Ответом на вчерашнюю загадку является повесть Алексея Толстого "Гадюка". Небольшая по объёму, жизненная и пронзительная, она повествует о судьбе простого человека во время страшных исторических потрясений. Главная героиня, Ольга, семнадцатилетняя девушка, жила в доме своего отца, купца второй гильдии Зотова. Мечты её были мечтами благовоспитанной девицы и не шли дальше спокойной, повседневной жизни в кругу семьи, где будет она сидеть за столом в розовом пеньюаре и разливать кофе мужу и домочадцам. А дальше пришла в Казань жестокая Гражданская война, и закружила, понесла Ольгу в страшном своём вихре. И не осталось ни родителей, ни дома, да и мечты все разорвало в клочья. Какой конкретно дом "присмотрел" для своей героини Толстой, точно не известно. Однако исследователи считают, что это мог быть дом купца Жарова на улице Баумана. Улица неоднократно меняла своё название. Когда-то это была Ногайская дорога, а Проломной улица стала после взятия Казани войсками Ивана Грозного. Стены Кремля были в двух местах подорваны пороховыми зарядами, так что образовалось два пролома. Название Проломная улица сохранила до 1930 года, когда её переименовали в улицу Баумана, известного революционера, одного из создателей газеты "Искра". В 1766 году для Казани был создан план урегулирования улиц города. Однако создать одно, а воплотить в жизнь другое. Строительство по-новому началось только после пожара 1774 года, когда Казань была захвачена армией Емельяна Пугачёва. Новое строительство подразумевало под собой соблюдение линий застройки, когда дома строились вплотную друг к другу, не оставляя места под ворота. Вместо них стали делать проезды в самих зданиях. В 1833 году купец Жаров покупает землю на Проломной под дом, проект которого сделал Фома Иванович Петонди, известный казанский архитектор, построивший в городе более ста зданий. Любопытно то, что прошение о разрешении постройки было отправлено не кому-нибудь, а самому императору Николаю Первому. В ответ пришло разрешение: "Купца Жарова обязать подпискою в правильном произведении построек без малейшего отступления от плана и фигуры фасада... ". Когда Жаров надумал пристроить ко второму этажу антресоли, он снова просил об этом письменного разрешения, правда теперь уже только у Его Превосходительства Военного губернатора. Я не знала, что постройки на главных улицах городов так строго регламентировались в то время. В доме в разное время была гостиница для приезжающих, мыльная, фруктовая лавки, кондитерская. Третий этаж был пристроен уже в конце девятнадцатого века. В советское время в доме были квартиры. Любопытная история связана с табличкой на доме, на которой написано "Дом Шарова". Дом в разных материалах становится то Шарова, то Жарова. Несколько краеведов, статьи которых я читала, имеют разное мнение по этому вопросу. Многие пишут, что табличка на доме - с ошибкой. Также считаю и я, поскольку в статье, на которую я опиралась при создании своей, приведены документы - прошения к императору и губернатору, подписанные купцом В.Е. Жаровым (статья архитектора-реставратора Юлии Васильевой "Наследие: доходные дома" в журнале "Мир искусств" номер 2, 2013 года). Друзья, а вы когда-нибудь встречали на домах памятные таблички с ошибкой?
Далеко до утра
527
подписчиков
Всем привет! Я Юлия. Люблю читать книги по ночам. А вечерами ходить на концерты и спектакли. А ещё путешествовать. Буду рассказывать вам обо всем, что видела и прочитала. В мире столько всего интересного! Для связи dalekodoutra@yandex.ru
Литературная загадка из Казани. Всем привет, дорогие друзья! Проведя два дня в другом городе, я, конечно, не могла не подготовить вам новую загадку😊. Те, кто был в Казани, наверняка не раз видели этот дом - он располагается на улице Баумана, 42, по которой все так любят гулять. Большой, красивый купеческий дом, считается, мог быть домом, который описан в повести советского писателя. Она повествует нам о страшных временах Гражданской войны 1917-1922 гг. "Десять лет тому назад в Казани загорелся среди бела дня на Проломной улице дом купца второй гильдии, старообрядца Вячеслава Илларионовича Зотова." "Ночью весь госпиталь был разбужен. Бегали доктора, санитары, волокли узлы. Сидели на койках испуганные больные. За окнами гремели колеса, раскатывалась бешеная ругань. В Казань входили чехи. Красные эвакуировались. Все, кто мог уйти, покинули госпиталь." "Подняв голову, она глядела на узкое окошечко; пыльные стекла позванивали тихо, высохшие пауки колебались в паутине. Громовыми раскатами вздыхали где-то пушки. (Это на Казань двигалась Пятая Красная Армия.) Сторож принес обед, сопнув, покосился на окошечко: "Калачика вам принес, барышня... Если что нужно — только стукнете... Мы завсегда с политическими...". Очень страшная, но при этом увлекательная повесть, от которой невозможно оторваться, не прочитав до самого конца. Итак, друзья, о каком писателе и произведении напоминает нам этот дом на Баумана? Фото автора. Отгадка и рассказ о доме, как обычно - завтра.
