Найти тему
Где душа Саян таится. Парк Ергаки. Красноярский край
Телеграм-канал автора, путешествующего по России. Сайт проекта ЧУДО ВСЮДУ. Ергаки. Место, которое я долгие годы обходил стороной. Возможно, всему виной реклама, которую я увидел в 2017 году: «Тур выходного дня. Поездка в Ергаки». О чём это говорит? О том, что больше пары дней там делать нечего. О том, что матрасников там будет, как лягушек на болоте. Еще и федеральная трасса делит парк примерно пополам. Что там может быть интересного, ну? Много чего. Сумасшедшая концентрация достопримечательностей на квадратный метр...
1 год назад
Где ключ к Северу лежит. Республика Коми. Плато Маньпупунёр
Телеграм-канал автора, путешествующего по России. Сайт проекта ЧУДО ВСЮДУ. Сейчас. Сегодня не летим. Вылет завтра. Завтра. Ждём сводку. Ждём сводку. Сегодня не летим. Вылет завтра. Послезавтра. Ждём сводку. Обойдёмся без диванных экспертов. Ждём сводку. Сегодня не летим. Вылет завтра. Послепослезавтра. Ждём сводку. Ждём сводку. Вылет в 16.00. С аэродрома. Летим. Летим! Летим без наушников. Нам не громко. Вертолет ликующе гудит. Нет, не он. Это ликуем мы и прячем лицо за рамой иллюминатора, дабы не выдать себя ещё незнакомым людям...
2 года назад
Где раскрашена земля. Камчатский край
Телеграм-канал автора, путешествующего по России. Сайт проекта ЧУДО ВСЮДУ. Вспоминая советские фильмы и выпуски новостей по радио — здесь всегда полночь: «В столице пятнадцать часов… в Петропавловск-Камчатском полночь». Для обывателя Камчатка находится в одном ряду с Тьму-Таракань и Карагандой, мол где-то очень далеко, непонятно где. Возможно, оно и к лучшему, ведь настоящие сокровища нужно хранить в самом потаённом месте. Видимо поэтому, случайно попавшийся москвич, оказавшийся на Камчатке по работе, задал такой вопрос: «А сюда кто-нибудь вообще приезжает так, чтобы отдохнуть?»...
2 года назад
Где хмурится седой Байкал
Телеграм-канал автора, путешествующего по России. Сайт проекта ЧУДО ВСЮДУ. — Деда, деда! — со всех ног бежал малек, лет пяти от роду, по сочной летней траве. — Деда! — М-м? — протяжно отвечал старик, влюбленный в неуверенный полёт своего внука. — Деда! Расскажи-расскажи сказку про замерзшее море, про ледяных великанов, про-про эту, ну… эти падающие звезды! — Но ведь солнце еще высоко для сказок. — Деда, мне не дождаться никак. Может сейчас, а? А перед сном еще? — старик улыбнулся в густую бороду и начал свой рассказ...
2 года назад
От Края до Края. Часть II. Калининградский остров
Телеграм-канал автора, путешествующего по России. Сайт проекта ЧУДО ВСЮДУ. Путешествуя в этом году по Курильским островам я не мог не оказаться на самом нашем западном острове — Калининграде. Острове, одиноко стоящем посреди Европы, словно Белая Башня, из книг Джона Рональда Руэла Толкина, на границе с Мордором. Повсюду шрамы от былых сражений. Руины величия средневековых владык и дух геройства, блуждающий по улицам городов. Удивительная смесь культур, народов и времен на страницах истории этих земель...
2 года назад
От Края до Края. Часть I. Курильские острова
Телеграм-канал автора, путешествующего по России. Сайт проекта ЧУДО ВСЮДУ. Вновь на восток. Туда, где Япония — страна заходящего солнца. Туда, где Тихий океан каждый день, вот уже на протяжении почти пяти веков, опровергает свое имя, данное ему Фернаном Магелланом. Туда, где шум океана сменяется криком чаек. Где вулканы встречаются чаще, чем города, а по местным дорогам ездят только праворульные машины с полуметровым клиренсом. Край, который полнится контрастами, как никто другой. Где белые скалы сменяются черным вулканическим песком...
