Статьи
ЖИЗНЬ ЭРЬЗИ АРГЕНТИНСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА Так впервые соприкоснулись два мира — мир зрелого мастера, имевшего европейскую известность, и мир культуры страны, чуткой к вропейскому искусству и вместе с тем по-своему перерабатывавшей европейские образцы. Какой мир открылся С. Эрьзе? Бузнос-Айрес 20-х годов прошлого столетия предстал передним в многообразии величественных архитектурных сооружений, таких как Кафедральный собор, неоднократно перестроенный со времен колониальной Эпохи и завершенный только в 1942 г. в неоклассицистическом стиле итальянскими и французскими архитекторами. Дворец, в котором заседало правительство, Casa Rosada (Розовый дом), напоминал итальянское палаццо Возрождения и был построен из розоватого камня тоже европейскими архитекторами. *Статья: «АРГЕНТИНСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА СТЕПАНА ЭРЬЗИ (1927-1950): ПОИСКИ И ОБРЕТЕНИЯ», Розенберг Наталия Абрамовна #ПоездЭрьзи #ФондЭрьзи #ЖизньЭрьзи #ЖизньЭрьзиВАргентине #Культура #ФондКультурныхИнициатив #ГрантДляКреативныхКоманд
💥10 ноября мы провели торжественное награждение победителей и призеров Всероссийского конкурса детского рисунка "Миры мастера Эрьзи. Стирая границы" (https:/...e/) 💥 Более 70 работ с этого года вошли в экспозицию и удалось выставить ещё около 10 работ прошлых лет, которые лежали в запасниках. К нам приехали ребята со всей России: из Донецка, Саранска, Смоленска, Новороссийска, Набережных-Челнов, с. Хазар, Москвы и др. Первым мероприятием стала автобусная экскурсия по Москве! Далее прошла торжественная церемония награждения ребята, педагоги, члены жюри и выступающие коллективы получили особые подарки от Международного фонда искусств им. С.Д. Эрьзи. К нам в гости пришла Влада Просвиркина (https:/...en) – основательница конкурса «Миры мастера Эрьзи»! Дина Матур – директор художественной студии D’ART (https:/...o)! И наши дорогие члены жюри: Бутрова Елена Владиславовна и Запруднова Василиса Дмитриевна! У нас выступали Ансамбль народной песни "Дарена" ((https:/...lk)и хореографическая группа "Апельсин" ( Одним из подарков стала поездка на "#ПоездЭрьзи: в гости к великому скульптору " Москва-Саранск-Москва и мы после праздника отправились в путь 🚀 #Международный_фонд_искусств_имСД_Эрьзи #ФондЭрьзи #Миры_мастера_Эрьзи #ДетскийКонкурс #церемония_награждения #искусство #ДеньЭрьзи #СтепанЭрьзя #Москва #Эрьзя_центр #СтепанЭрьзя147 #поезд_эрьзи
ПРЕПОДАВАТЕЛИ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ Детская школа искусств №2 села Хазар (https:/...2). Дорогие друзья, сегодня мы хотим представить двух преподавателей, которые принимали участие с их учениками в конкурсе. 😊 Балакеримова Светлана Загировна - Заведующая отделением и преподаватель декоративно-прикладного творчества ДШИ №2 с. Хазар Дербентского района, преподаватель высшей категории. Светлана Загировна родилась в династии педагогов. Прежде чем приступить к подготовке и участию в конкурсе, Светлана Загировна и ее учащиеся планируют, советуются, фантазируют и делают наброски, все это происходит с большим интересом и творческим вдохновением. Шахбазова Жасият Магомедрасуловна - преподаватель декоративно - прикладного творчества   ДШИ №2 с. Хазар Дербентского района работе. Заведущая отделением декоративно - прикладного творчества Балакеримова С.З. предложила Жасият Магомедрасуловне участвовать в конкурсе «Миры мастера Эрьзи» и она приняла предложение с удовольствием. Куратор детского конкурса - Анна Терентьева (ht(https:/...v).ПоездЭрьзи #ФондЭрьзи #МирыМастераЭрьзи #ПедагогиДХШ #Культура #ФондКультурныхИнициатив #ГрантДляКреативныхКоманд
