Статьи
36 прочтений · 5 дней назад
Прототипы функций в С++
О функциях любого языка программирования можно рассказывать очень долго. Поэтому я время от времени возвращаюсь к этому вопросу. Если говорить о функциях С++, то я уже писал о них здесь, здесь и здесь. Сегодня расскажу о прототипах функций, которые есть в С++, но которых нет в некоторых других языках (во всяком случае в ранних их версиях). Хотя многие современные языки предоставляют эту возможность в том или ином виде. Язык С++ отличается тем, что он очень разнообразен. В нём (особенно в современном)...
19 прочтений · 2 недели назад
Область видимости функции Python
Я умудрился растянуть рассказ о функциях аж на четыре статьи (третья статья здесь). Несмотря на то, что это лишь самые общие сведения для новичков. Но именно потому, что всё это для новичков, я и не выдаю много сведений сразу. Сегодня с функциями закончим (во всяком случае пока). В Python, как и в большинстве других языков, параметры и переменные функций являются локальными. То есть видимы только внутри функции. При желании в функциях можно использовать глобальные переменные, но для этого придётся принять соответствующие меры (подробнее здесь)...
33 прочтения · 2 недели назад
Записи в Lazarus
Кроме простейших типов данных существуют и более сложные. Например, записи (в С++ это называется структурами). По традиции я говорю “в Lazarus”, поскольку все примеры проверяю в этой среде разработки. Хотя более правильно было бы сказать в Паскале, так как этот тип данных появился давно и имеется во всех реализациях Паскаля (Delphi, Lazarus, Pascal Script и т.п.). Запись (структура) - это набор данных разных типов. То есть это почти объект, который состоит из множества элементов, где каждый элемент...
91 прочтение · 4 недели назад
Проверка нажатия клавиши в ассемблере
Когда я изучал ассемблер, было любопытно всё. И загадочно. Сейчас это уже не загадочно. Но до сих пор любопытно. Поэтому я продолжаю писать иногда статьи по ассемблеру, несмотря на то, что с практической точки зрения это уже мало кому надо. Сегодня пример того, как можно прочитать и проверить нажатие клавиши. Для этих целей имеется немало функций как операционной системы, так и BIOS. Но мы сегодня используем первую попавшуюся - функцию DOS 07h. И сразу пример: Функция DOS 07h читает нажатую клавишу и записывает её код в регистр AL...
19 прочтений · 4 недели назад
Атрибут WIDTH тега PRE
О теге <pre> я уже рассказывал не раз (например, здесь и здесь). Но получается, что рассказал не всё. То, о чём я буду говорить сегодня, скорее всего никому не пригодится. Особенно с учётом того, что известные мне современные браузеры это не поддерживают (или поддерживают криво). Однако кто знает, может где-то ещё работает забытый богом компьютер с каким-нибудь экзотическим браузером, который будет более-менее адекватно справляться с этим атрибутом. Опять же есть разработчики-прагматики, а есть разработчики-фанатики...
38 прочтений · 1 месяц назад
Строки PHP
Продолжаю рассказывать о типах данных РНР (предыдущая статья здесь). Сегодня речь о строках. Строки очень часто используются в веб-приложениях, поэтому РНР на уровне ядра поддерживает операции по созданию и обработке строк. Строка - это последовательность символов произвольной длины. Строковые литералы должны быть заключены в двойные или одинарные кавычки. Пример: "Hello World" 'Hello World' Однако, как говорится, это то же самое, но не одно и то же. Потому что в двойных кавычках можно использовать...
49 прочтений · 1 месяц назад
Инструкции goto в Си и С++
Я как-то уже рассказывал про оператор goto в PHP. В С/С++ (да и в других языках) тоже имеются подобные операторы. И тоже их не советуют использовать. Однако знать о них надо, поскольку вы их можете встретить в чужих исходных кодах, особенно в старых и особенно на чистом С. Оператор goto выполняет безусловный переход к метке. Метки - это идентификаторы, которые можно добавить почти в любом месте исходного кода. Метки никак не влияют на программу и их может быть сколько угодно. Они просто обозначают...
33 прочтения · 2 месяца назад
Параметры и аргументы функций Python
Ранее я уже рассказывал о том, чем параметры отличаются от аргументов. Правда, на примере другого языка программирования, но сути это не меняет. Я также уже рассказывал о том, как в Python использовать функции. Но там я не упомянул о том, как передавать аргументы в функцию и о многом другом. За что меня критиковали в комментариях. Критикам отвечу - я стараюсь писать короткие статьи, чтобы не перегружать мозг программистам-новичкам. А то, что не входит в короткую статью, я обычно помещаю в другую короткую статью...
65 прочтений · 2 месяца назад
Строки в Lazarus
Я говорю “строки в Lazarus”, потому что для всех опытов и примеров использую именно Lazarus. Но в большинстве случаев то, что работает в Lazarus, будет работать и в Delphi и в других реализациях Паскаля. Строка - это набор символов. В большинстве языков (ну по крайней мере в языках “старой школы”) строку можно трактовать как массив пронумерованных символов. В С/С++, например, первый символ в этом массиве будет иметь индекс 0. А вот в Паскале традиционно первый символ имеет индекс 1. И у того и у другого подхода есть свои причины, но не будем на этом останавливаться...
85 прочтений · 2 месяца назад
ORG 100h
Если вы начинаете изучать язык ассемблера, то у вас наверняка сразу появляется куча вопросов, найти ответ на которые бывает на так просто (кстати, на некоторые вопросы вы найдёте ответы в подборке статей по ассемблеру этого канала). Лично меня когда-то сильно мучал вопрос - зачем в начале некоторых программ на ассемблере записывается строка: ORG 100h Попробую сегодня ответить, не вдаваясь в излишние подробности… Начну с того, что это не команда процессора, а оператор (иногда это называют директивой), который даёт некие указания ассемблеру (какие - чуть позже)...
53 прочтения · 2 месяца назад
Несколько переменных в цикле for
В таких языках, как JavaScript, из циклов наиболее часто используется цикл for. Потому что он имеет достаточно компактный и простой синтаксис: for (Инициализация; Выражение; Счётчик) Инструкция; Для тех, кто хоть раз использовал такой цикл, здесь всё понятно, и пояснять что-то нет необходимости. Однако есть особенности, о которых знают не все. Например, может возникнуть необходимость в каждой итерации цикла изменять несколько переменных. В таком случае первое, что приходит на ум - это изменять значения “лишних” переменных в теле цикла...
22 прочтения · 2 месяца назад
Числа с плавающей точкой PHP
Ранее я рассказывал о целых числах в РНР. Но раз такое дело, то надо пройтись по всем типам данных этого языка. Так что следующий шаг - это числа с плавающей точкой. Числа с плавающей точкой (их также часто называют вещественными числами или числами с плавающей запятой) представлены в виде числовых значений с десятичными знаками. Диапазон чисел этого типа данных зависит от платформы машины. В РНР диапазон вещественных чисел эквивалентен диапазону типа данных double компилятора С. Обычно это от 1...
Видео