2 года назад
| ЧЕМ БОЛЬШЕ РЮКЗАК, ТЕМ БОЛЬШЕ ТАМ НЕНУЖНЫХ ВЕЩЕЙ | По-настоящему важных вещей, без которых нельзя прожить, не так уж и много. Все остальное - неудачная попытка переложить в систему костра и тушёнки всё то, чем мы привыкли пользоваться в городе. Зачастую очень полезно, будучи уже в другом городе, вывернуть весь рюкзак и оставить пакетик с лишними вещами в хостеле до вашего возвращения. Хостелы, к слову, очень многие и почти все, перестали быть домом для путешественников, где на кухне собирается куча народу, все рассказывают друг другу истории, показывают фотки и всё такое. Теперь это просто дешёвое жильё для строительных бригад и контингент там соответствующий. Настоящих хостелов, по типу Акка Книбекайзе в Кировске, осталось не так и много. В общем, большой рюкзак - это зло. Кто бы что ни говорил. Освойте "кирпичную кладку" и научитесь правильно заполнять пространство своего рюкзака, так чтобы не оставалась неиспользуемого свободного места. Чтобы рюкзак помогал в пути, а не выкачивал силы. Поэтому стоит ответственно подойти к выбору рюкзака и тому, как он работает. В сети много информации об этом. На рюкзаке экономить не стоит, как и на обуви. Все остальное - по желанию. Мой рюкзак очень компактный и всего на 88 литров, но при этом у меня влезает туда абсолютно всё. 12-14 килограмм техники (дрон, штатив, фотик, объективы). Палатка-полуторка, спальник, шмотки, еда. Костровое. Отдельная тема, очень крутые штуки есть - системы приготовления пищи. Компактные котелки, горелка, газовой баллон - всё это складывается одно в другое и занимает минимум места. Не стоит переоценивать свои силы и брать слишком много веса. Мой рекорд - 32кг и огромная головка сыра на 2кг в первый день (итого 34). Благо у меня была еда и вес уменьшался, но без треккинговых палок я бы этот рюкзак не вынес на себе, хотя обычно всегда хожу без них. Чего только не увидишь в рюкзаках путников. Можно ведь и плойку там найти, и такое бывало, а всё потому, что она помещается в рюкзак) всё необходимое для обычного треккинга, сплава, поездки можно уместить в рюкзак или гермо на 90 литров.
2 года назад
| ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ ЧЕЛОВЕК | Простое правило, которое не требует объяснений. Этим принципом стоит руководствоваться каждый день, но на тропе, на пути - особенно. Не важна ни политика, ни национальность, ни убеждения. Жизнь человека - самое главное, особенно когда речь идёт о выживании в принципе. Чем суровее край, тем сильнее люди ценят этот принцип, по крайней мере по моим наблюдениям. В Мурманской области, если вдруг ты идёшь в Хибины в непогоду, тебя трижды остановят и попытаются отговорить. В таких ситуациях лучше перебдеть. Местные это понимают, а туристы далеко не всегда. Была история, когда на сплаве по Катуни с моего катамарана выпал человек и его стало сносить в поток, ближе к центру реки. Порогов не было, но течение могло унести далеко или прибить ко дну на какой-нибудь "бочке". Тем более, что это не какая-нибудь Волга, а быстрая, горная река, где спокойный участок может очень быстро смениться порогами. Мы резко сели на весло и достаточно быстро нагнали беглеца. После чего наш капитан сказал: "Вы бы так слаженно на порогах работали". В 2019 на Камчатке, когда шли вокруг Толбачика, нас накрыл сильный туман и даже Александр Биченко, местная легенда, человек, который знает Камчатку, как свои пять пальцев, немного заплутал. Мы дали крюк в 3 км, прежде, чем выйти к стоянке, где нас уже ждало два незнакомых человека. Они оказались французами. Шли втроём, но в тумане потеряли своего третьего товарища, у которого была вся еда. После длинного перехода, тем более по лавовым