РАБОТЫ ЭРЬЗИ «Иоанн Креститель», 1914 г., Италия. История статуи Иоанна Крестителя, созданная русским скульптором Степаном Эрьзей для церкви в Феццано, поистине удивительна! В 1914 году Степан Эрьзя жил и работал в Италии, где по заказу известного русского писателя Александра Амфитеатрова, проживающего в то время на вилле близ Ла Специи, сделал статую Иоанна Крестителя. Амфитеатров подарил статую церкви Кристо Ре, расположенной в небольшой итальянской деревушки Феццано, недалеко от виллы. 14 марта 1914 года статую торжественно освятили, Иоанна Крестителя поместили в нишу над главным порталом, где он стоял до 1960-х годов. Иоанн Креститель, выполненный Эрьзей, поражал оригинальностью трактовки этого библейского образа: вместо привычного старца с бородой и длинными волосами, предстал юноша атлетического сложения, без бороды, по сути, молодой скульптор создал автопортрет, смело разрушив все существующие каноны изображения пророка. Но такая вольная интерпретация пришлась по душе прихожанам, они даже полюбили новую статую, относясь к «Крестителю», созданному русским, тепло и душевно. Но со временем скульптура стала ветшать, и в конце концов, была заменена на другую статую, а эрьзинский Креститель был отправлен в сарай для церковной утвари, где простоял в забвении почти полстолетия. В 2006 году куратор фонда Эрьзи в Италии Марциа Дати вместе с профессором Риккардо Риччи и Эрнесто ди Марино случайно обнаружили позабытую всеми статую Иоанна Крестителя, а вскоре прибывшие в Феццано сотрудники фонда подтвердили авторство русского мастера. Но состояние статуи было плачевным, ее срочно нужно было спасать! В 2008 году Международный фонд искусств Эрьзи принял решение о реставрации скульптуры, выделив средства и начал процесс согласования с его владельцем - Ватиканом, длившийся почти 3 года. Реставрацию Иоанна Крестителя проводил флорентийский специалист, профессор Даниэлле Анжелотто, который провел самые современные технико-технологические исследования статуи. И в 2011 году оригинал, наконец, был торжественно возвращен на свое историческое место, но теперь уже - внутрь церкви Кристо Ре. А со скульптуры Крестителя итальянские специалисты Аугусто Джуффреди (Миланская академия Брера) и Симона Виццони (Каррарская академия художеств) сделали два превосходных слепка, один из которых теперь является частью экспозиции Эрьзя-центра в Москве, а второй украшает коллекцию Музея католического искусства (Diocesano) в Ла Специи. © Бутрова Елена, 2023 #ПоездЭрьзи #ФондЭрьзи #РаботыЭрьзи #Культура #ФондКультурныхИнициатив #ГрантДляКреативныхКоманд
ЖИЗНЬ ЭРЬЗИ АРГЕНТИНСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА Аргентина была и остается страной, открытой миру. Признание здесь искусства нашего соотечественника Степана Эрьзи, очевидно, является закономерным. Годы, прожитые в Аргентине (1927-1950), составили особый период его творчества, изменивший проблематику, стилистику, сам материал его произведений. Внимание аргентинцев к творчеству скульптора вызвала уже первая выставка в Буэнос-Айресе в 1927 году. Это были произведения, незадолго до этого показанные в Париже, - среди них «Кричащий Христос», «Иоанн Креститель», «Расстрел», «Рабочие со знаменем», «Калипсо», «Леда и лебедь», «Ева». Удивляли жанровое разнообразие и мастерское владение различными материалами, тем более что Эрьзя сводил участие помощников к минимуму, а работая в мраморе и цементе, вообще обходился без них. *Статья: «АРГЕНТИНСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА СТЕПАНА ЭРЬЗИ (1927-1950): ПОИСКИ И ОБРЕТЕНИЯ», Розенберг Наталия Абрамовна #ПоездЭрьзи #ФондЭрьзи #ЖизньЭрьзи #ЖизньЭрьзиВАргентине #Культура #ФондКультурныхИнициатив #ГрантДляКреативныхКоманд
