Найти тему
Вы пришли на терапию, экзистенциальный психолог таинственно молчит: что он в вас видит?
Экзистенциальный подход не окажется эффективным для тех людей, которые приходят на терапию только с целью уменьшить свою негативную симптоматику или разрешить какие-то частные (читай – конкретные) проблемы без стремления к познанию своей жизни и условий своего существования в самом широком смысле. Я бы назвал эту необходимость, обеспечивающую эффективность терапевтического процесса, ориентацией на философствование у клиента. И всякое психотерапевтическое взаимодействие с человеком для экзистенциального...
2 года назад
Удивительно, но психологи обнаружили, что скрывается за безобидным потоком сознания
Современное воззрение общей психологии на процессы познания внешнего мира таково: наша психика, производя познавательный акт (например: человек смотрит на движущуюся машину), при помощи анализаторных систем организма (рецептор -> нервная система -> мозг) конструирует во внутреннем (психическом) плане образ познаваемого объекта. Можно назвать это субъективным отражением реального объекта в человеческом сознании. Но это отражение осуществляется не один в один, это не моментальный и полностью соответствующий...
2 года назад
Психолог прочитал все книги из этого списка и стал подлинно экзистенциальным. Что ему открылось?
Подборка книг и статей, которые сблизят психолога с экзистенциальной парадигмой. Для погружения: 1. П. Тиллих — «Мужество быть». Ясно написанная работа об онтологической тревоге и причинах, по которым нам не нужно от нее избавляться. 2. В. Франкл — «Доктор и душа». Это не только идеально выверенный психологическая текст, но еще и тонкие наблюдения о том, как работают механизмы невроза. Кстати, одна из первых книг Франкла. 3. Э. Беккер — «Отрицание смерти». Автор получил пулитцера за эту книгу,...
2 года назад
Часто теряетесь в разговоре? Психологи ответили, в чём польза растерянности с точки зрения феноменологии
Феноменологию можно описать двояко: это метод философского движения или учение о феноменах сознания. Воспользуемся цитатой из сочинений философа М. Шеллера: «феноменология – это не имя для новой науки, не слово, заменяющее слово «философия», но имя, обозначающее установку духовного видения, при котором человек получает возможность видеть и переживать нечто, что без такой установки остаётся скрытым: именно царство фактов особого рода». Интерес к не проясненному объединил феноменологический метод и психологическое знание...
2 года назад
Кризис смысла жизни. Сказ психолога о том, как люди становятся "овощами"
Занимаясь изучением феномена смыслоутраты, психологи пришли к выводу, что отсутствие смысла жизни связано с отчуждением человека на разных уровнях его психической деятельности. Виктор Франкл говорит о смыслоутрате с социальной точки зрения, связывая её с отчуждением от ценностей и идеалов. Человек, ранее направляемый ценностями, оказывается в ситуации неопределенности, когда никакие условности больше не говорят ему, что дОлжно делать. Субъективно смыслоутрата связана с переживанием в жизни скуки и апатии, которые часто воспринимаются человеком болезненно...
2 года назад
В чём польза онтологической тревоги? Отвечает психолог, который несколько лет лежал в туберкулезной больнице
Ролло Мэй определял тревогу как «субъективное состояние личности, понимающей, что её существование может быть разрушено, что она может превратиться в ничто». В более поздних работах он определял тревогу, как ощущение угрозы, направленное на важные для существования личности ценности. Таким образом, тревога – это угроза ценностям человека, нависшее над личностью небытие. Очевидно, что существовать в мире и не тревожиться невозможно – источником тревоги в конечном итоге станет самый непреложный факт существования и угрозы ценностям, смерть...
2 года назад
Экзистенциализм часто называют пессимистической философией. И вышедшую из него экзистенциальную психологию, говорящую о смерти, тревоге, вине, тоже порой «клеймят» беспросветной. Теория экзистенциального аналитика Альфрида Лэнгле – хорошая иллюстрация обратного. Конечная точка свершенной подлинности, экзистирования человека в его концепции – укреплённая философски (диалогически) уверенность (мотивация) в том, что жизнь стоит того, чтобы быть прожитой, несмотря на обилие онтологических данностей, строящих картину «кошмарного» бытия. В своей теории Лэнгле вводит концепцию фундаментальных экзистенциальных мотиваций и описывает человека, вступающего в диалог с бытием. В ходе диалога человек сталкивается с онтологическими данностями и совершает выбор: осуществить их персональную переработку (от PERSON - духовное в человеке), совершив экзистенциальное рождение, или остаться на уровне копинг-реакций, создав благоприятную почву для развития патологий психики. Экзистенциально человек может родиться четырежды. В случае подлинного экзистирования на всех стадиях, личность человека обогащается 1) сначала ощущением доверия к миру (философская установка – «я могу быть в мире»), 2) затем – ощущением ценности жизни («мне нравится жить»), 3) в последующем – чувством самоценности и готовностью к искреннему и глубокому диалогу («я могу быть собой») 4) и, наконец, ощущением осмысленности жизни («смысл жизни мною может быть обретён»). Подробнее про теорию экзистенциальных мотиваций Альфрида Лэнгле можно прочитать в моем телеграм канале, где доступны полные тексты всех статей: t.me/.../51
2 года назад
Почему человек стареет и больше не хочет узнавать новое? Экзистенциальная теория личности Мадди
В теории личности Мадди предпринимается попытка понять человека через рассмотрение в структуре его психического двух компонентов – ядра («того, с чем все люди рождаются») и периферии («стилей жизни, которые люди принимают» или формируют посредством осуществления жизненного выбора). Под процессом развития личности Мадди понимает, таким образом, дифференцировку от ядра к конкретному жизненному стилю, к которому личность экзистенциально ориентируется через «принятие решения». Мадди утверждает: периферию личности формирует процесс принятия решений...