полям, кушать хочется невероятно. Они раздельно несли общак. У эти двоих была палатка и костровое, у потерявшегося - еда. Мы накормили ребят из своих запасов и встали лагерем. Идти искать третьего в тумане, когда на улице уже вечерело, было неоправданно рискованно. На утро третий француз благополучно нашелся, когда туман спал, ориентироваться стало достаточно просто. Все обошлось. Была история и в городе. Во Владивостоке. Не со всем спортивно, но я был в пути, поэтому зачтем. Я двигался к Токаревскому маяку (косе, кошке - много названий). На спуске мне встретился мужик с вискариком. Что-то он до меня докапался, стал вопросы задавать, а я не стал его резко сливать. В итоге оказалось, что у него сегодня горе, его лишили водительских прав, а это был его единственный источник дохода. Дома жена и дочка, работы-денег нет. Вот он и пошёл топить печаль на косу. Так в итоге весь вечер мы просидели с ним у маяка, он изливал душу, а я не давал ему купаться голышом, ведь место людное, были и дети. Всякого нарассказывал. Рассказал, как была у него подруга по переписке из Мурманска (может выдумал, конечно). Говорит долго с ней переписывался, а потом она перестала отвечать, его письма стали возвращаться обратно. Теперь у него целая коробка, он хотел отдать их мне, чтобы я отвёз в Мурманск той самой девушке. Но, когда я его отводил к тому месту, которое он называл своим домом (не знаю так ли это), про это он уже забыл. Стал приглашать в гости, рассказывать, какие у него дома морские свинки, но я к тому времени очень устал и бесславно слился. С пьяными бывает очень интересно.
2 года назад
| ВОПРОС ЦЕНЫ ПО-ЧЕСНОКУ | Будет много цифр и простой математики. Начинал свои путешествия я в студенческие годы и даже тогда, эти поездки для меня не становились обременительными. Источники моих доходов были непостоянны: стипендия, небольшая ставка в вузе и премии на ней, стихийные подработки, работа летом на стройке, какой-то денюжкой в определенные моменты помогали и родители. В среднем в студенческие годы (2015-2018 гг) за месяц я тратил примерно 18-23 тр. за всё. Или 600-750 рублей в день. За эти годы у меня было четыре наиболее значимых поездки: 🧄 Камчатка в 2015 году – 16 дней – около 50тр. за всё. Здесь 24тр. стоил тур и еще 18тр. билеты до Камчатки, туда-обратно. 🧄 Крым в 2016 году – 10 дней – около 13тр. за всё. Здесь 5 тр. стоил перелет до Симферополя, туда обратно. 🧄 От Алтая до Владивостока в 2017 году – 48 дней – 124тр. за всё. Здесь 62тр. стоили два тура и 20тр. перелёты до Алтая и после из Владивостока. 🧄 от Курил до Калининграда в 2018 году – 23 дня – 70 тр. за всё. Здесь 30тр. перелёты Москва - Южно-Сахалинск и Москва – Калининград – СПб. Отдельно стоит выделить хождение по Охотскому морю на теплоходе, от Сахалина до Курил – 10тр. Что можно заметить? По факту, моей главной задачей было найти деньги на перелёт и коммерческий тур, если таковой вообще имеется. Возьмём поездку 2017 года и отбросим две эти статьи. Остаётся 42тр. за 48 дней или 875 рублей в день, что достаточно близко к показателям стоимости моего проживания в городе в те годы (600-750 рублей в день). В 2016 этот показатель и вовсе равнялся 800 рублям в день. 2015 для обсчета не очень подходит, поскольку поездка была исключительно под тур, но тем не менее этот показатель составил 500 рублей в день. В 2018 цифра взлетела до 1300 рублей в день. Тем не менее, средняя цифра за четыре года составила 870 рублей в день, что вполне сопоставимо с проживанием в городе, значит высказанный в начале абзаца тезис верен. Таким образом, средняя сумма, которую мне нужно было накопить в год для поездки, составляла 42тр. Иными словами, мне нужно было откладывать по 115 рублей в день. Такую сумму, мне кажется, можно найти почти в любой ситуации. Что касается более свежих поездок, в том числе с использованием добровольческих проектов, то вот небольшая сводка по некоторым из них: 🧄 Зимний Байкал в 2019 году – 20 дней – 48тр за всё. Перелёт до Иркутска и обратно 20 тр. и волонтёрский взнос 15тр. да, такое бывает. 