Найти тему
А на этот забавный барельеф с "Владимиром Ильичом" я случайно наткнулся в храме Байон. Не, ну правда же похож 😎
1 неделю назад
Опубликовано фото
1 неделю назад
Государство как мандала: почему в ЮВА границы были не важны 🌴🗿🛕 Мы привыкли, что государство – это флаг, гимн и границы на карте. Именно так выглядит наш современный мир, и нам трудно себе представить какой-то другой способ устройства больших государственных образований. 🛕 Когда европейцы впервые столкнулись с политической системой Юго-Восточной Азии, они увидели хаос. Но на самом деле это была продуманная и логичная стратегия власти: не удерживать территорию силой, а распространять влияние через культуру и ритуалы. 🛕 Дикое, совершенно невообразимое количество древних храмов, разбросанных по всему региону, подтверждает этот тезис. Остатки древних храмов в Камбодже, встречающиеся тут и там, никого не удивляют. Предполагается, что только на территории этой страны, не считая соседних, находится около 4000 храмов, половина из которых ещё даже не найдена. 🙈 Те, кто впервые сталкиваются с этой информацией, отказываются верить в религиозное предназначение объектов и утверждают, что всё это были, например, технологические сооружения. Это, конечно же, не так. Храмы действительно были храмами, о чём свидетельствуют и многочисленные найденные надписи на санскрите и старокхмерском языках. Конечно, вопросы вызывают так называемые «доисторические» постройки в виде пирамид, а также основания грандиозных комплексов, которые также представляют из себя пирамиды. К ним относится и знаменитый Ангкор Ват, представляющий из себя трехступенчатую пирамиду, на ступенях которой позже возникли как изумительные башенки, так и галереи барельефов. 👨‍🎓 Но вернёмся к теме, обозначенной в заголовке. Итак, мандала – это особая форма государственного устройства, где власть распространялась кругами, как волны от брошенного в воду камня. ✍️ В центре мандалы находился верховный правитель – король, махараджа или девараджа («бог-король»). Вокруг него – вассальные правители, которые признавали его верховенство, но при этом сохраняли значительную автономию. Эти правители, в свою очередь, имели своих вассалов. Структура была гибкой и динамичной: вассалы могли менять своих сюзеренов, платить дань сразу нескольким государям и даже вести свои собственные войны. ⚔️ При этом территории переходили из рук в руки, а границ в привычном нам понимании не существовало. На первом месте было влияние через архитектуру, письменность и ритуалы. 🛕 Ангкорская империя – отличный пример мандалы. Сам Ангкор был центром, но власть его распространялась на огромные территории, занятые вассалами, которые, впрочем, легко могли как менять сюзерена, так и ополчаться против него в союзе с каким-нибудь могущественным соседом. Этим в том числе объясняется и огромное количество перестроек и переделок в храмовых комплексах, осуществлённых новыми завоевателями. 🛕 Если западные монархии создавали централизованные государства с прямым подчинением правителю, то в ЮВА делался упор на вассалитет. При этом политические союзы могли меняться каждое десятилетие, а город-государство мог пережить смену нескольких сюзеренов за одно поколение, что приводило к постоянным войнам всех против всех. ⚔️ Однако, такая система показала небывалую устойчивость, просуществовав вплоть до прихода на эти земли европейских колонизаторов, изрядно удивленных, по их мнению, «хаосом» в государственном управлении. 🤷‍♀️ Но на самом деле это была хорошо продуманная и логичная стратегия власти: не удерживать территорию силой, а распространять влияние через культуру и ритуалы. 👇 Поддержите проект донатом на БУСТИ ▶️ ▶️Друг Аркадий
1 неделю назад
