Найти тему
Квантовые закономерности творческого процесса. Краткое размышление
Как мы знаем, в квантовой физике есть таинственные понятия суперпозиции и коллапса волновой функции. Первое, очень грубо говоря, - это когда, к примеру, электрон находится одновременно "в разных местах" какой-то одной своей "зоны ответственности" и обладающий потенциальным набором свойств до того, как мы его засекли, а второе - уж засекли так засекли, теперь он "обязан" перед нами объясниться, оказаться в определëнном месте и проявить какое-то совершенно конкретное своë свойство. Магия ситуации...
5 месяцев назад
Друзья, как и в прошлом году на конкурсе Чайковского, буду уже очень скоро делиться впечатлениями от игры участников Grand Piano Competition, который пройдëт с 13 по 18 июня в Москве. Присоединяйтесь t.me/d_o_telegram🔥🎹
9 месяцев назад
Немного об оттенках тональностей
Цветов, как мы знаем, давным-давно уже не семь, причëм сейчас я не о теоретической возможности разделить спектр на сколь угодно большое количество градаций, а о самой что не есть практике, где каждый оттенок стандартизирован, и все знают, что оливковый и фисташковый - далеко не один и тот же зелëный. В музыке же, к примеру, соль минор всë ещë остаëтся соль минором, в каком качестве и с какой целью бы он ни применялся. Но ведь в разных случаях он будет представлять собой различную музыкальную "краску"!...
1 год назад
Павел Шатский - это сдержанная рыцарская доблесть в музыке, и мне не терпится услышать его в необычайно интересной программе с Дебюсси Равелем и Регером, которые, помноженные на эту доблесть и благородство, должны зазвучать одновременно свежо и отточенно - под стать цитате из Блока, вынесенной в заголовок концерта - не "по-немецки" или "французски", а с галльскими и германскими нерастраченными духовными силами и смыслами. С удовольствием рассказываю об этом концерте и привожу на него ссылку для подробностей: https://www.mosconsv.ru/ru/concert/183951
1 год назад
Друзья, через 2 месяца, 20-го декабря (это будет среда) в Градский-холле состоится мой концерт с камерным оркестром "Искусство музыки" под управлением Сергея Свиридова. В программе - Бах, Онищенко и Шопен😁 А точнее - Й. С. Бах - Концерт соль минор Мой собственный концерт соль-диез минор Ф. Шопен - Концерт фа минор. "Много буков" пока не пишу, пока что просто хочу сказать, что буду рад видеть всех на своëм концерте в это предновогоднее время! #дмитрийонищенко #gradskyhall
1 год назад
Хочется поразмыслить на тему практики создания композиторами нескольких редакций одного и того же произведения. Например, Шостакович в своих воспоминаниях, записанных Соломоном Волковым, говорил, что когда он узнаëт о том, что у того или иного композитора есть двенадцать редакций одного сочинения, он невольно представляет себе, сколько других произведений он бы смог за это время написать. С другой стороны - более новая версия будет всегда учитывать недостатки прежней, почему раз уже композитор создал еë, то этим он как бы приглашает нас предпочесть еë предыдущим. Когда-то Лев Николаевич Наумов мне сказал: "Ну хорошо, интересный получился у Рахманинова финал в поздней версии Четвëртого концерта, с одной стороны обрезал многое, лишил еë сонатности, но с другой - получилась более современная, оригинальная форма". Так и есть, Рахманинов, заново редактируя собственные произведения, зачастую как бы "пододвигает" их стилистически ближе к тому времени, в котором продолжает жить и творить. Как бы перестраивает дом, оставляя в нëм прежних "жильцов", прежнее содержание. И в целом, похожие процессы мы наблюдаем во многих аналогичных случаях - есть "двойники" у рахманиновской Второй сонаты, у прокофьевских симфоний, бетховенских увертюр. Но иногда интересно задаться некоторыми вопросами относительно тех самых жителей этих прекрасных домов. Улучшается ли их жизнь с точки зрения не удобства но их собственных вкусов и идей? Хорошо ли чувствуют себя идеи и чувства одного года рождения в одеждах иных времëн? Насколько тот человек, который спустя годы прикасается к произведению дабы внести в нëм изменения, равен тому творцу, что сочинил его ранее? Действительно ли это тот самый композитор, тот же человек? Не начинает ли к этому времени его музыка жить своей отдельной и неприкосновенной жизнью? И не является ли таким образом вторая редакция, по сути, совершенно отдельным произведением на темы первого? Вопросы выглядят риторическими, а на самом деле - нет, они вполне конструктивны, и на них можно отвечать совершенно по-разному)) Сейчас же перед Вами первая редакция Второй сонаты Рахманинова, более редко исполняемая, нежели вторая. Собственная запись с концерта 9-летней давности: https://youtu.be/eRx78_1V3JA
1 год назад
Снова БЗК и вновь Чайковский
Лет двадцать назад впервые осознанно послушав симфонию "Манфред" Чайковского, я, ощутил, что в ментальном моëм пространстве после встречи с этой музыкой осталось крутиться одно только слово - "мощно". Оно, разумеется, репрезентовало все смыслы, не только звуковой или силовой. Поражало, сколь огромную жизнь можно вместить в одно симфоническое полотно и с каким это воплощено бескомпромисным бесстрашием. Это слово "мощно" крутилось и в то время, как делился впечатлениями с приятелем - дирижëром, на тот момент аспирантом МГК Петром Глобой...
