Какой образ у советского панельного дома? Непримечательное здание с четкими простыми линиями, без лишних деталей, уютно стоящее в глубине жилого массива или нависающее над улицей как стена. Но есть и исключения. Место действий – Барнаул. Прогуливаясь по Молодежной от Социалистического до Красноармейского проспекта, вас встретят стоящие торцом к улице четыре дома. Обычные пятиэтажные панельки с потускневшей краской, все как у людей. Но если отключиться от визуального шума ярких вывесок магазинов и поднять взгляд выше, сквозь ветви деревьев вы увидите шикарные мозаичные композиции на каждом из торцов, созданные в конце 60-х годов Владимиром Добровольским. Композиции показывают жизнь советского человека с разных сторон. Здесь и ученные, демонстрирующие достижения науки, символы животноводства и птицеводства, советский туризм и сцены из жизни сельского хозяйства с тракторами и элеваторами и народные гуляния под аккомпанемент баяна. Вот оно – монументальное искусство на уже примечательных панельных домах 👌🏻
Далеко ходить не надо
13
подписчиков
Изучаем дореволюционную и советскую архитектуру Сибирских городов, а так же находим интересные "артефакты" на домах и зданиях. Покажем, что каждый человек живет в по-своему прекрасном месте с богатой историей и окружен интересными элементами архитектуры и не только!
Советская неоновая вывеска «Косметический кабинет» красуется на углу дома по адресу Советская 7. А потом начался ремонт фасада и заветные буквы… пропали! "Они уехали догнивать свой век на какой-нибудь свалке, бесцеремонно выброшенные в мусорный контейнер, или судьба подбросила встречу с пунктом приема металла" - могли подумать вы. Да, признаемся, мы так подумали. Но без паники, история со счастливым концом 👌🏻 Перед началом фасадных работ вывеску демонтировали и увезли на реставрацию с последующим возвратом на исходное место. И все это (кроме ремонта фасада) за собственный счет делает компания «Визуальность». Ну что сказать? Огромное уважение «Визуальности» за их благородный порыв. Ждем, когда угол Советской и Коммунистической снова озарится неоном восстановленной вывески. Озарение обещается в мае 💡
О дореволюционных постройках говорили, конструктивизм изучали, но кое-что, предшествующее массовому типовому строительству, еще не проходили ☝️ Советский неоклассицизм или по другому неформальному определению - Сталинский ампир. И достается честь быть первыми в этой теме – улице Станиславского и дому под № 2 архитектора Николая Федоровича Храненко. Признаемся, что в целом улица Станиславского одна из наших любимых и полна интересными и прекрасными домами, соединяющимися в разнообразные ансамбли зданий. Начиная путь от начала до конца улицы можно наблюдать становление разных архитектурных эпох, переход от излишеств на фасадах к упрощению и полноценному типовому строительству. Но этот вопрос оставим на потом. А еще на Станиславского есть: Сад имени Кирова, Сквер Славы и самое старое работающее заведение города – Пышечная, куда можно зайти отведать вкусных пышек и выйти пропитанным запахом выпечки. Но это того стоит, потому что помимо вкусной еды, внутри Пышечной вас ждет еще один сюрприз. Но давайте вернемся к дому, который привлекает наше внимание интересным орнаментом, большим количеством эркеров и обилием характерного послевоенного советского декора, особенно композицией из колосьев с рогами, наполненными урожаем, на углу. Он, как одна из частей ворот, приглашает вас взглянуть на достопримечательности улицы, объединяясь в протяженный ансамбль с последующими домами, о которых мы расскажем вам позже.
Чтобы вам проще было искать солнца и образы кораблей в наших публикациях, сегодня расскажем о фронтоне и нескольких его видах из множества.