Бантей Тхом (Banteay Thom) – храм, который спрятался от всех 🌴🛕🌴🐘 Совсем не в сердце камбоджийских джунглей, а всего лишь в пятнадцати километрах от стен древнего Ангкор Тхома, бывшей столицы средневековой Камбоджи, спрятался комплекс Бантей Тхом, название которого переводится как "большая цитадель". 🛕 Уже из названия можно понять, что размеры «храма» производят некоторое впечатление на посетителя. ⬇️⬇️⬇️ Историки приписывают строительство комплекса Джайяварману VII (1125 - 1219) – самому популярному королю Камбоджи, который, якобы, возвёл бесчисленное количество храмов, больниц, ашрамов по всей территории империи. Так ли это или нет, мы, конечно, не можем знать достоверно. Да и сейчас уже чётко сформировалось мнение, что всем строениям Джайявармана VII предшествовали какие-то более древние комплексы, что подтверждается хоть и немногочисленными, но, всё-таки, проведёнными раскопками. Я и сам нередко заглядывал на подобные раскопки и поражался, на какой глубине археологи находят всё новые и новые артефакты. Впрочем, надо отметить, что раскопы эти потом благополучно снова засыпаются, а отчёты о проведённых работах публикуются так, что найти их обычному пользователю очень и очень трудно. 🔎 Бантей Тхом имеет необычную конфигурацию: он окружён стеной из латерита с единственным входом на востоке (см. план на фото). С востока к комплексу примыкает большой рукотворный прямоугольный водоём размерами 350м х 180м. Во влажный сезон в нём, кстати, до сих пор накапливается вода. 🏰 Внутренний двор не оставляет никаких сомнений в том, что храм действительно заслужил именоваться цитаделью, то есть крепостью. Его окружает мощная галерея из латерита, с окнами, расположенными только на внутренней стороне, а также с одним единственным выходом наружу на юго-восточном углу. 🔨🗿 Храм очень богат барельефами, изображающими самых разных персонажей. Эдакий винегрет из богов, божеств, нагов и демонов – вот что мы видим на стенах Бантей Тхома. Тут и Будда, совершающий побег из дворца, и Вишну на своём вечном спутнике Гаруде. Внимательно присмотревшись, на северной башне можно обнаружить связанного Анируддху – внука Кришны. ✍️ Интересная находка – надпись на старокхмерском языке, в которой приводится титул и имя то ли какого-то правителя, то ли просто «благородного» человека. Я попросил специалиста транскрибировать этот текст латинскими буквами, и результат выглядит так: kam rang teng ngatan sri sota ka vantra vo sam. 🛠 Также меня изрядно удивили никогда ранее не попадавшиеся блоки из какого-то белого, довольно пористого камня, сильно напоминающего известняк. «Раскопки» в интернете пока не дали на этот счёт никаких результатов, но вопрос очень интересный, так как в Камбодже мы, в принципе, имеем дело только с двумя видами камня – песчаником и латеритом. Очень редко использовался базальт, хотя его месторождения в Камбодже вовсе не являются редкостью. Но известняк мне ещё никогда не встречался. 🏍🚘 Добраться до Бантей Тхома непросто. С дорогой справится только мотоцикл или армейский джип, да и то лишь в сухой сезон. В сезон дождей лучше даже и не пытаться туда попасть. По крайней мере, наша поездка в октябре обернулась полным фиаско, и мы были вынуждены развернуться на полпути. 👍 Но в этом есть и неоспоримые плюсы! Ведь такая малодоступность храма для массового туризма, возможно, предохранит его от безобразной реставрации, которую мы повсеместно уже наблюдаем в храмах Ангкора. 👇 БУСТИ ▶️ ▶️Друг Аркадий
1 месяц назад