1 год назад
**Из сегодняшнего онлайн-урока:** Задались с ученицей вопросом, можно ли хотя бы раз в жизни вывезти рояль на природу и позаниматься "на пленэре" - художники же зачем-то так рисуют, почему нам нельзя? Остановились на том, что и не раз в жизни, а всегда и везде уже с начала разбора произведения нужно мысленно "поставить" свой инструмент туда, откуда неплохо видно то, о чëм "рассказываешь". Да, не всё локации позволят вместить в пространство целый инструмент)) Но в нашем случае речь шла о пьесе Грига, природного простора было много, а смысл идеи заключался в том, чтобы не "добавлять эмоциональность" позже, чем начинаешь учить текст, но с другой стороны и не накручивать еë специально, чтобы не усложнять себе жизнь во время самого начала работы. Золотая середина - незатейливо и заранее окунуться в нужную атмосферу, нужный набор красок, и ими уже пользоваться, создать свой внутренний "пленэр" с самого начала. Здесь на фото - полюбившийся мне вид с Двуглавой сопки, что на Южном Урале. Давайте представим, ради каких произведений туда не жалко будет притащить рояль (спойлер, установить, чтобы не скатывался, будет трудно). Лично я был бы не против рассадить по соседним скалам оркестр (это, кстати, будет проще, чем с роялем)) и попробовал бы изобразить вторую часть Пятого концерта Бетховена 😃 А вы? Если затрудняетесь с ответом, можете публиковать его со своей фотографией, будет очень интересно послушать!
1 год назад
В последнюю неделю работал на Шестой летней творческой школе "Волшебство звука" в городе с открытой душой - Озëрске. Спасибо дорогим Ларисе Борисовне и Андрею Анатольевичу Кузнеченковым, без которых школу невозможно представить (на утреннем фото - сегодня!), а также дорогим коллегам и участникам (на первом фото)) за это замечательное время!
1 год назад
Друзья мои, лечу на концерты, мастер-классы, а также работать в жюри в Китай. О чëм бы вы больше всего хотели слышать в моих рассказах? Об учениках? Залах? Городах и людях? О чëм-то ещë? P. S. Вероятность того, что буду на связи в течение этих двух недель - 90%, если же не нет, то обо всëм расскажу сразу по возвращении))
1 год назад
Друзья, если кто-то в эти дни в Грузии или неподалëку - обязательно приходите/приезжайте на наш завтрашний концерт, посвящëнный 150-летию Сергея Васильевича Рахманинова - вместе с дорогими Фëдором Амировым и Шореной Цинцабадзе, которой низкий поклон за организацию этого мероприятия и широчайшая благодарность за то, что мы здесь сейчас собрались! До завтра, до скорой встречи! P. S. Фоторепортаж о Тбилиси и окрестностях, а также о концертах - позже!) #misa
1 год назад
Десять голосов Звука
Ежели что-либо нам хорошо, даже прямо отлично известно, то мы сразу сравниваем эту нашу осведомлённость со знанием своих пятерых пальцев. «Как свои пять пальцев знаем» - говорим. А что же мы знаем о своих пальцах в действительности?     Как минимум, то, что - они неодинаковы. На это первым указал ещё Шопен, искусно заставляя нас размещать наши длинные пальцы на чёрных клавишах, а короткие - на белых. Потом мы пристальное внимание к этой теме встречаем у Шнабеля, где в своей редакции бетховенских...
1 год назад