"Три д'Артаньяна" Сергея Нечаева
Все мы читали приключенческие романы, однако далеко не каждый читатель серьезно изучает историю. Многие знают её как раз не по документам, а по художественным произведениям, в которых достоверность фактов и исторических образов остаётся на совести писателя. И сегодня я хочу рассказать вам о книге именно на эту тему, книге, в которой автор рассказывает о прототипах литературных героев в самой, пожалуй, известной трилогии Александра Дюма. Её автор, Сергей Нечаев, историк, журналист и писатель, прекрасно знает историю Франции...
Друзья, публикую обещанный рассказ о доме номер 17 на Малой Морской улице в Петербурге, где в 1833-1836 гг. жил Николай Васильевич Гоголь. Думаю, многие знают, что когда Гоголь приехал в Петербург, ему было всего девятнадцать. В городе он прожил восемь лет. В Петербурге всё оказалось совсем не так, как он ожидал. Жильё с видом на Неву, как ему мечталось, снимать было слишком дорого, и Гоголь сначала вынужден был ютиться в небольших комнатках, которые снимал вскладчину с товарищами. В доме номер семнадцать, о котором пойдёт сейчас речь, Гоголь снимал уже квартиру, пусть небольшую, но все-таки двухкомнатную. Именно из этой квартиры писатель уехал из Петербурга за границу. В этой квартире были написаны такие известные произведения автора, как "Ревизор", "Невский проспект", "Записки сумасшедшего", были начаты "Мёртвые души". Немножко заглянуть в квартиру писателя, которая располагалась на третьем этаже, помогает любопытная книга воспоминаний литературного критика Павла Васильевича Анненкова, знавшего в своей жизни множество известных людей, таких как Белинский, Гоголь, Тургенев, Герцен. В книге, которая, кстати, есть в интернете и ссылку на которую я могу дать в комментариях, автор описывает жилище Гоголя так: "Гоголь жил на Малой Морской, в доме Лепена, на дворе, в двух небольших комнатах, и я живо помню темную лестницу квартиры, маленькую переднюю с перегородкой, небольшую спальню, где он разливал чай своим гостям, и другую комнату, попросторнее, с простым диваном у стены, большим столом у окна, заваленным книгами, и письменным бюро возле него. В первый раз, как я попал на один из чайных вечеров его, он стоял у самовара и только сказал мне: «Вот, вы как раз поспели»." "Часто потом случалось мне сидеть и в этой скромной чайной и в зале. Гоголь собирал тогда английские кипсеки с видами Греции, Индии, Персии и проч., той известной тонкой работы на стали, где главный эффект составляют необычайная обделка гравюры и резкие противоположности света с тенью. Он любил показывать дорогие альманахи, из которых, между прочим, почерпал свои поэтические воззрения на архитектуру различных нравов и на их художественные требования." Кипсеки - это роскошные издания гравюр и рисунков. Свой адрес в доме на Малой Морской Гоголь приписал приятелю Хлестакова Тряпичкину Ивану Васильевичу в комедии "Ревизор". Именно так нужно было подниматься к писателю: "поворотя во двор, в третьем этаже направо". Улицу он заменил на Почтамтскую, на которой располагалось Управление почтовыми службами. Именно поэтому, увидев адрес на письме, почтмейстер Шпекин так перепугался и решил открыть письмо мнимого ревизора. И ещё немного о самом доме. Построен он был в 1766 году на участке купца Кизеля в стиле раннего классицизма. На первом этаже располагался большой зал, который снимал Английский клуб. Члены клуба собирались в нём на обед и на карточную игру. Через несколько лет клуб перебрался в другой дом, а владелец дома 17 стал сдавать его для представлений. Долгое время это был один из культурных центров Петербурга для состоятельной публики. Сейчас в доме находится Управление Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному округу. Малая Морская улица была переименована в улицу Гоголя в 1902 году. В 1993 ей было возвращено историческое название. Все фото автора. Для подготовки статьи использовались книга П. Анненкова "Литературные воспоминания" и книга А. Иванова "История Петербургских особняков. Дома и люди"
