1099 подписчиков
Я б в помещики пошёл, пусть меня научат...
Почти все русские писатели и деятели культуры «не из высших дворян» мечтали стать помещиками. Чтобы получить ренту и не размениваться на подёнщину, а иметь возможность заниматься высоким искусством (примерно как это сделал Чехов, купив поместье в Подмосковье). Даже Максим Горький чуть не стал помещиком: весной 1917 года он с таким же выходцем из простого народа Шаляпиным приехал в Крым для выбора поместья. Ничего не нашёл, хотел вернуться осенью посмотреть новые варианты. А Шаляпин купил землю)) (понятно, что стало с этой землёй Шаляпина через несколько месяцев).
Но ещё более интересно, что у некоторых старорежимных деятелей советской культуры даже в 1940-50-е был жив этот запрос на «собственное поместье». Например, у певца Вертинского.
Он вернулся в Москву из белоэмиграции в 1943 году. Ему сразу дали 5-комнатную квартиру на Тверской, платили огромные гонорары за выступления. Он держал 4 работниц в помощь жене - по уходу за домом и детьми. Его дочь Анастасия вспоминала:
«Мы жили в соседнем с Елисеевским магазином доме, где продавались разнообразные деликатесы: и чёрная икра, и красная, и моя любимая - паюсная. Папа обожал копчёного сига, а мы с сестрой налегали на ветчину со слезой, удивительно ароматную. Всё это тогда стоило копейки».
И вот даже при таком богатстве и позднесталинском продуктовом изобилии Вертинский мечтал завести загородное хозяйство. Долго искал в Подмосковье. Наконец, нашёл:
«Папа за два года до смерти купил дом на станции Отдых. Отец с восторгом окунулся в дачную жизнь. Папа сразу же заявил, что обязательно купит корову, чтобы поить детей молоком. Мечтал завести гусей, кур, уток и свиней. Папа был так увлечен землёй, что в письмах спрашивал: «Ну как там клубника? Дала ли усы? Что смородина? Что цыплята?» Трудились на земле Вертинского – в саду, в теплицах, в птичнике - двое нанятых работников.
Вертинский умер в 1957-м, и его вдове, а позже и детям уже не удалось сохранить сельхозпроизводство.
1 минута
8 февраля