Благовестникъ. История России в историях
834
подписчика
Дорогие друзья!…
С Рождеством Христовым! С Праздником святым! Мира светлым людям, Добрым и простым! Счастья всем желаем, Искренней любви Всех вас поздравляем, Всех Господь храни! Ваш Благовестникъ!
Смутное время. Героическая оборона Троице-Сергиева монастыря.
В 1608 году над Русской землёй вновь нависает опасность. Лжедмитрий Второй собирает под Тушино огромную армию. Многие города переходят на сторону самозванца. К осени тушинцы уже контролируют всё верхнее и среднее Поволжье, а также значительную часть территорий на севере и в центре Руси. Осаждают Москву. Однако полной блокаде столицы препятствует Троице-Сергиев монастырь. Через неё царь Василий Шуйский поддерживает связь с городами Севера, ещё хранившими верность Москве, и получает от них подкрепление...
Соловецкий бунт 1668 г.
В 1652 году Никон становится патриархом Русской Церкви. Он решает провести реформы и исправить церковные книги и обряды по греческим образцам. Однако многие на Руси недовольны вводимыми новшествами и стоят за старые русские традиции. Столкновение между сторонниками Никона и противниками его реформ приводит к расколу Русской Церкви на «никониан» и «старообрядцев». Бунт против новшеств, внедрённых Никоном, особенно ярко проявляется в монашеской среде. С вами Благовестник, и сегодня мы поговорим о Соловецком восстании...
Протопоп Аввакум и его последователи
Начавший реформы в Русской Церкви патриарх Никон реформировал русскую обрядность в соответствии с греческой практикой XVII века. Народ, которому горделивый патриарх никак не объяснил смысла происходящих перемен, воспринял вводимые Никоном изменения как как измену православной вере, ибо люди XVII века свою религиозную идентичность основывали, прежде всего, на обряде. Трагическое заблуждение привело к тому, что Русская Церковь раскололась на «никониан» и «старообрядцев». С вами Благовестник. Сегодня мы поговорим о лидере старообрядцев протопопе Аввакуме и его последователях...
Патриарх Никон и Церковный Раскол и реформы. Старообрядчество.
В 50-х и 60-х годах XVII века Россию потрясла масштабная реформа Церкви. Её реализация привела к необратимым последствиям. Автором и инициатором глобальных изменений в Церкви стал патриарх Никон, хотя нельзя не признать, что первоначальный импульс реформе придал молодой царь Алексей Михайлович. Следствием всех нововведений в итоге стал церковный раскол, потрясший Россию. Здравствуйте. С вами Благовестник. Сегодня мы поговорим о патриархе Никоне и его реформах. Часть 1. Патриарх Никон 1605 год. В семье крестьян мордовского происхождения в Нижегородском крае рождается мальчик Никита Минин...
Кружок «Ревнителей благочестия»
Казалось бы, что может быть в России страшнее смуты? Этот период в стране сопровождался страшной разрухой, голодом и запустением. Смута стала тяжёлым испытанием как для народа, так и для Русской Православной Церкви. Но спустя менее полувека после Смутного времени русское государство и Церковь поджидало ещё одно потрясение. С вами Благовестник. Сегодня мы поговорим о событиях, предшествовавших расколу Русской Церкви в XVII веке. Часть 1. Предпосылки Середина XVII-го века. К этому времени в русских церковных книгах накопилось немало ошибок и искажений...
Установление Патриаршества на Руси
Учреждению патриаршества на Руси предшествовала цепь важных событий в христианском мире. В 1439 году была принята Флорентийская уния. Константинопольский патриарх признал главенство Римского папы и принял католические догматы. Митрополита-грека Исидора, активно участвовавшего в заключении унии, после приезда в Москву низложили и арестовали. Когда в 1453 году турки захватили Константинополь, и Византийская империя пала, на Руси это восприняли как Божье наказание за отступничество греков от православия...
Учение – Москва третий Рим
Ещё со школьной скамьи всем нам известно выражение «Москва – третий Рим». Рождение учения о Третьем Риме описывали и описывают в монографиях, обзорах и научно-популярной литературе как фундаментальный перелом в самосознании русского народа. С вами Благовестник. Сегодня мы поговорим о том, откуда взялось учение «Москва – Третий Рим» на самом деле. Часть 1. После падения Византии единственным в мире независимым православным государством осталась Русь. Осознание этого факта на фоне объединения русских...
Разделение Русской Церкви на митрополии Киевскую и Московскую
Русь только что пережила тяжёлые потрясения. Её учителя в православии – византийцы стали вероотступниками – приняли Флорентийскую унию. Теперь их империя разрушена мусульманами. Очередная междоусобица истощила Великое княжество Московское. Но не смотря на всё это, Русь сохраняет свою православную веру. Русская Церковь теперь является автокефальной. Русские княжества объединяются вокруг Москвы. Близится окончательное свержение ордынского ига. Казалось бы, впереди забрезжил рассвет. Но на русскую землю вновь падает тень раскола...
Начало автокефалии Русской Церкви
1441 год. Митрополит Исидор провозглашает в Успенском соборе Москвы подписанную им ранее Флорентийскую унию. Великий князь Василий II обличает его за отступничество от Православной веры. Исидор низложен и изгнан. Но Константинопольский патриарх и Византийский император тоже одобрили унию с Римом. Таким образом греки, некогда учителя русского народа в Православии, теперь стали вероотступниками. Общение с ними невозможно. Русская Церковь остаётся одна. Что теперь её ждёт? С вами Благовестник, и сейчас мы поговорим о том, как складывалась судьба Русской Церкви после подписания Флорентийской унии...
Флорентийская уния
1430-ые годы. Русь продолжает подвергаться набегам ордынцев, правда теперь это не карательные нашествия могущественных ханов, а разбойные набеги их многочисленных измельчавших потомков. Европа всё ещё продолжает наблюдать за противостоянием Франции и Англии на фронтах Столетней войны. Турки практически полностью захватили Византийскую империю и угрожают вторжением в Восточную Европу. Именно в этот критический период всемирной истории (а, впрочем, когда у неё были некритические периоды?) православие оказывается на грани исчезновения...
Зависимость Русской Церкви от Константинопольского Патриархата
Русская Православная Церковь является самой многочисленной религиозной организацией на территории современной России. Около 80% от общего числа верующих в стране относят себя именно к ней. Русская Православная Церковь – это самостоятельная, то есть автокефальная поместная Церковь. Но мало кто знает, что так было не всегда. С вами Благовестник, и сегодня мы поговорим о том периоде, когда Русская Церковь находилась в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Часть 1. Как всё начиналось Русская Церковь получила своё начало от Греческой...