Друзья, хочу немного рассказать вам о доме, который вчера не сразу, но всё-таки идентифицировали, как дом Пьера Безухова. Почему исследователи считают, что именно в этом доме Л. Н. Толстой "поселил" Пьера? Дело в том, что дом очень хорошо подходит под описание, которое, правда, не вошло в окончательный вариант текста "Войны и мира". Полностью цитата из первого варианта романа выглядит так: "Приехав в Петербург в 1809 году, князь Андрей велел себя везти прямо в дом Безухова, полагая, что, ежели, как и надо предполагать, Пьер не занимает один этот известный всему Петербургу огромный дом на Мойке, то по крайней мере там он узнает, где живет Пьер. Въехав в ворота, он заметил, что дом обитаем, спросил — дома ли, — уверенный, что вопрос этот мог относиться только к Пьерy, так как графиня, Андрей знал, жила отдельно и последнее время со всем двором в Эрфурте." В окончательном варианте текст изменился, и описание дома пропало: "Князь Андрей приехал в Петербург в августе 1809 года. Это было время апогея славы молодого Сперанского и энергии совершаемых им переворотов." Огромных дворцов, выходящих на Мойку, и построенных в 18 веке, в Санкт-Петербурге несколько - например, Юсуповский, Строгановский. Но только дворец Разумовского стоит за воротами, в которые нужно въезжать. Дворец графа Кирилла Григорьевича Разумовского был построен по проекту А. Ф. Кокоринова в 1762-1766 годах. В нём смешаны два стиля - барокко и классицизм. Фасад украшен шестью колоннами и многочисленными барельефами. Жил граф на широкую ногу, только прислуги во дворце было 260 человек. Давал богатые балы и приёмы, но при этом щедро жертвовал и на благотворительность. В 1781 году он продал дворец следующему владельцу, а тот ещё через несколько лет казне. Во дворце был устроен Воспитательный дом, в нем каждый год принимали до восьми тысяч младенцев, которых затем устраивали в приёмные семьи. На воротах дома, как вчера написали в комментариях, можно увидеть скульптуру пеликана с тремя птенцами. Пеликан - символ жертвенной любви к детям. Существует легенда о пеликане, кормившем своих птенцов мясом, которое он вырывал у себя из груди. Архитекторы часто украшали этим символом здания приютов и воспитательных домов. В 1903 году в здании был открыт Императорский Женский педагогический институт, а в 1925 - Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена, сейчас имеющий статус Университета. Фото автора, кроме последнего, с пеликаном. Это фото из интернета.
Продолжаем рубрику "Литературные загадки" Друзья, хочу показать вам ещё один дом, а точнее - огромный дворец, который я сфотографировала в Санкт-Петербурге. Его адрес Набережная реки Мойки, 48. Известный русский писатель описал в романе это место так: "Один этот известный всему Петербургу огромный дом на Мойке." "Въехав в ворота, он заметил, что дом обитаем, спросил — дома ли, — уверенный, что вопрос этот мог относиться только к графу, так как графиня жила отдельно". Обращаю ваше внимание на то, что цитаты с описанием дома взяты из первого варианта романа, в напечатанной версии их нет. Итак, какой литературный герой жил в этом доме? Друзья, я не сделала рассказа-отгадки по дому Гоголя на Малой Морской, потому что практически все сразу дали правильный ответ. Нужен ли завтра рассказ об этом дворце? Буду делать, только если это действительно кому-то любопытно. По прошлым загадкам я заметила, что многим неинтересно второй раз читать пост о том же доме. Жду ваше мнение в комментариях. Фото автора.