Этимологические раскопки 🧹 Таман Негара 🌴 На моём Ютуб-канале «Мир на блюдечке» вышло видео, снятое в самом древнем лесу на планете – национальном парке Малайзии Таман Негаре. 📹 У многих возникают вопросы, связанные с этим названием, а именно с его этимологией. Но для начала попробуем просто перевести. А перевод действительно очень простой: Таман Негара буквально переводится как «государственный лес», то есть, «национальный парк». Поэтому конструкция "Национальный парк Таман Негара" фактически является тавтологией. 🤷‍♀️ А теперь самое интересное – этимология. Слово «негара» является прямым заимствованием из санскрита, языка древних ведийских текстов, а также языка знати всей Юго-Восточной Азии. В малайском языке санскритское слово «нагара», означающее «город», слегка трансформировалось по значению и стало употребляться по отношению ко всему государству, а также выступать в качестве атрибутива со значением «государственный». ✍️ И здесь нельзя не упомянуть и об Ангкоре, средневековом городе-государстве на территории современной Камбоджи. Ведь его название происходит от того же самого санскритского слова «нагара»! Вот только в кхмерском языке это слово подверглось большей фонетической трансформации, превратившись из «нагары» в «ангкор» (с промежуточной стадией, звучавшей как «нокор»), сохранив, однако, исходное значение – «город». 👨‍🎓 Во всей этой увлекательной истории больше всего вопросов вызывает неоспоримый факт широчайшего распространения санскрита на огромной территории к востоку от полуострова Индостан, который, впрочем, был на самом деле лишь «перевалочной базой» для азиатского lingua franca, распространившегося от среднеазиатских степей, места своего гипотетического зарождения, до тихоокеанских островов. 👇 БУСТИ ▶️ ▶️Друг Аркадий
1 месяц назад
Кала – всепоглощающая пасть времени ⌛️ Если Вы когда-либо рассматривали барельефы кхмерских храмов, то наверняка замечали странный, устрашающий лик с широко раскрытой пастью. Это Кала – олицетворение всепоглощающего времени, неумолимого разрушения и смерти. ☠️ Иногда Кала занимает всю центральную часть барельефа, но чаще «служит» постаментом для божества. 🛕 В индуистской мифологии Кала (что буквально означает «время» на санскрите) ассоциируется с Шивой и иногда отождествляется с самим Ямой, владыкой загробного мира. В кхмерском искусстве Кала чаще всего изображается как огромная голова, разевающая пасть, лишённую нижней челюсти. Впрочем, и тут нет правил без исключений, так как иногда Калу изображали и с нижней челюстью. Такого Калу можно, например, увидеть на барельефе в храме Бантей Самре (см. последнее фото). 🔎 Самые ранние изображения Калы в кхмерском искусстве появились в конце IX – начале X века, во времена правления короля Яшовармана I (889–910 гг.), основателя Ангкора. Они встречаются в храме Преа Ко (IX век), а также в более поздних постройках периода Кох Кер (X век). 🐍 Кала становится особенно распространённым мотивом в XI–XII веках, в эпоху расцвета Кхмерской империи. Приблизительно в это же время чудовище-химера Макара уступает место грозному Нагу – многоглавому змею. 🤷‍♀️ Что же произошло в это время на территории Камбоджи? Почему вдруг довольно резко меняется как стиль изображений, так и в целом иконография? На эти вопросы ещё предстоит найти ответы. Всё только начинается. 👇 БУСТИ ▶️ ▶️Друг Аркадий
1 месяц назад
ЛОЖЬ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ АНГКОРА 🛕 В 1950-х годах французский художник Морис Фьеве создал серию драматичных картин, изображающих жизнь в древней Камбодже. Конкретно эта красочная иллюстрация призвана продемонстрировать нам процесс строительства, ни много ни мало, аж самого Ангкор-Вата. 🤷‍♀️ И вот стоишь ты перед этим чудом инженерной мысли и не знаешь, чему верить: собственным глазам или местному гиду, который вдохновенно рассказывает заученный текст про древнюю кхмерскую цивилизацию. Ну, как рассказывает — читает по памяти, стараясь не сбиться, чтобы не забыть важное: Ангкор-Ват, 1113–1152 годы, строительство, король, боги, священные ритуалы, процветание. Всё. 🤷‍♀️🧠 Мозг, разумеется, отказывается принимать тот факт, что эти массивные объекты, для простоты называемые храмами, могли быть построены так, как это изобразил на своей картинке французский фантазёр. Ну а при погружении в детали даже у самого неискушённого наблюдателя исчезают все сомнения в том, что при строительстве применялись какие-то не совсем понятные нам технологии. 