Найти тему
TransRussia 2025 Всем привет! 20 марта с 11 по 13 часов будет очередная сессия (прям как в прошлом году) на ТрансРоссии 2025, посвященная моей любимой тематике: "Безопасность грузоперевозок: современные подходы к минимизации рисков". На выступлениях мы с коллегами рассмотрим новые или хорошо забытые старые истории, связанные с безопасностью автомобильных грузоперевозок, а также нововведения, на которые стоит обратить внимание в 2025 году. В этот раз я не только в роли модератора, но и докладчик. Будет шесть примечательных докладов, которые определенно точно будет интересно послушать. Программу можно будет увидеть тут (она ещё в процессе оформления): https://transrussia.ru/ru/business-program/bp_2025/Day3_conference29_skladtech Думаю, что это в том числе хороший повод встретиться на выставке. Поэтому, если вдруг решитесь, то держите промокод для бесплатной регистрации: tr25cTCTR #мероприятия #безопасность #логистика @impact
3 недели назад
В нашем полку методик от ФНС прибыло. 27 января 2025 г. появился приказ N ЕД-7-31/49@ (настоящий приказ вступает в силу с 10 февраля 2025 года; также обратите внимание на приложения внизу страницы), который включает в себя обновленную методику проведения оценки юридических лиц, а также дополнилось новой методикой оценки индивидуальных предпринимателей. В приложениях указано какие именно метрики считаются значимыми при анализе контрагентов с помощью сервиса "Как меня видит налоговая". Ранее об этом писал здесь. Вообще этот год будет ещё более суровым в лице внимания ФНС по отношению к грузоперевозкам. Всё, что связано с НДС, будет рассматриваться ещё более пристально. Так или иначе это зона высокого риска и должна учитываться в работе служб безопасности или любых других служб, отвечающих за риски. Чтобы было понятно насколько пристально - приведу цитату из одного релевантного судебного дела: При вступлении с контрагентом в договорные отношения налогоплательщику необходимо убедиться (и впоследствии документально подтвердить), может ли контрагент реально осуществлять хозяйственные операции, совершение которых входит в его обязанности по условиям соответствующего договора. Таким образом, налогоплательщик должен проверить, имеются ли у потенциального контрагента квалифицированный персонал, оборудование, транспортные средства, иные активы и разрешения, необходимые для исполнения предполагаемых по договору обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг. Заявителем не представлены какие-либо доказательства, которые бы характеризовали обстоятельства выбора Заявителем спорных контрагентов, что данный выбор соответствовал практике делового оборота и был сделан с соблюдением стандарта осмотрительного поведения в гражданском (хозяйственном) обороте, имея в виду, что по условиям делового оборота при осуществлении данного выбора субъекты предпринимательской деятельности оценивают, как правило, не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта. Обществом не представлены документы, фиксирующие до заключения спорных сделок результаты поиска, мониторинга и отбор контрагентов, источник информации о контрагентах (сайт, рекламные материалы), деловая переписка (в т.ч. преддоговорная, претензионная работа) с названными контрагентами. Не представлено ни одного документа, подтверждающего проверку правоспособности контрагентов до заключения сделок со спорными контрагентами, критерии выбора этих компаний, а также документы, подтверждающие надлежащую квалификацию сотрудников, документы, подтверждающие преддоговорные отношения, в т.ч. деловая переписка, предшествующая периоду заключения договоров. 💭 Личный вывод: обязательно пользуйтесь бесплатным сервисом "Как меня видит налоговая", ежемесячно (в идеале) запрашивайте у контрагентов их выписки из сервиса, детальнее проверяйте реальные (не посреднические) возможности контрагента выполнить услугу. P.S. Надеюсь, в планах ФНС эти данные отдавать в любые информационно-аналитические системы ради повышения прозрачности, чтобы обойти шаг "уважаемый контрагент, а пришли нам выписку, пожалуйста". P.P.S. Делитесь информацией об этом сервисе с другими и внедряйте у себя! #логистика #безопасность #налоги #ФНС #инструменты