🧄 Камчатка в 2019 году – 28 дней – 51тр. за всё. Перелёт до Камчатки и обратно 22тр. 🧄 Маньпупунёр в 2020 году – 20 дней – 33 тр. за всё. Перелёт до Сыктывкара и обратно – 7,5тр. и 10тр. волонтерский взнос. 🧄 Ергаки в 2021 году – 18 дней – 32 тр. за всё. Перелёт до Красноярска и обратно – 15тр. За период с 2015 по 2021 я толком не почувствовал ни инфляции, ни кризисов, меняется только статья проживания: от оплаты общаги до ипотеки. В остальном же я спокойно помещаюсь в те же 20тр., ни в чём себе ни отказывая. Поэтому эти расчеты актуальны для меня и по сей день. Разумеется, это работает при моём сценарии использования. Я не обременен никакими зависимостями, будь то чай, кофе, табак или постоянные перекусы, мой псевдо-нордический характер позволяет держать голову в холоде и конвертировать абстрактные желания в строгие цифры. Как итог, я не могу назвать путешествия по России дорогими. Просто нужно уметь адаптироваться и не искать янтарь на вулканическом пляже, не ждать пятизвёздочного сервиса в тайге, а путешествовать туда и отдыхать там, для чего наша страна создана – простор и дикая природа. Самолёт на самом деле не такой уж и дорогой, просто нужно заранее планировать свою поездку, и здесь сложнее, наверно психологически. С одной стороны, ты летишь за 10тр. из конца в конец, но в пределах одной страны, а с другой стороны за такие же деньги ты пролетаешь над десятками европейских стран. Тебе кажется, что в первом случае с тебя берут невероятные деньги, но ты забываешь, что только что преодолел девять часовых поясов и оказался в другой части света, вместо того чтобы пролететь десятки стран размером с чей-то огород.
2 года назад
| ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО НА ПУТИ | Формат поездки. Для меня бывают: самостоятельное путешествие, коммерческий тур, добровольческий проект. Список не окончателен и сформирован только на личном опыте. С самостоятельным путешествием все понятно: берёшь и едешь, берёшь и идёшь. Всё зависит только от тебя. С коммерческим туром еще проще, но как правило подороже. Платишь денюжку и тебе все скажут: что, как, где и когда делать. Просто и удобно, поэтому оно и самое популярное, с этого я когда-то начинал, но едва ли захочу повторить этот опыт, если только это будет сплав) Это не агитация против коммерческих туров, а исключительно мой опыт и постановка проблемы, которую я решу через абзац) С какими неподходящими мне моментами я столкнулся в коммерческих турах. Нулевой пункт. Удовольствие от поездки — это с большой вероятностью лотерея, которая зависит от многих факторов и красоты окружающих мест может оказаться недостаточно. Первое: люди, участники тура. Как правило, контингент здесь максимально разношёрстный. Здесь могут быть и интересные люди, могут быть и те, кого притащили силком, могут встречаться агрессивные псевдо-веганы и латентные вегетарианцы. Те, кто любят природу и те, кто её не понимают. Любители выпить. Любители поспать. Профессионалы скайраннинга и пенсионеры. Дежурство и готовка пищи превращается в ад, т.