🗿 Как многие из вас уже, наверное, знают, история Камбоджи писалась на основании найденных надписей на камне, которые, в зависимости от периода, были исполнены последовательно на трёх языках – санскрите, старокхмерском и пали. Надписи эти редко бывают информативны, ограничиваясь, как правило, славословиями в честь короля и его приближённых, списками приписанных к храму рабов, перечислениями даров и прочими малозначительными для нас деталями. Нередко встречаются сведения об освящении лингама в том или ином храме, что не является свидетельством о его строительстве. Ах да, ещё нельзя не упомянуть написанные на изысканном санскрите гимны и молитвы. При их сочинении были использованы классические индийские метры – шлока и ануштубх. А сам санскрит здесь отличался большей выразительностью и метафоричностью, чем тот, что практиковали на территории Индостана. Новые сюрпризы. 🕶📸 В настоящее время археологи, на основе данных со снимков полученных с помощью технологии LIDAR, а также свежих раскопок, утверждают, что под практически всеми так называемыми древними храмами находятся основания ещё более древних построек. И даже, казалось бы, уже вдоль и поперёк изученный главный храм региона – Ангкор-Ват, преподносит всё новые и новые сюрпризы исследователям. Например, информация о том, что храм строился с 1113-го по 1152 гг., уже давно не воспринимается всерьёз никем, но по-прежнему фигурирует во всех путеводителях. Да и сам Ангкор-Ват — вовсе не цельная конструкция, возведённая в строго заданные сроки. Галерея барельефов? Пристроена позже. Крестообразная платформа перед входом? Поздний апгрейд. А базовая постройка — трёхступенчатая пирамида, которая постепенно обрастала новыми элементами. Датировка "1113–1152" годами — удобная фикция, позволяющая объяснять необъяснимое. 🏗 Но главное — даже не даты, а сами технологии. Десять миллионов (по самым скромным оценкам) кубометров камня — это не шутка. Для сравнения: Великая пирамида в Гизе потребовала в три-четыре раза меньше материала. И если египтяне строили свою пирамиду по проверенной временем схеме, то здесь — гигантские блоки песчаника и латерита, некоторые (из песчаника) весом в несколько тонн. 🐘 Слоны? Могли таскать не более полутора тонн, да и то на короткое расстояние, а тут — куда больше. Каменоломни в сорока километрах, но часть блоков вообще привезли из других провинций. Как? На бамбуковых плотах, говорят археологи. Хотелось бы посмотреть на эксперимент: берём многотонный блок, кладём на плот — и... ну, дальше он идёт ко дну. А как поднимали эти блоки на высоту? Как, в конце концов, происходил процесс погрузки-выгрузки? Опять загадка. Сегодня реставраторы со всего мира изо всех сил, но тщетно, пытаются восстановить разрушенные стены ангкорских строений, но их жалкие потуги рядом с идеально сохранившимися древними рядами стен выглядят, мягко говоря, иронично. Камни, сложенные столетия назад, будто смотрят на них свысока и ухмыляются: "Ну что, современные люди, попробуйте повторить". Пока что повторить не удаётся. 👇 БУСТИ ▶️ ▶️Друг Аркадий
1 месяц назад
Аюттайя в Ангкоре: забытая глава истории 🌴🛕 Вы могли не знать, но Аюттайя – то самое могущественное тайское государство – присутствовала в Ангкоре. Причем не просто как военный эпизод 1431 года, когда тайцы захватили кхмерскую столицу, а как полноценная часть ее истории, отраженная в архитектуре и археологических находках. 