Сегодня рубрика "Литературная загадка" Всем привет, друзья! 😊 В Петербурге в этот раз у меня была очень насыщенная программа, но пару фотографий домов для рубрики "Загадка" я всё-таки подготовила. В этом неприметном доме в 1833-1836 годах жил известный писатель. Здесь написано несколько его произведений, которые изучают в школе. Сейчас адрес этого дома - Малая Морская улица, дом 17. В девятнадцатом веке этот дом имел номер 97. Чтобы пройти в квартиру к писателю, нужно было повернуть во двор и подняться на третий этаж. В книге этот адрес изменился вот так: "Его благородию, милостивому государю, Ивану Васильевичу Тряпичкину, в Санкт-Петербурге, в Почтамтскую улицу, в доме под нумером девяносто седьмым, поворотя на двор, в третьем этаже направо." Итак, какой писатель жил здесь, и о какой книге идёт речь? Фото автора.
Зима закончилась, книговичок собран
Снеговиков этой зимой полепить не удалось, снега было мало, зато я наконец-то "долепила" своего книговика. Как всегда, прокопалась до последнего дня, но все-таки успела до окончания марафона, который проходил на канале Юли "Ветер в книгах" (спасибо ей большое за такую хорошую идею!)😊 Итак, в книговичке у меня: 1. А. Пушкин "Повести Белкина" 2. К. Булычёв "Последняя война" 3. Х. Хоссейни "Тысяча сияющих солнц" 4. Г. де Куртиль "Мемуары графа де Рошфора" 5,6...
Гасьен де Куртиль де Сандр "Мемуары графа де Рошфора"
Герой книги, о которой я хочу вам сегодня рассказать, хорошо известен всем. Даже если кто-то не читал книг Александра Дюма, то уж великолепный фильм "Три мушкетёра" смотрели все без исключения. "Граф Шарль Сезар де Рошфор, правая рука кардинала де Ришельё, таинственный человек со шрамом, теперь-то мы узнаем о тебе всё!" - думала я, открывая эту книгу. Но это оказалось не так просто, ведь довольно увесистые мемуары... оказались выдумкой! Правда, в них описаны исторические события, которые действительно имели место быть во времена кардиналов Ришельё и Мазарини...
Хиро Арикава "Прощание с котом"
Познакомиться с этим автором мне советовали давно. Правда, говорили о другой книге - "Хроники странствующего кота", но в книжном я её не нашла. Зато книга "Прощание с котом" сразу привлекла моё внимание своей милой обложкой. А когда я взяла её с полки полистать, то поняла, что обратно уже не поставлю. Сборник включает в себя семь рассказов. Рассказы в нем разные - грустные, весёлые, трогательные, но главное, все они добрые. А ещё в каждом обязательно есть кот или кошка, и они тоже полноправные герои повествования...
Всем привет, друзья! 😊 Я со своей семьёй на четыре дня ездила в Санкт-Петербург. Мы побывали в нескольких интереснейших местах! Съездили в Кронштадт, побывали в Морском соборе, сходили в новый Музей военно-морской славы России (открылся в 2023 году), в котором есть настоящая атомная подводная лодка! А ещё были в потрясающем музее прикладного искусства имени барона Штиглица. Впечатлений так много, что не знаю, с чего начать ими делиться! И, конечно, зашли в книжный. Это уже традиция - купить пару-тройку книг в любимом городе. В этот раз я решила продолжить знакомство с японскими авторами и выбрала сразу двух. О книгах обоих я слышала так много хорошего, что давно поняла - пора читать самой. Так что скоро будут отзывы. К тому же нужно заканчивать своего зимнего книговика, весна-то не за горами 😊. Все фото автора.
"Повести Белкина" А. С. Пушкина
Даже если в этом месяце ты не планировал покупать ничего "книжного", книгам это неведомо, и они продолжают увеличиваться в количестве. К чему это я? Конечно, к тому, что у меня опять книжное пополнение, которое мне очень нравится! Хочу вам его показать. Это замечательное издание "Повестей Белкина" Александра Сергеевича Пушкина, иллюстрированное с помощью материалов из фондов Государственного музея А.С. Пушкина в Москве. Написанные почти двести лет назад, "Повести Белкина" содержат в себе много...