Найти тему
Ребёнок не хочет учиться
«Школьные годы чудесные…» Всегда ли слова из песни совпадают с ощущениями ребенка? Недавно смотрела ответы будущих пятиклассников в анкете про школу. На вопрос: «Что для тебя школа?» – ученик ответил: «Ад». Как? Почему? Ребенок хорошо учится, с детства был любознательным, и вдруг такое… В этом конкретном случае, может быть, настроение было соответствующее. В другой день мог бы и по-другому написать. Но всё же очень часто слышу от родителей, что ребенок не хочет учиться, что ему всё надоело, что в школе нет ничего интересного...
10 месяцев назад
Дикий щавель
Раннее утро. Проснулась в детстве. Слышу привычные звуки, чувствую аппетитные запахи – это мама готовит что-то вкусненькое. На душе радостно и тепло – мама обещала на «после завтрака» интересное и необычное. Постепенно приходит осознание реальности, но я изо всех сил цепляюсь за свои ощущения и продолжаю оставаться в детстве. Тогда еще была мама. У меня еще не было никаких забот, лишь предвкушение чего-то нового и прекрасного. Внезапно вспомнился наш поход «в луга» за диким щавелем. Мама часто придумывала походы в леса, поля, на болото или просто к закату, рассвету, яркой луне и звездам...
10 месяцев назад
Про один летний день
Это был тот самый летний день, когда мы пошли на карьер Островок весело проводить время. Мы – это я, две Люды и Наташа. Нам по 9, вполне себе взрослые. Дружим давно – с ясельной группы. Все люди проверенные и надежные, умеющие хранить секреты. Карьер под названием Островок – это искусственный водоем, каких у нас было много. У нас же раньше тут море было. А теперь известь добывают, даже завод известковый есть. Вот и получаются такие карьеры, наполненные белой водой. Иногда там купались в жару. Наш поход был большим секретом...
10 месяцев назад
Эмоции и интерес – важнейшие компоненты мотивации
Один из главных аргументов у учителей и родителей, почему нужно писать без ошибок, примерно такой: «Каждый человек должен уметь грамотно писать». Или такой: «Каждый уважающий себя человек должен знать родной язык и не допускать ошибок ни в речи, ни при письме». В общем «каждый» и «должен». Согласитесь – так себе аргумент для человека 7-10 лет. А точнее вообще не аргумент. Я тоже так говорила, когда только начала работать учителем в начальной школе. Однажды моя ученица сказала в ответ: «Я не каждая, я сама по себе»...
11 месяцев назад
Чем больше читаем, тем грамотнее говорим и пишем
Работая последние 15 лет с практикующими учителями в институте повышения квалификации и со студентами университета, с горечью обращала внимание на ошибки, которые они нередко допускали и в устной речи, и при письме. Меня не покидала мысль: «Как же они будут учить детей говорить и писать грамотно, если сами допускают ошибки?» Мы с вами понимаем, что причин снижения общего уровня грамотности и речевой культуры много. Коснусь только некоторых, но важных. Обратили внимание, как на речевую культуру...
11 месяцев назад
Экскурсия в приют для животных
Ходили с классом в приют для брошенных животных. Носили подарки. Хозяйка приюта рассказывала истории некоторых питомцев. Как нашли добермана, который около года жил возле кафе: то ли потерялся, то ли выгнали нерадивые хозяева. Посетители кафе подкармливали. Но однажды пёс попал под машину, дополз до крыльца и остался лежать на ступеньках. Была зима, морозы в Сибири нешуточные. Работники кафе позвонили в приют. Собаку забрали, вылечили. Про очень милого беспородного щенка, которого нашли под лестницей в подъезде, голодного и больного...
11 месяцев назад
Ураааа!!! Миша проснулся!
У педагога всегда найдутся смешные или грустные истории из практики. Расскажу одну из них, а вы сами решите, смешная она или грустная. Начался первый урок во втором классе. Минут через 15 стук в дверь. Открываю. Опоздавший ученик. Назовем его Миша. Извиняется, спрашивает разрешения войти. Конечно, разрешаю. В современной начальной школе в опоздании на первый урок дети не виноваты – родители привозят или приводят в школу – они в ответе. Миша садится за парту, достает необходимое к уроку, что-то падает, лезет под стол поднимать...
11 месяцев назад
Про взаимоотношения учителей начальной школы и родителей
Сегодня предлагаю не про чтение, а про взаимоотношения учителей начальной школы и родителей. Волнует эта тема из-за довольно частого недопонимания между родителями и учителями, между учениками и учителями, между родителями и детьми. Предложу парочку советов из своего педагогического опыта.))) Здесь будут обращения и к учителям, и к родителям. Очень грустно, когда учителя и родители как будто бы «по разные стороны баррикад», в постоянном противостоянии. Ведь на самом деле учитель и родители в начальной школе должны быть единомышленниками...
11 месяцев назад
Очень важно уточнять значения слов при чтении текстов и при устном общении
«Почему все статьи про чтение?» – спросите вы. Планирую писать и про другое. Друзья, буду вам очень благодарна, если напишете в комментариях, что особенно вас интересует или даже волнует из жизни младшего школьника. Ответ обязательно найдете здесь. Пишу про чтение, потому что это самый главный навык, который должен быть сформирован в начальной школе. От того, насколько хорошо ребенок читает и понимает прочитанное будут зависеть его успехи по другим предметам. Мы с вами постоянно сталкиваемся с разными текстами – не только письменными, но и устными...
11 месяцев назад
Не заставляйте ребёнка читать в качестве наказания!
Вы мне скажете: «У меня не всегда есть время читать вместе с ребенком». Согласна. Иногда времени не хватает. Что же делать? Вот вам еще несколько приемов, которые помогут ребенку читать с удовольствием. Предложите ребенку прочитать короткий рассказ и вообразить, что это он один из персонажей, не обязательно главный. Можно даже представить себя предметом из текста. А потом пересказать от его лица прочитанное. Например, предлагаем рассказ Н. Н. Носова «Мишкина каша». Помните, о чем он? Про двух друзей,...
11 месяцев назад
Очень хороший мотивирующий прием к чтению
Представьте, что вы в книжном магазине. Взяли книгу в руки и видите на обложке название, имя автора, возможно, иллюстрацию. Что произошло в этот момент? О чем вы подумали? Вы тут же предположили, о чём эта книга. Если захотите более точного прогнозирования, начинаете ее листать, цепляясь взглядом за ключевые слова, или читать аннотацию, содержание. Вам же нужно решить, покупать эту книгу или нет. А купив её, хочется быстрее приступить к чтению. Знакомо? К чему я это? При обучении детей чему-либо,...
11 месяцев назад
Совместное чтение с комментированием
Как научить ребенка грамотно читать и делать это с удовольствием? «А что это значит – читать грамотно?» – спросите вы. Отвечаю. Это значит понимать письменные тексты, размышлять над ними, излагать свои мысли о прочитанном. Сможет ли ребенок размышлять или говорить о прочитанном, если он не понял, о чём прочитал? Конечно нет. Если вы заставляете своего ребенка читать (см. предыдущий текст), то нередко он делает это «на автомате» и даже не пытается понять, о чем текст. Главное – быстрее справиться и играть в любимое...
11 месяцев назад