2 года назад
Алан Уотс в своей книге «Природа, мужчина и женщина» размышляет о том, насколько современный человек отдалился от природы, и как это связано со стремлением контролировать все её процессы. Начиная со времени интеллектуального возвышения человеческого разума над остальной живой материей, жизнь теперь не может просто случаться – любой ценой она должна контролироваться разумом. Необходимость подчинить природу, будучи её порождением, приводит к тому, что человеческий интеллект не может больше полагаться на врожденную мудрость тела (Дж. Бьюдженталь называет это субъективным переживанием). В попытке всеобъемлющего познания мира природы интеллект опирается единственно на себя, тем самым отчуждая самого себя от природы и от более интегрированной картины существования. Алан Уотс задаётся вопросом: правильно ли делает человечество, что доверяет руководящую роль в управлении и описании мира отчужденному от природы сознательному разуму, выстраивающему свою деятельность на основаниях научного мышления? В наше время, пишет он, характер научного мышления под воздействием обнаруживаемых наукой противоречий приобретает более кроткие, в сравнении с началом века, формы. Вскрывшийся пласт научных знаний ведёт к осознанию неведения, в котором на самом деле находится «человек-сознательный». Картезианское разделение на субъект и объект, на дух и материю, на ум и тело больше не кажется таким удобным в интерпретации истинного. Человечество приближается к пониманию, что это всего-лишь языковая условность. На самом деле, мир представляет собой нерасторжимое единство всего и вся. В таком мире человека невозможно рассматривать в отрыве от природы – как дух, принадлежащий другому миру и контролирующий этот мир извне (А. Уотс – «Природа, мужчина и женщина»). Похожие идеи встречаются и в психологии. З. Фрейд писал: "Вначале эго содержит все, но впоследствии оно отделяет от себя внешний мир. Поэтому чувство эго — это всего лишь небольшой фрагмент намного более глубокого сознания, в основе которого лежит постижение единства со вселенной, взаимосвязи эго и внешнего мира". Про более глубокое восприятие, утраченное нами в ходе развития сознательного разума, пишет и Дж. Бьюдженталь: "это экзистенциальное чувство, насколько о нем можно судить, обеспечивает меня непосредственным восприятием … когда внутреннее чувство функционирует естественно, оно дает мне непосредственное осознание. Оно говорит мне: «Мне не понравился разговор с Гретой», а не сообщает сырые данные, из которых я должен выводить умозаключения, например: «Я заметил, что испытываю физическое беспокойство… следовательно, мне наскучил этот разговор». Но многие из нас могут лишь наблюдать за собой таким отчужденным и косвенным образом, и поэтому мы должны размышлять о причинах нашего беспокойства".
2 года назад
Длинный текст о том, как поэт Веня Дркин создавал жизнестойкого дворника
Жизнестойкость, как духовная способность личности, состоит из трёх компонентов, отражающих опорные в преодолении трудностей жизни убеждения: вовлеченность, контроль, принятие риска. Далее проанализируем текст песни Александра Литвинова (псевдоним «Веня Дркин») и найдем взаимосвязи между компонентами жизнестойкости и поступками или мыслями главного героя песни, тем самым соотнеся личность героя с определенным уровнем жизнестойкости. Структура песни такова: в некоем городе происходят бедствия, неприятности бытового (возможно, климатического) характера – голод («И как завыли слезливо: с голодухи помрём!»),...
2 года назад
Сократ позволил "токсичным" юристам себя убить, но при этом спас Афины. За что философы его так любят?
К чему Сократу спасать Афины? Со знати этой так мало взять. Из глины вышел — вернулся в глину. Мир крестный ход повторит опять. Рассуждая о Сократе как о психологе, нам необходимо вспомнить некоторые события его яркой и таинственной жизни. Воспринимать Сократа как подлинного ученого невозможно. Сам он не писал текстов, всё его интеллектуальное наследие зафиксировал в литературной форме его ученик Платон, изрядно переработав и переиначив некоторые философские положения. Сократ для нас будет важен...
2 года назад
Психотерапевт является философом, если он смотрит на терапию так...
Экзистенциальная философия прижилась на почве психологии и психотерапии совсем недавно. Её основатель – философ Серен Кьеркегор – в середине девятнадцатого века вводит в философский обиход особое понятие («экзистенцию»), отражающее специфический, присущий только человеку способ бытия в мире. Кьеркегор основывает своё религиозно-философское учение, ставя в его центр единичного человека. Образование подобной философской системы важно рассматривать в историческом контексте. Кьеркегор полемизирует с Гегелем, который, как известно, в своей философии рассматривает отдельно взятого человека как «ничего не значащий момент в саморазвёртывании абсолютного духа», т...
2 года назад