1 месяц назад
Очередной пост про ИИ Всем привет. Сегодня хочу побыть одним из тех утюгов, из которых тоже что-то рассказывают про нейронки и чем они могут быть полезны даже в типовых задачах в отрасли грузоперевозок. Примечательно иногда даже не то, что конкретно отвечает нейросеть, а сам "ход её мыслей" (если это можно так назвать): он иногда позволяет взглянуть на ситуацию под другим углом. Речь, в основном, о двух представителях этой индустрии: https://chat.deepseek.com и https://chat.qwenlm.ai (уверен, что через какое-то время их станет намного больше). Плюсы - понимают русский, излагают на русском, в контексте России, не нужен VPN и нет ограничений для россиян. Приведу примеры, где это можно использовать. Так как результаты выдачи довольно объемные - каждый ответ будет в отдельной гиперссылке: 1) Вы молодой бизнес, хотите внедрить DLP-систему, нужен краткий саммари с чего начать и как идти? Пожалуйста, буквально 30-40 секунд и ответ готов; 2) Прислали нудную договор-заявку, ваши логисты ничего не понимают в текстах условий и нужно резюмировать - опасно или не очень? Просто загружаем документ и просим показать минусы (специально попросил найти с самыми жуткими условиями); 3) Какая-нибудь компания предлагает вам свои услуги по проверке контрагентов и присылает договор. Особо нет времени и желания читать, но хотим увидеть подводные камни. Аналогично - грузим, просим помочь и ждём меньше минуты. Стоит отметить, что в данных ответах довольно много разумного зерна и логики, и во многом совпадали с личными выводами. Что можно ещё? Можно просить резюмировать длинное аудиторское заключение, грузить отчетность компании и спрашивать мнение об устойчивости, некоторые коллеги даже умудряются сшивать из нескольких документов красивые и структурированные отчеты. Помимо этого можно попросить нейросетку вам задать вопросы в какой-либо области и на основе ответов вам расскажут выводы. Можно попросить написать "рыбу" какого-нибудь регламента. ⚠️ Важно: не загружайте в нейросеть информацию, которая представляет собой коммерческую тайну и любые другие чувствительные документы, это чревато потенциальной утечкой. Подобные системы можно развернуть у себя на локальной машине, подробнее об этом можно почитать на Хабре: https://habr.com/ru/articles/876320. Также важно отметить, что ИИ в настоящее время не заменяет полноценно юристов, медиков и другие специальности - для взвешенных решений обращайтесь и к первоисточникам, и к специалистам. Но если под рукой нет ни того, ни другого - базово помочь, конечно, может. 💭 Личный вывод: ИИ так или иначе развивается с космической скоростью, хотим мы этого или нет. Работа с данными благодаря этому инструменту ускоряется в разы. Формат использования ограничен только нашей фантазией, например, что если загрузить абсолютно все арбитражные дела в совокупности с кодексами, ФЗ и шаблонными договорами - получим ли мы штатного юриста, который сможет выполнять базовые рутинные задачи? Или закинуть 1000 резюме, задать условия отбора, попросить найти подходящего и заменить рекрутера? P.S. В конце разговора с нейросетью обязательно её благодарите за ответ, в случае восстания машин вам обязательно зачтётся 😁 #инструменты #безопасность #логистика #нейросети
1 месяц назад
Всех с наступающими праздниками! За этот год читателей стало кратно больше, чем в прошлом. Спасибо, что читаете мои заметки, пересылаете, реагируете и даёте обратную связь - это очень ценно. Новый год сулит новые вызовы, с которыми мы обязательно справимся. Со своей стороны буду продолжать делиться с вами увлекательными историями из автомобильных грузоперевозок и не только. До скорого и всех вам благ. @impact
2 месяца назад