к. кто-то не ест соль, кто-то не ест сахар, кто-то мясо, кто-то только рыбу и не из-за состояния здоровья, а только своих убеждений, которые они привыкли выпячивать напоказ. Соответственно, завтрак и сбор лагеря с утра – это два часа, вместо полу/четверть часа. Любители шумно пьянствовать оккупируют общий костёр. Многим с ними находиться неприятно, люди расходятся и душевных вечерних посиделок не получается. Одни идут слишком быстро, другие слишком медленно – в итоге всем некомфортно. И так далее. Второе: сами гиды, инструктора. Опять же, абсолютная лотерея. Может попасть нереально классный, а может попасться такой, кто впервые идёт по этому маршруту, идёт по навигатору, дороги не знает, распределить продукты по дням не может, никаких мест слева и справа от тропы тоже не знает, ещё и микроклимат не в состоянии наладить, только отравляет – привет тур-клубу «ПИК» из Санкт-Петербурга. Третье: денюжка. Это самое незначительное, но всё же. Порой тур стоит неоправданно дорого. Какое решение я нашёл для себя. Разумеется, отказаться от поездок не вариант, поэтому я решил попробовать добровольческие проекты (волонтёрство). И это стрельнуло. Всё то, что меня напрягает в коммерческом туре здесь вылечено. Бюджет твоей поездки адекватен и не становится чем-то таким, на что нужно копить. Можно сказать, что это путешествие по цене перелёта. Гиды. Здесь они чаще называются бригадирами. Это люди, которые знают и любят природу и то место, куда ты приехал на проект. Расскажут невозможные истории, покажут самые интересные места, создадут нужный микроклимат, поддержат любую твою инициативу. У них всегда есть чему научиться, есть что узнать. И третье, ранее первое, снова люди. Участники проекта. На добровольческих проектах не оказывается случайных людей, которых притащили силком. Так или иначе, каждый человек сам доходит до собственной потребности принять участие в таком проекте. Я не помню ни одной ситуации, когда было бы какое-то напряжение между людьми. Подлинная магия. И последнее, конечно же, смысл поездки, добрые дела. Ты помогаешь не столько парку, сколько его посетителям с разными физическими возможностями насладиться красотой и тайной этого места. Возможно, этим должно заниматься государство, но сейчас не об этом, а о сопричастности каждого в строительстве общего блага и невозможности оставаться в стороне, когда кому-то нужна помощь. Желании сделать мир чуточку лучше. На таких проектах ты перестаешь быть просто туристом, потребителем благ, а становишься их творцом. Этого не даст ни один тур или самостоятельная поездка. Я с удовольствием займусь строительством тропы через болото или туалета в свой отпуск. Сейчас для меня это лучший формат отдыха, который отвечает на все мои запросы: приятно, полезно, интересно, красиво.
2 года назад
| Я СЛИШКОМ ДОЛГО СЮДА ЕХАЛ, ЧТОБЫ НЕ... | Я слишком долго сюда ехал, чтобы не… прыгнуть. Впервые эта мысль меня посетила в 2017 году, когда я стоял на мысе Тобизина, что находится на острове Русском (Приморский край). Отвесная скала, внизу разбивающиеся в пыль волны и всего 10,5 метров высоты. Здесь проходят даже какие-то соревнования, сюда приезжают профессиональные прыгуны в воду, но в тот день были только отдыхающие и примерно пятнадцать человек, «желающих прыгнуть». Правда, прыгало всего двое и они вскоре ушли, оставив за собой толпу сомневающихся в плавках. Каждый из них готовил разбег, отсчитывал шаги, а потом смотрел вниз и шёл попить водички. Я тоже был в их числе, а потом что-то щелкнуло. Я приехал с другого конца страны и не прыгну? Тем более, что мне всегда хотелось прыгнуть со скалы в море, красиво, как в рекламе мужского парфюма. Разбег три шага и вот я уже лечу. Потом я сделал ещё два прыжка, остальные так и не решались. Вскоре накатила туча и пошёл дождь, а я пошёл пешком до кампуса ДВФУ – ловить попутку мне что-то не захотелось. С тех пор я придерживаюсь этого принципа. Страна большая и ехать до любого места действительно