Добрый вечер. Вернемся в Барнаул, на улицу Анатолия, которая в целом щедра на старую деревянную застройку. И воспользовавшись принципом «Далеко ходить не надо», мы прошли пятьдесят метров от Дома архитектора к другому дому – дому Писателя. Как иронично, но Дом писателя изначально писателям не принадлежал (привет от Дома архитектора), и вообще на этом месте не стоял. Феномены улицы Анатолия? Изначально деревянный особняк располагался на улице Чехова в исторической части города и принадлежал купцу Астафьеву Ивану. В поздние советские годы, когда улицу освобождали под новое строительство, дом перенесли на Анатолия и передали краевому отделению Союза писателей. Но достался новосел писателям не в лучшем состоянии. Во время переезда особняка сильно затянули с реставрационными и ремонтными работами, что конечно отразилось на его состоянии и оригинальном облике. Вот как описывают в своей книге о истории Союза писателей братья Шнайдеры состояние особняка: "И предложение, нужно отметить, было не радостным – старый, деревянный, разграбленный дом со сгнившими коммуникациями" Но непригожий вид не испугал будущих владельцев, отреставрировавших особняк и вложивших и душу, и немало сил в свою работу. А мы до сих можем любоваться деревянными узорами и оригинальной башней ну углу дома, изучая его интересную судьбу.
Барнаул, Барнаул, в Ново-Николаевске тоже умели неплохо строить. Как пример возьмем не раз упомянутого Крячкова и рассмотрим одно из созданных им начальных училищ. Мы уже рассказывали вам о школах на Якушева и у Нарымского сквера. А сегодня перенесемся на угол улиц Красноярская и 1905 года. Здесь под тенью гиганта Гринвича тоже ютится дореволюционная школа. И дела у этой школы – намного лучше, чем у до этого упомянутых, по крайне мере визуально. Знакомые ризалит и портал главного входа, каждый элемент декора на своем месте, а белые тона фасада в сочетании с фактурой кирпича до сих пор создают прекрасную композицию. Даже спрятанное за зеленой сеткой словосочетание «Городское училище» можно разглядеть. Если смотреть старые фотокарточки, то приходишь к выводу, что здание выглядит также как и чуть более века назад, уверенно сохранив первоначальный облик. И никаких вам безобразных пристроек, надстроек и перестроек... А чё так можно было что ли? Сейчас в здании ведет свою деятельность областной Дом народного творчества, так сказать старая школа до сих пор при деле, может и со своими проблемами, но в отличном состоянии, за что спасибо ответственным людям. И знаете, облик школы прекрасно подходит для роли Дома народного творчества, и двери этого дома всегда открыты для вас! По крайней мере так написано на сайте👌
А помните, как мы недавно рассказывали о Доме архитектора в Барнауле, который изначально архитектору не принадлежал, а вообще был домом губернского врача. Дом стоит подальше от дороги, как утверждают некоторые источники, для того чтобы посетители расположенной рядом поликлиники, где собственно врач и принимал их, не заглядывали в окна, проходя мимо. Но про роскошный особняк врача рассказали и показали, настало время поликлиники. Здание, построенное в конце XIX, до сих пор выделяется своим видом среди множества старых деревянных домов улицы Анатолия, привлекая внимание оригинальным двухярусным куполом на углу и килевидным, как в каком-нибудь тереме, фронтоном, с повторяющим его очертание окном. Вот так смотришь, вроде бы поликлиника, а тут вам и балкон на фигурных кронштейнах, сбоку лоджии с резными ограждениями и даже поблекшая от времени деревянная резьба на солнце радует глаз. Так и хочется зайти и отстоять очередь к губернскому терапевту. Конечно, спустя уже более чем вековую историю, поликлиника не принимает пациентов, а её площади поделены на квартиры, да и в целом зданию требуется хорошая реставрация. А килевидный фронтон на то и килевидный, что похож на корабль, перевернутый кверху, для справки 👌
Еще в прошлом году у нас на канале проходил опрос касаемо одного барельефа, который находился в Новосибирске. Пора про него рассказать. Хотя ,судя по результатам опроса и комментариям, вы и так все знаете. Итак, этот барельеф находился по адресу ул. Серебренниковская, 14 / ул. Сибревкома, 5. Изготовили его по заказу швейного объединения «Синар» (сейчас SINAR, скорее всего вы видели их магазины в ТЦ Новосибирска). Назывался барельеф «Труд» и имел внушительные размеры 19х2 м. Создательницей барельефа является Лилия Федоровна Бурлакова - художник и скульптор. Родилась она в городе Петухове Курганской области в 1926 году. Основная тематика ее работ связана с силой духа, героизмом и патриотизмом. К сожалению, сейчас барельефом можно полюбоваться лишь на фотографиях. В 2021 он неожиданно был демонтирован. И это перед проведением работы по определению историко-культурной ценности объекта. В этом же году мы сделали фото, прикрепленное к опросу, совершенно случайно и ничего не подозревая.