Роль нетворкинга служб безопасности в цифрах, 2024 год. В прошлом и позапрошлом году уже проводился подобный опрос, поэтому можно сравнить Как ранее отмечал - взаимодействие компаний в сфере безопасности грузоперевозок помогает решить ряд задач: 1) Кадровые вопросы - часто СБ знает чуть больше любого рекомендателя; 2) Перенять опыт решения какой-либо проблемы; 3) Обмен методическими материалами, регламентами, инструкциями; 4) Обмен опытом противодействия мошенничеству в отрасли; 5) Предупреждение о рисках сотрудничества с конкретным водителем или контрагентом и так далее Картинка выше - это результат опроса (с возможностью выбрать несколько ответов) сообщества за 2024 год. Экономический эффект? В этот раз в опросе принял участие 121 представитель безопасности из транспортной отрасли. 33% указали, что сообщество помогло избежать убытков в виде потенциальной утраты груза. В логистике за этот год, по моим личным наблюдениям (может отличаться от наблюдений других участников отрасли), средняя стоимость утраченного груза составляет примерно 4,7 млн руб. Соответственно, "абстрактный экономический эффект" (риски, которые не наступили) - почти 190 млн руб. Для сравнения, в 2023 году эта цифра была примерно 150 млн. руб., а в 2022 году - примерно 63 млн. руб. И это без учёта 57% тех, кто отвадил беду в лице неблагонадежных представителей транспортной отрасли - там цифры также немаленькие и риски совершенно разные, но не менее значимые. А также без учёта экстраполяции результатов опроса, так как не все любят нажимать кнопки и отвечать на что-либо, но и им удалось так или иначе помочь. Партнеры из компании ОТК, подсчитав стоимость грузов за 2024 год, на которые претендовали мошенники с целью кражи у грузовладельцев, но были нивелированы - более 1 млрд. рублей - как и за аналогичный период за 2023 год. Вот так вот вновь коротко о том, как коммерческие и некоммерческие структуры влияют на отрасль по части противодействия мошенничеству. #кейс #логистика #безопасность @impact
2 месяца назад
На подрядчика надейся, а сам не плошай. Совместно с Александром Петренко из страхового брокера Панди Транс (ТТ Клуб) состряпали наглядную и позитивную статью-напоминание о том, как быть бдительными в период новогодних праздников и после. Большинство нюансов отрасль и так знает, но, как известно - повторенье - мать учения. Поэтому распространяем и минимизируем свои риски в самую рисковую пору. https://www.panditrans.com/articles/na-podryadchika-nadejsya-a-sam-ne-ploshaj-kak-zashhitit-gruzy-ot-moshennikov #безопасность #логистика @impact
3 месяца назад
Мошенники пытались обмануть... ...но в этот раз у них ничего не получилось. Любопытная история произошла буквально на прошлой неделе: злоумышленники пытались пройти верификацию с помощью фотографии с паспортом в руке. Но попытка оказалась неудачной: опытный взгляд сразу распознал признаки подделки с помощью графического редактора. А последующий анализ привел к тому, что на просторах интернета нашлось несколько вариантов профиля одного и того же несчастного человека с фотографии, который также держит паспорт в руке, но уже с другими данными, и ещё несколько профилей с разными именами и фамилиями. А получится ли у вас распознать признаки подделки? Попробуйте проверить себя и свои навыки в период самого пика активности мошенников - декабря. Вот основные косяки: 1) Проблемы со шрифтами в верхней части паспорта - шрифт вверху "города Озерска" и место рождения "гор. Озерск" вверху и и серия и номер паспорта сильно выбиваются из общей массы текста; 2) Серия паспорта сильно отличается от даты выдачи (серия паспорта 75 18 предполагает, что паспорт должен был быть выдан в пределах 2017-2019 годов); 3) Код подразделения не соответствует органу выдачи паспорта (552-004 относится к Омску); 4) Гражданин 1974 года, паспорт он должен был получить в 2019 году в связи с заменой по возрасту в 45 лет; 5) MRZ-зона - machine-readable zone (машинно-читаемая зона, это такие буковки на латинице и циферки под отчеством) - в паспорте уже имелась на момент 2011 года, а паспорт у нас 7518, который по идее соответствует датам 2017-2019гг. P.S. Если понравилось, можете попробовать ещё одну прошлую задачку с паспортом. #кейс #безопасность #логистика #проверьсебя @impact
