Понедельник — отличный день, чтобы начать выполнять то, что обещал много раз. Ну а что? Все обещают начать новую жизнь в понедельник. Должен же кто-то реально это сделать, наконец. Мой гештальт — регулярное ведение многочисленных контент-проектов. За-а-акрываем. Одна из новостей прошлой недели — вступление в силу российского закона, который призван продемонстрировать новую “порцию” заботы регуляторов о потребителе финансовых продуктов. Если пропустили мимо ушей, значит, вы с рекламой и финансовыми продуктами не связаны. Но и вы ощутите изменения уже на этой неделе. Хотя бы в том, что в рекламе, которая настойчиво привлекает ваше внимание, увидите новые формулировки условий кредитных и миркрофинансовых продуктов. Теперь до указания процентной ставки кредита, займа или кредитки, нужно вписывать (тем же шрифтом) полную стоимость кредита со всеми услугами и продуктами, заботливо включенными в договор, для того, чтобы получить именно такую ставку. Ну вы помните о чём речь: “У нас самая низкая ставка по кредиту — от 6,5%”, например. При этом, изучив условия, вы узнаёте, что такую ставку получают только “избранные”, одновременно выполнившие все условия: 1) участники зарплатного проекта, 2) взявшие кредит на сумму от 6 000 000, 3) оформившие комплект страховок, включая дополнительные, усиленные, улучшенные… и т.д. и т.д. Вот с такими практиками новый закон и обещает бороться: "Полную информацию о стоимости кредита следует отображать тем же шрифтом, что и наиболее привлекательные проценты, и одни параметры не должны быть менее заметными, чем другие. Потребитель сможет сразу увидеть, какие дополнительные платные товары или услуги ему придется приобрести, чтобы получить заемные средства по более выгодной ставке" ...говорится в информационном сообщении Центробанка. Отношение к этому нововведению у меня двойственные. С одной стороны, практика, которую решил пресечь заботливый законодатель, определённо есть. Попытки сделать рекламу более добросовестной, нельзя не приветствовать. С другой, не уверен, что достаточно большая часть потребителей реально “клевала” на подобные рекламные трюки. Кто оформляя кредитную карту или кредит, реально рассчитывал увидеть в договоре цифру процентной ставки из рекламы банка? Или кто отказывался от кредита, когда узнавал, что для него заёмные деньги будут стоить совсем не так дешёво, как улыбающемуся дяденьке из рекламного ролика? Или, возьмём и применим эти новшества к рекламе займа в МФО. “Займ под 0%” — больше нельзя писать. Теперь нужно добавлять длинную строку, поясняющую: кому именно займ под ноль процентов доступен и при каких условиях можно будет вернуть ту же сумму, которую получил. Кроме того, сначала нужно указать: “ПСК от 0 до 292% годовых”. Тем же шрифтом. Что в итоге? “Бесплатный займ” — такая формулировка устраивает закон, и именно так теперь будут обзывать беспроцентные займы в рекламе. Что изменилось? Ничего. Вдобавок, есть вещь, о которой прекрасно знают все: от законодателей, до представителей МФО. Потребителю займов гораздо важнее быть уверенным, что его заявку тупо одобрят, чем убедиться, что условия конкретного договора чем-то выгоднее (или невыгоднее) других. Да и ничем они (условия) уже давно не отличаются. 0% — для новых клиентов, 0,8% в день — для остальных. Найдут ли банковские менеджеры похожие “фишки” для того, чтобы новый закон не ухудшил показатели? Кто сомневается? Уже нашли, уже всё продумали. Итогом, новые нормы рекламы станут источником новых “стандартных” формулировок в текстах объявлений, новых “нечитаемых” блоков текста, привычно размещаемых в баннерах и роликах.
1 год назад