Чугунные львы на въезде в усадьбу купцов Суховых — это еще один артефакт из Барнаула, про который знает каждый житель этого города. Но самое интересное, что никто не знает откуда и когда они появились. Есть несколько версий: — приехали из Китая вместе с духовной миссией некого отца Иакинфа; — приехали из Франции после победы над Наполеоном; — достались нам от великой Тартарии (нам очень понравился комментарий под одним из видео на Youtube). Так же бытует мнение, что львов изготовили на Алтае, и они украшали плотину сереброплавильного завода, а из пасти каждого лилась вода. Интересная версия, так как у львов есть отверстия в пастях и животах. Когда-то в 90-е годы их пытались украсть, чтобы сдать на металлолом, и повредили бок одного при транспортировке. На наш взгляд эти львы уникальны, подобного мы ничего не видели. Отдаленно они напоминают сфинксов на Университетской набережной Санкт-Петербурга.
Бетонная стела с названием «Колосок» скромно прячется среди деревьев и не особо старается попасться вам в глаза, особенно летом прикрываясь листвой. Оказавшись на местности, вы сразу поймете какому предприятию принадлежит данный арт-объект, поймете по аромату свежей выпечки. Здесь, в окрестностях станции Новосибирск-Западный, расположен хлебзавод, готовящий для вас вкусную (или нет) булочку. Хлебзавод ведёт свою историю с 1930-х годов, но вот когда пророс «Колосок» пока непонятно. Может вы что-то знаете об этой стеле?
Вот такой деревянный особняк, именуемый Дом архитектора, расположился подальше от дороги под адресом Анатолия 106а в Барнауле. Только изначальная история дома совсем не связана с архитектором, по крайней мере архитектору дом не принадлежал. Бревенчатый особняк, сочетающий разные архитектурные традиции был построен в 1909 г. как жилье для губернского врача, принимающего своих пациентов в соседствующей поликлинике. В советские годы особняк разбили на несколько квартир, а в 1985 г. передали под Дом архитектора, где после реставрации проводились выставки и творческие встречи. Сейчас в Доме архитекторов расположена архитектурная мастерская Анисифорова. Бывший особняк губернского врача интересно сочетает деревянные украшения традиционной русской резьбы с округлым модерновым окном балкона, сияя наблюдающему солнцем, обрамляющим слуховое окно (круглое и маленькое). А фотографии есть? Нет, есть лучше - видео. https://youtube.com/shorts/CxK0ark-2po?si=PAhczYwE1okHL2Ip
Неделю ничего не рассказывали и не показывали, но у нас есть оправдание - поездка в Барнаул. Поэтому будем периодически что-то вещать про дома и артефакты, которые нас там заинтересовали. Но пост не об этом! Пост посвящен модерну (если помните, то Змеиногорское и Турухановское училища построены именно в этом стиле), а точнее его отличительным особенностям. Модерн - архитектурный стиль, зародившийся на рубеже XIX и XX веков. Он вдохновлен природой, её плавными кривыми и изогнутыми линиями форм. Модерн отказался от традиционных классических принципов, сближая архитектуру и изобразительное искусство.