🧪 А ключом к этому утверждению послужило одно исследование с помощью радиоуглеродного метода, которое изначально вовсе не ставило своей целью получение таких грандиозных результатов. Касалось оно пирамиды, как ранее предполагалось, IX века - Бапуон. ❓ Вопросы к уже, казалось бы, устоявшейся истории строительства пирамиды, появились после обработки результатов исследования «кошек» - металлических креплений между блоками -, использованных при возведении конструкции. Это поставило под сомнение привычную версию происходивших событий. Некоторые из «кошек» неожиданно оказались родом из IX века, в то время как постройка официально датируется веком одиннадцатым! 🤷‍♀️ Впрочем, этой пирамиде, а также последним попыткам её датировки нужно посвятить отдельный пост. Вернёмся к Аюттайе, которая, как известно захватила и разграбила Ангкор в 1431 году, в результате чего королевский двор бежал на юг. На западной (»задней») стороне пирамиды выложена гигантская статуя Лежащего Будды, по которой уже давно специально обученными людьми было принято решение, что изготовлена она была в XVI веке из каменных блоков, составлявших некогда башни пирамиды. В XVI веке действительно происходил некий ренессанс Ангкора: были возведены многочисленные статуи, произведены реставрационные работы и вообще Ангкор в XVI веке как будто попытался вернуться к прежнему величию. Безуспешно, конечно. 👨‍🎓 Но проведённый радиоуглеродный анализ опроверг эту версию, так как металлические «кошки» скреплявшие каменные блоки Будды датировались однозначно XV веком (1417-1452 гг). Это не совпадает с возрождением Ангкора, зато идеально укладывается во времена тайской Аюттайи. Тайские хроники упоминают, что после разграбления в 1431 году тайцы оставались в Ангкоре как минимум до 1444 года. А археологи уже несколько лет находят следы влияния Аюттайи в буддийской скульптуре XV века. То есть, с наибольшей долей вероятности мы можем предположить, что Лежащий Будда был возведён тайцами. Впрочем, есть ещё небольшая вероятность того, что к этому были причастны кхмеры, возведя эту статую незадолго до вторжения тайцев. Но такая версия кажется немного притянутой за уши, так как в то время Камбоджа уже переживала сильный упадок и никаких значимых построек в тогда также возведено не было. ✍️ Что ж, история Ангкора времён упадка ещё не написана и полна тайн, которые так интересно разгадывать! ⬆️⬆️⬆️ На фото: пирамида Бапуон, Лежащий Будда, «кошки» найденные во время исследования. 👇 Поддержите мой проект подпиской на БУСТИ! Также на БУСТИ можно отправить разовый донат! ▶️ ▶️Друг Аркадий
1 месяц назад
Разминирование Камбоджи: кто заплатит за историю и человеческие жизни? 🛕🌴 Избрание Трампа неожиданно затронуло такую щепетильную тему, как разминирование Камбоджи. 🇺🇸 Немного истории: в 1960–70-х годах американцы сбросили на Камбоджу 2,7 миллиона тонн бомб. Это больше, чем на Германию и Японию за всю Вторую мировую. Потом была гражданская война, потом режим Пол Пота, потом еще одна гражданская война. Итог: от 4 до 6 миллионов мин и неразорвавшихся боеприпасов остались в земле, став, выражаясь метафорично и грубо, национальным достоянием – в том смысле, что они никуда не денутся. 🤷‍♀️ Прошло 25 лет с момента окончания войны, а мины по-прежнему взрываются. В 2024 году число подрывов выросло на 53%, пострадали 49 человек, из них 12 погибли, 8 лишились конечностей. И вот господин Трамп, придя к власти в своей стране, начал наводить, что называется, порядки в пробирной палатке, пытаясь выяснить, куда же исчезают триллионы свеженапечатанных долларов, достаточных... да для всего достаточных, но, почему-то, не производящих ожидаемого от них эффекта. 