1000 и 1 диалог с болью: на полях игры «The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay» Многие подростки 2000-х впервые сопркоснулись с творчеством Вина Дзеля не через «Форсаж», а менно через «Хроники Риддика» (2004 г.). В кинокартине представлена классическая картина «мрачной фантастики»: большнство людей живут в опустыненых и трудных для выжвания мирах, где почти не осталось ничего кроме алчности и насущного выживания. На этом антропологическом фоне ярко возвышается персонаж В. Дизеля, который не только стоически переносит боль, но и беседует с ней. Он не просто выживает, но ищет в этой первобытной огрубелости человеческой плоти, нечто сакральное и неповреждённое вечной погоней за наживой и находит эту лазейку в виде экзистенциальной тоски и поиска чего высшего не только внутри себя, но и окружающем пространстве. Если в фильме основной акцент сделан на приключения в постапокалиптическом сеттинге, то в игре всё подчёркивает трудный путь самопознания человеком. Несмотря на давний срок издания, тайтл и сегодня смотрится современным и интересным: есть место стелсу, а есть время и на перестрелки, равно как и на доп., квесты и неплохую ролевую систему в тюремном сеттинге. Очень много крупных планов, погружённость в нарратив высока и не лукавя, могу заверить, что вместе с персонажем проходил весь путь по тюрьме от самого прибытия к свободе. Интересно, что мотив свободы тут играет не только физический, но и психологический характер. Главный герой, преодолевает себя обстоятельства, он закаляется в горниле страдания и высвобождает потаённую силу, которая есть в каждом из нас. Душа Риддика, в конечном итоге - это то, за чем приходится следить весь сюжет более чем за пострелушками и поисками очередного выхода из трудной ситуации. Его внутренний диалог с болью напоминает монолог Эдипа или Гамлета с одним лишь НО: Риддик не говорит в одиночку. Он всегда в диалоге с болью, в котором она наставляет его на трудном пути самоотречения. Возможно, у вас могло сложиться впечатление, что я рисую героя жития. Тем не менее, Риддик таковым не является: он убивает, якшается с тюремной братией и в целом вписан в антураж места, где оказался. НО, персонаж не стагнируется, он непрестанно в движении как физическом, так и психологическом. Если и можно его сравнить с каким-то героем близким к православной культуре, то на ум приходит Данила Багров из фильма «Брат» (1997 г.) А. Балабанова. Русский дембель, так же творит не мало спорных с этической точки зрения поступков, впрочем, впереди у него долгий духовный путь, который предполагал целый сериал становления персонажа от человека без корней к настоящему герою, способному побороть самого себя. В заключении порекомендую всем пройти путь Риддика и понять как ценна свобода не только физическая, но и внутренняя в деле познания себя и мира.
1 год назад