и элитах. Получилось интересно, по крайней мере для меня:)
Смотрите запись, интересных мыслей получилось очень много.
ℹ Мне важно понять как вам...
Ресентимент и современное искусство
Почему важно интересоваться современным искусством и пытаться в нем разобраться? Потому что, помимо всего прочего, это еще и хороший способ «чистки» сознания. Есть такое понятие - ресентимент. Впервые его применил Ницше. Ресентимент - это чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач, выливающееся в особую антагонистичную мораль. Например, если человека постоянно на работе унижает начальник, то он начинает считать всех начальников козлами, а сам принцип иерархического управления...
Непонятность современного искусства
часто является аргументом в пользу его «ерундовости» и причиной отказа в признании его ценности. Хочу предложить вам альтернативный взгляд на этот вопрос. Мне нравится идея, высказанная нашим российским художником Глебом Монастырским. Он как-то сказал, что непонятность СИ - это не недостаток, а преимущество; и не досадная случайность, а специальный метод.
Речь о том, что мы, современные люди, живем в пространстве смыслового хаоса и информационной избыточности. Мы настолько привыкли к поверхностному...