🙅 31 января Камбоджийский центр по разминированию (CMAC) объявляет: на 85 дней мы уходим в отпуск. Восьми провинциям остается надеяться только на то, что мины тоже возьмут паузу и перестанут на это время взрываться. Причина? США заморозили финансирование программ, которые помогали разминировать Камбоджу. С 2022 года американцы выделили 6,35 миллиона долларов, обеспечив работой почти 200 сапёров. Эти деньги позволили уничтожить 17 971 кассетный боеприпас, 69 авиабомб, тысячи противопехотных и противотанковых мин. Теперь сапёры остаются без денег, а мины – там, где их положили. У меня в связи с этим только один вопрос: а Камбоджа не хочет заплатить за себя? Ну хотя бы частично? Нет? А дело тут в возможностях или, всё-таки, в желании? ❓ Существует расхожее, но глубоко ошибочное мнение о том, что Камбоджа является бедной страной. Что ж, даже когда эти слова соответствовали действительности, то есть лет пятнадцать назад, у местной элиты денег было как у дурака фантиков. Но ходить с протянутой рукой по мировым «кассам взаимопомощи» стало для кхмеров привычным делом. Что называется, дают – бери, бьют – беги. ✍️ Ни коем случае не пытаясь преуменьшить долю ответственности американцев, я, тем не менее, нахожусь, мягко выражаясь, в лёгком недоумении. Камбоджа – страна, у элиты которой есть деньги. В Пномпене ездят Rolls-Royce и Bentley, строятся мраморные особняки, скупается недвижимость в Лондоне и Париже. Найти 6,35 миллиона долларов на четыре года – задача действительно смехотворная. Но почему-то, если американцы не платят, то и камбоджийское правительство платить не собирается. И мины продолжают собирать смертельную жатву. ❗️ Изучение истории опасно для жизни 🛕 Мины ждут и археологов. Древние храмы Камбоджи, спрятанные в джунглях, оказываются заминированными не хуже, чем граница между Северной и Южной Кореей. Где-то рядом могут быть уникальные артефакты кхмерской цивилизации, но проверять это никто не спешит – слишком дорого, слишком опасно. Впрочем, на изучение истории всем наплевать. Это общемировая тенденция, и Камбоджа здесь явно не из тех, кто задаёт вектор, а из тех, кто слепо ему следует. 🤷‍♀️ Выводы просты: США действительно несут историческую ответственность. Но и Камбоджа несёт её тоже. Если страна не хочет платить за собственную безопасность, то это вопрос не только к американцам, но и к элитам, которые предпочитают вкладываться в новые небоскрёбы, а не в спасение человеческих жизней. В общем и целом получилась история с душком, совершенно не делающая чести Королевству чудес. | 👇 Поддержите мой проект подпиской на БУСТИ! Также на БУСТИ можно отправить разовый донат! ▶️ ▶️Подписывайтесь ==> Друг Аркадий
1 месяц назад
Песчаник Камбоджи: камень, переживший империи 🛕 Друзья! А не подкинуть ли мне вам ещё одну загадку, относящуюся к выбору материала для строительства древних объектов на территории Камбоджи. ⚒️ Современные исследователи ломают голову над «долговечностью» монументальных храмов Ангкора, но ответ одновременно и прост, и сложен. Это, конечно, использование песчаника. В чём же сложность, спросите вы? А сложность в том, что песчаник, использованный при строительстве фантастических, но малоизвестных широкому кругу жителей планеты (и слава богу!) построек, этот «нежный» в представлении многих камень совершенно не собирается рассыпаться под напором веков. ✍️ Современные строительные инженеры, говоря о планируемой долговечности строений из песчаника, приводят какие-то невероятные цифры, будто взятые с потолка – 200-300 лет при должном уходе. Серьёзно? 200-300 лет? А как же пирамиды в Кох Кер или Харихаралайе, которые уже давно перешагнули тысячелетний рубеж? Как же получается так, что мегалиты, использованные при их строительстве, лишь слегка оказались тронуты эрозией, а идеально отшлифованные внутренние грани каменных блоков и вовсе не выказывают никаких признаков разрушений, связанных с временем. ⬇️ И всё-таки, как?? Читайте далее==>>
1 месяц назад