3 месяца назад
История одного повышения. Сегодня вашему вниманию хочу рассказать о свежем кейсе, который связан с номинальными директорами. Чтобы никак не задеть репутацию этих уважаемых представителей транспортной отрасли все переименованы (на этом настоял в том числе коллега - замечательный юрист -, чтобы меня не заклевали). Суть довольно простая - на рынке транспортных услуг в ноябре этого года появляется абсолютно новая компания (правда, без своего транспорта) под управлением гражданина с фамилией Перчиков (реальная фамилия - производная от этого слова), но интуиция подсказывала, что нужно внимательно присмотреться к этой персоне. И, что говорится, "чуйка" не подвела. Путём перебирания исторических данных нашлась информация, что гражданин Перчиков в этом году неоднократно работал в качестве водителя-экспедитора на одну транспортную компанию, которая брала "в аренду" и транспорт, и его как водителя (и даже успешно совершая рейсы). Контрагенты назвали этот документ "договор возмездного оказания услуг с водителем-экспедитором". Стоит отметить, что господин Перчиков добросовестно уже несколько лет работает водителем и продолжает работать до сих пор и, возможно (но маловероятно), даже не знает, что он теперь уважаемая персона и предприниматель. У него, как у солидного предпринимателя, появился аккаунт на одной из бирж грузоперевозок, правда, кто-то посторонний записался с его именем и выдает себя за солидного директора. Почему возникло подозрение, что всё-таки это не совсем предприниматель. Тут, как говорят в безопасности, "в совокупности". Компания Транзитавто* (переименована, чтобы не навредить их безукоризненной репутации, на картинке представлена как Компания1), на чьём транспорте успешно работал господин Перчиков, неожиданно "терпит бедствие" с долгами, а компания Эксперттранс* (переименована, чтобы не навредить их безукоризненной репутации, на картинке представлена как Компания2), которая арендовала транспорт, активно копит свежие иски о взыскании задолженности по договору оказания услуг. И тут среди ясного Тольяттинского неба неожиданно появляется новая компания, которая связана с предыдущими двумя непосредственным исполнителем, ну не чудо ли? Стоит отметить, что от лица этой компании общается господин, представляющийся гражданином Перчиковым, но в роли "профессионального организатора грузоперевозок", и предлагает закрыть рейсы "чужими руками", поэтому ценность новоявленного юридического лица не особо ясна. Поэтому будьте бдительны при выборе контрагента для работы, обращайте внимание на наличие у контрагента в грузоперевозках ресурсов и персонала для оказания услуг, соответствующих экономическому смыслу заключаемого договора. #кейс #безопасность #логистика
3 месяца назад
Мошенничество с авансированием платежей в грузоперевозках Не секрет, что в последнее время в грузоперевозках стало популярно так называемое авансирование платежей. Суть довольно простая - перевозчик совершил рейс, но ему не очень хочется ждать 14-30-45 банковских дней от заказчика услуги, поэтому он обращается в специальный сервис, предоставляет все документы за успешно совершенный рейс. Обращение рассматривается, и сервис, если всё ок, перечисляет перевозчику сумму почти моментально за вычетом своей комиссии. Как конкретно оформляются документы и проводится эта операция - уже второй вопрос, там часто встречаются нарушения и, думаю, рано или поздно налоговая подскажет, как это делать правильно. Казалось бы - вот она - золотая жила для сервиса, плати условно 90% перевозчику, собирай с заказчика-должника 100%, а 10% себе в карман. Но, там где есть большие деньги, всегда будут желающие эти деньги себе присвоить. Поэтому поделюсь схемой, которая фигурировала в реальном уголовном деле очень хитрого товарища, который заработал за 2-3 месяца более 8 млн рублей! А схема, которую он расписал правоохранительным органам, оказалась простая как конструкция кувалды. Подделывались абсолютно все документы под рейс, ставились поддельные печати с помощью графического