ПРЕПОДАВАТЕЛИ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ Детская школа искусств №2 села Хазар (https:/...2). Дорогие друзья, сегодня мы хотим представить двух преподавателей, которые принимали участие с их учениками в конкурсе. 😊 Гасанова Бес Алихановна - преподаватель декоративно-прикладного творчества ДШИ №2 с. Хазар Дербентского района. Бес Алихановне нравилась работа с детьми, тем, более что она была приучена с детства ткать ковры и поэтому ее выбор пал на преподавателя декоративно-прикладного творчества. Во время выполнения конкурсной работы учащиеся Бес Алихановны вносили свои предложения по выполнению своей работы для конкурса конкурсе «Миры мастера Эрьзи».😊 Керимова Дильшад Эйнуллаевна - заведующая отделением и преподаватель живописи ДШИ №2 с.Хазар Дербентского района преподаватель высшей категории. Дильшад Эйнуллаевна и ее воспитанники ознакомились с творчеством Степана Дмитриевича Эрьзи, и подключились к работе с большим энтузиазмом. Куратор детского конкурса - Анна Терентьева (https:/...v). #ПоездЭрьзи #ФондЭрьзи #МирыМастераЭрьзи #ПедагогиДХШ #Культура #ФондКультурныхИнициатив #ГрантДляКреативныхКоманд
1 прочтение · 5 месяцев назад
РАБОТЫ ЭРЬЗИ «Ева» («Малая Ева»), 1919-1920 годы, Урал. В 1918 году Эрьзя вместе с Еленой Мроз и племянником Василием Нефёдовым, получив командировочное удостоверение Комиссии по охране памятников старины, отправляются на Урал. Едут с благой миссией - для обследования и срочной организации добычи мрамора, открытия мастерских и курсов инструкторов в Екатеринбурге, “пуска в ход гранильной фабрики” и организации на Урале Красной Академии Скульптуры. Однако, по дороге случается страшное: едва доехали до Невьянска, как Василий заболев, скоропостижно скончался в Полевской больнице. Эрьзя не просто остался без помощника, но потерял очень близкого, любимого человека. Оплакивая Василия, скульптор создает мраморное надгробие в виде скорбящего Христа (не сохранился). Этот период в жизни и творчестве Эрьзи усугубляется гнетущей атмосферой лихолетья, голодом, варварским свержением прежних и утверждением новых художественных идеалов. Но, несмотря на все объективные сложности, природа уральского края, его особый дух и энергия, вдохновляли Эрьзю. Одной из изваянных им в то время работ стала прародительница рода человеческого - Ева. К работе над этой скульптурой мастер долго готовился, искал подходящий материал. Скульптор вырубил две фигуры Евы из чистейшего мраморного монолита. Взглянув на белоснежный камень, скульптор увидел свою будущую Еву - умиротворенную, юную, сильную… Дальнейшая судьба малой Евы драматична. В 1921 году Эрьзя с Еленой Мроз и учителем по МУЖВЗ Сергеем Волнухиным отправились в Геленджик. Скульптура в числе других работ Эрьзи оказалась в Новороссийске, и когда в 1926 году скульптор отплывает в Марсель, а оттуда — в Париж, неоконченная малая “Ева” осталась в этом городе. Она пережила ужас разрушения немцами Новороссийска в годы Отечественной войны. В 1970-е годы “Ева” была случайно обнаружена при раскопке котлована местными краеведами, среди которых был скульптор и педагог Владимир Сердюк. © Бутрова Елена, 2023 #ПоездЭрьзи #ФондЭрьзи #РаботыЭрьзи #Культура #ФондКультурныхИнициатив #ГрантДляКреативныхКоманд
ЖИЗНЬ ЭРЬЗИ С 1918 по 1926 год Степан Эрьзя жил на Урале и Кавказе, куда отправился в поисках редких пород мрамора. Эти годы стали временем творческого кризиса: не было качественного материала, подходящих помещений и оборудования для работы. Ограничения накладывала и государственная политика революционного позитивизма: любое произведение искусства должно было соответствовать идеям нового мира. «Меня подавила революция. Я согнулся под её тяжестью… Наконец, я закончил борьбу», — писал Эрьзя. В 1926 году он принял решение об эмиграции, уехал сначала в Париж, а оттуда — в Аргентину. В Аргентине Степан Эрьзя поселился на окраине Буэнос-Айреса. Он участвовал в местных выставках, на собственные деньги издавал брошюры о своем творчестве. Аргентинские газеты печатали пространные статьи об известном русском скульпторе, «который раньше был пастухом». #ПоездЭрьзи #ФондЭрьзи #ЖизньЭрьзи #Культура #ФондКультурныхИнициатив #ГрантДляКреативныхКоманд