Ангкор под угрозой. Как ЮНЕСКО превращает наследие в фикцию 🙈 Когда-то Сра Сранг был жемчужиной Ангкора. Этот бассейн, по легендам, служил не королевской ванной, как подсказывает название, а чем-то большим — символом кхмерской гармонии между природой, человеком и божественным. 🌴 Однако сегодняшний Сра Сранг — это символ другого рода. Это место, где аутентичность уступила место бездушной реконструкции, варварству в обертке благородных намерений. 😈 ЮНЕСКО, организация, ответственная за охрану мирового наследия, превратилась здесь в архитектора абсурда. Вместо того чтобы сохранять древние руины как есть — с их трещинами, следами времени и ускользающим величием, — нам предлагают нечто фальшивое. В центре Сра Сранга ныне возвышается «реставрированный» храм, который с точки зрения истории, архитектуры и даже здравого смысла не имеет никакого отношения к оригиналу. 👇 Варварство под эгидой ЮНЕСКО 😡ЮНЕСКО здесь не спаситель, а вандал. Вместо того чтобы проводить научные исследования, документировать остатки храма, использовать современные технологии для создания цифровых моделей — археологи и реставраторы приняли решение быстро, дешево и, главное, фотогенично «восстановить» храм. 🤷‍♀️ Результат? Груда камней, грубо сложенная в форме ступы, которая стилистически напоминает что угодно, кроме подлинного кхмерского наследия. Но зачем? Ответ прост: туристы. Новая постройка куда более привлекательна для неосведомленного посетителя, чем скромные руины, едва различимые под водой. Это больше похоже на маркетинговый ход, чем на культурный проект. 👇 Что мы теряем? История бассейна Сра Сранг и храма в его центре — это рассказ о тысячелетней культуре, о мастерстве древних строителей. Но вместо того чтобы сохранять и передавать эту историю, мы создаём иллюзию. Иллюзию, в которой реальное прошлое подменяется современной фантазией. 🛕 Насколько бездумным было это решение, говорит хотя бы тот факт, что новая постройка не только не соответствует стилю, но и не вписывается в общий ансамбль Ангкора. В то время как другие храмы, такие как Бантей Кдей, сохранили изысканные орнаменты и гармонию пропорций, этот храм выглядит как неуклюжая пародия. 👇 Ответственность и будущее Кто виноват? Одни укажут на местные власти, другие — на подрядчиков. Но главная ответственность лежит на ЮНЕСКО. Организация, которая должна была стать гарантом сохранения аутентичности, вместо этого поощряет разрушение. Местные жители смотрят на эту «реставрацию» с недоумением. Туристы, для которых Ангкор — это воплощение подлинной азиатской культуры, получают красиво сервированную ложь. Но вопрос на самом деле в другом: сколько ещё памятников Ангкора ждёт такая судьба? И не станет ли этот варварский подход новой нормой для «реставрации» мирового наследия? 👇 Эпилог Сохранение наследия — это не маркетинг и не показуха. Это долг перед прошлым, перед будущими поколениями и перед культурой в целом. Восстановить разрушенные храмы Ангкора невозможно, но можно сохранить их такими, какими они дошли до наших дней, чтобы люди по-прежнему могли видеть их истинное величие, а не выдуманные формы. 🛕 Сра Сранг был символом красоты и гармонии, а стал памятником человеческой глупости. Можно лишь надеяться, что урок будет извлечён и другие объекты Ангкора не разделят его судьбу. 👇 Поддержите мой проект подпиской на БУСТИ! Также на БУСТИ можно отправить разовый донат! ▶️ ▶️Подписывайтесь ==> Друг Аркадий
3 месяца назад
Друзья! Смотрите вторую "серию" моих весенних похождений по удивительному, но никому не известному тайскому городку Петчбури! На этот раз я добрался до древних кхмерских храмов, найденных в этом городе. Но эти храмы довольно сильно отличаются от тех, что строились на территории современной Камбоджи. В чём отличия, а в чём и непреложное сходство, вы узнаете, посмотрев этот ролик. А заодно вы прочувствуете атмосферу маленького провинциального тайского городка с населением всего-то около сорока тысяч человек. По-моему, получилось интересно и познавательно, но судите сами: https://youtu.be/QlLi0vN_HdE 👇 Поддержите мой проект подпиской на БУСТИ! Также на БУСТИ можно отправить разовый донат! ▶️ ▶️Подписывайтесь ==> Друг Аркадий
3 месяца назад