редактора, заказчиками услуг были ИП и ООО, которые в этой услуге не нуждались и не были в курсе происходящего, а единственным, что было реальным - это номер расчётного счёта "перевозчика", на который поступали деньги от сервиса по авансированию перевозок. Изюминкой этой схемы было также, что махинатор знал логиста, "втерся" к нему в доверие и использовал в своих интересах с целью обогащения (но это условие не обязательно - фиксировались случаи, когда никаких знакомых логистов внутри и не было). Вы, наверняка, скажете - ну очень же просто в этой схеме найти виноватого? Отчасти да, если получателем платежа будет даже сам создатель схемы или номинал - какой-то человек всегда попадется. Но получится возместить ущерб? Отвечу строчкой из признательных показаний: <Компания по авансированию> осуществила перевод денежных средств в сумме N млн руб. копеек, которые я потратил на возмещение долговых обязательств перед третьими лицами и иные личные нужды И всё, взыскивайте что хотите. Какие меры по минимизации риска по этой части можно предпринять? · валидация состоявшегося рейса со всеми его участниками; · создавать лимиты в месяц по конкретному перевозчику с увеличением "планки" в случае беспроблемной платежеспособности (в т.ч. формирование кредитного рейтинга (скоринга) по перевозчику); · использование электронного документооборота; · не помешает проявить должную/коммерческую осмотрительность в особенности к перевозчику, ну и, желательно, к остальным участникам рейса; · обращать внимание на стоимость рейса, она должна быть в разумных пределах по рынку; · некоторые компании запрашивают в том числе фотографии с погрузки и разгрузки. Может, у вас есть какие-либо ещё идеи, как минимизировать риски в этой сфере? Пишите в личку. #кейс #безопасность #логистика @impact
3 месяца назад
Всегда радуют позитивные изменения у крупнейших проектов. Особенно, если эти изменения связаны с антифродом и безопасностью. Вдвойне радуют, если к этому причастны "сообщества, работающие в сфере безопасности в логистике" 👀 На сайте АТИ добавились новые пункты в пользовательском соглашении, которые усложнят жизнь разного рода жуликам. Полный текст можно читать тут - https://ati.su/policies/agreement Работаем дальше. #безопасность #логистика #ati
3 месяца назад
#юмор, обусловленный ежедневным анализом очередных присланных на проверку важных "клиентов" и "плательщиков"
4 месяца назад
Очередное обновление базы знаний по безопасности Приветствую! У меня перед самим собой накопился технический долг по обновлению и дополнению информации в нашей википедии, поэтому нашёл время и добавил материалы, которые имеют какую-либо ценность для тех, кто занимается безопасностью в грузоперевозках и не только. С момента появления собственной википедии 11.02.2023 и по сегодня её посетили более 90 тысяч раз, а активных пользователей по метрикам за этот год более 16 тысяч (что бы это не значило). Для бесплатного ресурса, на мой взгляд, более чем весомый результат. ✍️ Итак, что было добавлено: ▪️ Методические рекомендации по проведению ESG-оценки поставщиков ▫️Значительно дополнен раздел про визуальную проверку ТС ▪️ Осмотр или досмотр ТС во время режима КТО ▫️ Дополнен материал по проверке паспорта и ВУ РФ ▪️ Пример кодекса поведения компании ("комплаенс") ▫️Появился подраздел "Отборные презентации от компании BIT", где можно увидеть самые любопытные презентации, связанные с безопасностью, работой с рисками и логистикой с разных мероприятий; ▪️ Официальный материал про менеджмент риска ГОСТ Р ИСО 31000—2019 - это интересно просто изучить для себя ▫️Несколько новых должностных инструкций ▪️Дополнен раздел "Вопросы и ответы" ▫️ Материалы ИД Советник: измеряем лояльность сотрудников методом eNPC, сотрудники в социальных сетях, внутренние и внешние коммуникации ▪️ Материалы Игоря Хобты про конфликт интересов, скоринг кандидатов, КПЭ юристов и многое другое Если вы хотите добавить что-то от себя, то пишите, найдем применение вашим наработкам во благо отрасли. #вики #безопасность #логистика
4 месяца назад