ПРЕПОДАВАТЕЛИ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ Детская художественная школа № 1, г. Саранск. (https:/...ar) Дорогие друзья, сегодня мы хотим представить преподавателя, который принимал участие со своими учениками в конкурсе «Миры мастера Эрьзи». 😊 Толокина Валентина Евгеньевна (https:/...41) заслуженный работник культуры, Лауреат премии Главы Республики Мордовии, Ветеран труда, преподаватель высшей категории живописного отделения детской художественной школы №1 им. П.Ф. Рябова. Валентина Евгеньевна - опытный, грамотный, творчески работающий преподаватель, профессионально заинтересованный в результате своего труда. Валентина Толокина прививает своим ученикам интерес к изобразительной деятельности и, сама, плодотворно сочетает свою педагогическую деятельность с творческой и культурной жизнью Республики. Является одним из постоянных участников выставки - конкурса «Миры мастера Эрьзи».😁 #ПоездЭрьзи #ФондЭрьзи #МирыМастераЭрьзи #ПедагогиДХШ #Культура #ФондКультурныхИнициатив #ГрантДляКреативныхКоманд
РАБОТЫ ЭРЬЗИ «Автопортрет», 1940-е годы, Аргентина. Автопортрет, предположительно созданный Эрьзей в 1940-е годы, в период жизни в Аргентине, возможно, является авторским вариантом автопортрета 1908 года, созданного в Италии и известного также под названием «Тоска». Во время жизни в Милане, когда еще будучи молодым, Эрьзе часто голодал, нищета отразилась на его внешности, и ему не раз приходилось слышать в свой адрес: «Cristo! Cristo!» от набожных итальянцев. Юноше льстило такое сравнение, и он стал акцентировать его в скульптурных и графических автопортретах, создав, таким образом, целую серию «христоподобных» автопортретов. В свою очередь, образы Христа и Крестителя, созданные в разные годы Эрьзей, несут явное сходство с автором. То есть отождествление своей судьбы и судьбы Богочеловека, с его мытарствами, искушениями и поисками Истины становятся для Эрьзи с ранних лет определяющими весь его жизненный и творческий путь. © Бутрова Елена, 2023 #ПоездЭрьзи #ФондЭрьзи #РаботыЭрьзи #Культура #ФондКультурныхИнициатив #ГрантДляКреативныхКоманд
ПРЕПОДАВАТЕЛИ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа №1» (https:/...1), Набережные Челны. Часть 3 Дорогие друзья, сегодня мы хотим представить еще двух преподавателей, которые принимают участие с их учениками в конкурсе. 😊 Хусаенова Эльмира Ислямовна (https:/...81) - преподаватель высшей квалификационной категории. В 2022 году студентка Эльмиры Ислямовны, Михно Таисия участвовала в конкурсе рисунка «Миры мастера Эрьзи». Чернова Флера Камилевна (https:/...07) - преподаватель в МАУДО «Детская художественная школа №1». Учащиеся Флеры Камилевны были увлечены биографией Степана Дмитриевича Эрьзи. Ее воспитанники участвуют в конкурсе «Миры мастера Эрьзи» впервые. ☺️ Куратор детского конкурса - Анна Терентьева (https:/...ev) #ПоездЭрьзи #ФондЭрьзи #МирыМастераЭрьзи #ПедагогиДХШ #Культура #ФондКультурныхИнициатив #ГрантДляКреативныхКоманд
РАБОТЫ ЭРЬЗИ «Калипсо», 1917 г., МРМИИ им. С.Д. Эрьзи, Саранск. Очаровательная “Калипсо” была создана Эрьзей в 1917 году, когда за окном московской мастерской скульптора рушился старый мир и грохотали залпы революции. Работа была выполнена из редкого италийского мрамора, кусок которого автор добыл на Дорогомиловском кладбище. Моделью для портрета послужила ученица, помощница, возлюбленная и муза скульптора Елена Мроз. То, что скульптура получила название “Калипсо” указывает не только на пересечение древнегреческого мифа с творчеством Эрьзи, но и на особое отношение автора к модели, ведь прекрасная Калипсо была нимфой, влюбленной в Одиссея. На момент создания “Калипсо” Елена Мроз была совсем юной, очаровательной девушкой 19 лет, и поэтическое сравнение с нимфой вполне понятно. Эрьзю и Мроз на протяжении 10 лет связывали романтические отношения и скульптор не раз обращался в своем творчестве к образу возлюбленной. © Бутрова Елена, 2023 #ПоездЭрьзи #ФондЭрьзи #РаботыЭрьзи #Культура #ФондКультурныхИнициатив #ГрантДляКреативныхКоманд