Найти тему
РОССИЯ, МАРКС И СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Есть такое интересное определение «культуры»: культура - это машина по управлению, или даже по конструированию, реальности. Ну и в этом смысле, логично, что у каждой большой общности (типа этноса, народа или цивилизации) будет своя «культурная машина» - со своими скоростными характеристиками, со своими принципами «машиновождения» и, возможно, даже со своим особым топливом. Тогда получается, что механический перенос каких-то «узлов» из одной машины в другую, это в общем… ну, такое. Не то, чтобы перенос...
2 года назад
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ВЫЗОВ
К вопросу о цивилизационном кризисе, который, как уже писал, сейчас разворачивается на наших глазах. Попробую дать некоторые пояснения. Давайте вспомним Арнольда Тойнби, английского историка и культуролога, одного из ключевых ученых 20 века. Так вот. Тойнби был приверженцем цивилизационного подхода, в соответствии с которым нет какого-то единого исторического процесса (как у Маркса), а есть много разных культур-цивилизаций и каждая из них проходит свой путь. Однако, в определенные моменты, острые фазы в разных культурах могут совпасть и тогда… Но я хотел бы обратить ваше внимание на другое...
2 года назад
От авангарда к соцреализму - бурный переход в России 20-х годов.
20-е годы в России - время очень больших перемен и в искусстве в том числе, это время, когда страна в очередной раз в своей истории выбирала свой путь. Именно про это время мы будем говорить в клубе Гардари августе: "ОТ АВАНГАРДА К СОЦРЕАЛИЗМУ - БУРНЫЙ «ПЕРЕХОД» 20-ЫХ". Тема очень интересная, поэтому записывайтесь. Если не можете приходить вживую онлайн, будут доступны записи лекций...
2 года назад
Творческий кризис
Удивительная штука, если подумать, этот пресловутый творческий кризис. Вроде бы вот только было всё в порядке, ты свободно плывешь в потоке реализации своих «великих» замыслов и, вдруг бац... «ушла на базу», «бензин кончился». А главное, не совсем понятно, что делать, поскольку неясна причина это прискорбного факта. По здравому размышлению, внимательно посмотрев на этот феномен творческого кризиса (ТК), я предлагаю его разделить на несколько типов (и тогда станет, я надеюсь, понятно, что именно делать)...
2 года назад
«Банальности - трамваи мышления», Хосе Ортега-И-Гассет
Мне тут задали вопрос, что лично я в искусстве считаю плохим. Так вот, однозначно плохим в искусстве я полагаю банальность. Это такая беда, которая коварно и, зачастую незаметно, сводит на нет любые творческие импульсы, которая превращает нечто, способное стать искусством, в «лубок» и китч, которая упрощает мир до простой, схематичной картинки перед носом. Это то, что подменяет «речь» болтовней, юмор пошлостью, а чувства ярлыками. Это взгляд, который смотрит, но не видит, взгляд, порождающий образ, за которым пустота...
2 года назад
Сколько точек вы видите? 😉
Забавно, правда? Они (точки) там есть, но мы их не видим. Вернее, по отдельности то можем рассмотреть, а все сразу нет. Когда сначала бросаешь взгляд, видишь одну, потом усилив внимание - уже больше. Я например, вижу 4, если сконцентрироваться, то 6. Почему так? На самом деле, наше зрение узкоконцентирировано, четко и детально мы видим только небольшую область в центе зрительного поля. Чтобы видеть всё, глаза постоянно перемещаются в микродвижениях, как бы ощупывая реальность. Так складывается цельная картинка...
2 года назад
Казань. Традиционная утренняя иногородняя пробежка.
Не могу назвать себя фанатом бега, но... люблю ранние утренние пробежки по разным городам. Где только не бегал: Москва, Прага, Нягань, Рим, Тюмень, Питер, Лондон, Буэнос-Айрес, Первоуральск, Барселона, Сингапур, Шанхай... Интересно наблюдать за утренней жизнью городов, она очень отличается и города ощущаются как люди - разными по характеру. Лондон - город белых воротничков, утром много народу бегает вдоль Темзы, в основном мужчины среднего возраста, в хорошей форме. Город доброжелательный, но не душевный...
2 года назад
Современное искусство к вопросу о терминологии
Раз у нас в клубе Гардари идёт месяц лекций по современному искусству, продолжаем статьи на эту тему. К вопросу о терминологии. Есть некоторая путаница в этом понятии, поэтому давайте разберёмся. В широком смысле под современным искусством понимают ВСЕ искусство, начиная с периода смены классической парадигмы на модернистскую, то есть с импрессионистов (примерно 150 лет). В более узком смысле (особенно в профессиональной среде) современным принято считать искусство после Второй Мировой войны, пожалуй, начиная с концептуализма...
2 года назад
Если ты такой умный, то чё такой бедный?
Вчера на парковке услышал разговор двух мужчин. Они рассуждали на тему успеха... что дескать человек, который в современном мире не способен заработать хотя бы миллион, не заслуживает уважения как личность и, несмотря на то, что он может при этом быть хорошим специалистом, прислушиваться к нему не стоит, так как «если ты такой умный, то чё такой бедный»... Ну и всё в таком духе. Я как-то уже писал на эту тему, но тут подумал, что вообще-то для общества это серьезная проблема. Причём проблема не...
1525 читали · 2 года назад
Разговоры о главном
В прошлом месяце мы с Валерием Бондаренко в рамках клуба Гардари, но для всех желающих провели онлайн-эфир РАЗГОВОРЫ О «ГЛАВНОМ». В пробном формате диалога о жизни, о культурных кодах, о российском менталитете, об интеллигенции и элитах. Получилось интересно, по крайней мере для меня:) Смотрите запись, интересных мыслей получилось очень много. ℹ Мне важно понять как вам...
2 года назад
Ресентимент и современное искусство
Почему важно интересоваться современным искусством и пытаться в нем разобраться? Потому что, помимо всего прочего, это еще и хороший способ «чистки» сознания. Есть такое понятие - ресентимент. Впервые его применил Ницше. Ресентимент - это чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач, выливающееся в особую антагонистичную мораль. Например, если человека постоянно на работе унижает начальник, то он начинает считать всех начальников козлами, а сам принцип иерархического управления...
2 года назад
Непонятность современного искусства
часто является аргументом в пользу его «ерундовости» и причиной отказа в признании его ценности. Хочу предложить вам альтернативный взгляд на этот вопрос. Мне нравится идея, высказанная нашим российским художником Глебом Монастырским. Он как-то сказал, что непонятность СИ - это не недостаток, а преимущество; и не досадная случайность, а специальный метод. Речь о том, что мы, современные люди, живем в пространстве смыслового хаоса и информационной избыточности. Мы настолько привыкли к поверхностному...
2 года назад