долго, а если вдруг нет, то всегда можно самого себя обхитрить и трактовать «долго» не только как расстояние, но и как время. Например, «я ехал сюда всю жизнь». Работает) С того самого прыжка я стараюсь не упускать даже малейших возможностей. Сон и суточный приём пищи в моих поездках второстепенны. Поспать и покушать можно и дома, а если сегодня у тебя последняя и единственная возможность зайти на плоский Толбачик, нужно идти, несмотря на ливень, ветер и падающий снег выше 2500м. Один настоящий путешественник сказал (не турист или тот, кто водит турситов, а действительно путешественник): «Хотя бы раз в год нужно как следует вымокнуть, замерзнуть, сгореть на солнце и поголодать, тогда всё в жизни будет как надо». Поэтому, когда якобы стоит вопрос «Идти или не идти?», на самом деле вопроса нет. Идти, однозначно. Всё интересное всегда скрыто от глаз и лежит где-то в стороне от проторённых тропинок. Да и в конце концов, я слишком долго сюда ехал, чтобы не…
2 года назад
| ЭСТЕТИКА | Был такой период, когда я полностью отрицал всю фото- и видеотехнику. Не знаю, с чем это было связано. Возможно, из-за того, что фотографией увлекался отец, а моё неприятие было своеобразным протестом. Потом случилось первое большое путешествие. Так вышло, что это была Камчатка (снова она) в уже достаточно далеком 2015 году. Тогда без толковой снаряги и какого-либо опыта походов, я провел первые двадцать дней на этом полуострове (острове, как считают местные). Разумеется, ехать на Камчатку и не взять с собой фотоаппарат или что-то, что сможет сохранить и передать хотя бы толику неповторимости тех мест – преступление. С собой я взял старый отцовский Nikon D90, тогда все и началось. Вернее, с одного удачного кадра: одинокий сивуч на закате на побитом жизнью причале. За этот кадр мне не стыдно даже сейчас, в отличии от много того, что публиковалось в Instagram в период рождения моего интереса к фотографии. Дальше – больше. Через полгода после той поездки я обновился до старенького, но уже профессионального (полупроф) Nikon D300, а спустя полтора года и до только вышедшего Nikon D500. С тех пор и сейчас по-прежнему, я не мыслю свои поездки без фотоохоты. Рано проснуться, чтобы застать росу и утренний туман. Поздно лечь, чтобы сосчитать все звёзды Алтая. Больше звёзд, чем было на моём Алтае я пока не встречал. Пропустить ужин из-за байкальских закатов. Всё это – большая часть моих поездок и бесчисленные попытки запечатлеть магию тех мест. Иногда что-то да получается. Да, фотография не может передать всё, но порой, в тот самый урочный час, она позволяет увидеть больше, нежели видит человеческий глаз, и заглянуть в самую душу происходящего. Начиная с 2018 года, я стал делиться своими работами с окружающими, участвовать в фотоконкурсах. Пока что самые интересные достижения: - Участие двумя работами (форт Западный на Балтийской косе в Калининградской области и Остров Шикотан) в фотовыставке National Geographic по результатам конкурса в 2018 году (ТОП-750 из 45000+ работ); - ТОП-150 по итогам 2019 года в номинации «Аэросъемка» и ТОП-150 фотографов в номинации «Пейзаж-ночь» по версии 35AWARDS (в премии принимало участие больше 418 тысяч работ и более 117 тысяч человек); - Победа в совместном конкурсе "Навстречу волнам" от РГО и тур-фирмы "32 румба". В январе же 2019, с лёгкой подачи подруги, я стал отправлять всем желающим открытки из своих путешествий. Уникальные, в единичном экземпляре, созданные по схеме «сфотографировано на Байкале, обработано в машине по пути в Иркутск, напечатано в Иркутске, отправлено за две минуты до конца регистрации на рейс». Путешествовать просто так уже не интересно. Хочется делиться.
2 года назад