Найти в Дзене
10 подписчиков

Оно живое! 13 безумных фактов о Молодом Франкенштейне которые заставят вас рыдать от смеха и восторга


Дорогие мои синефилы и просто сочувствующие!

Вы не поверите, но нашему любимому безумцу, человеку-оркестру и главному хулигану Голливуда Мэлу Бруксу стукнуло… девяносто девять лет. Да-да, без одного года век! В честь этого HBO выкатывает документалку Mel Brooks: The 99 Year Old Man! , а сам патриарх грозится выпустить The Bride! . Но давайте честно: пока мы ждем новинок, есть отличный повод сдуть пыль с видеокассет (ну или где вы там сейчас смотрите кино) и пересмотреть абсолютную вершину комедийного абсурда — Young Frankenstein 1974 года.

Этому черно-белому шедевру уже полвека, а он живее всех живых… IT’S ALIVE! Усаживайтесь поудобнее, я собрал для вас тринадцать историй о том, как создавалась эта нетленка. И поверьте, закулисье там было не менее смешным, чем сам фильм.

Все началось с ковбоев и фасоли

Представьте себе 1974 год. Мэл Брукс и Джин Уайлдер снимают Blazing Saddles — ту самую комедию, которую сегодня бы «отменили» еще на стадии сценария. Брукс вспоминает (а память у дедушки в его мемуарах All About Me! дай бог каждому), как однажды в обеденный перерыв заметил Уайлдера, что-то строчащего в блокноте в декорациях Дикого Запада.

«Джин, — говорит Брукс, — пошли пожуем?» А тот ему: «Погоди, у меня мысль». И протягивает листок с заголовком Young Frankenstein . Идея Уайлдера была проста и гениальна: внук того самого барона Франкенштейна, чопорный ученый-сноб, который считает оживление мертвецов антинаучной ересью, но в итоге оказывается таким же психом, как и дедуля. Яблочко от яблони, как говорится.

Бюджет фильма: 57 долларов (наличными)

Когда Брукс спросил, чего Уайлдер хочет от жизни, тот ответил: «Мечтаю, чтобы мы написали это вместе, а ты снял». Мэл, будучи прожженным прагматиком, тут же поинтересовался наличием финансов. У Джина в кармане оказалось ровно 57 баксов.

«Это начало! — заявил Брукс, забирая деньги (и это чистая правда, а не анекдот!). — Считай это авансом. Если мне понравится, я в деле». Сценарий они писали в бунгало отеля Bel-Air, попивая чай «Эрл Грей» и закусывая английским печеньем. Джентльмены, черт возьми! Переписывали сцены до посинения, пока не достигали совершенства.

Черно-белый бунт

Брукс и Уайлдер уперлись рогом: фильм должен выглядеть точь-в-точь как классика Джеймса Уэйла 30-х годов — Frankenstein и Bride of Frankenstein . А значит — никакого цвета. Только ч/б, только хардкор.

Студия Columbia Pictures, которой они пытались впарить идею, покрутила пальцем у виска. «Репутация Брукса как генератора денег тогда еще не была столь очевидна», — скромно замечает Мэл. Продюсеры предложили компромисс: снимаем в цвете, а печатаем на черно-белой пленке. Брукс, старый лис, почуял подвох: «Я знал, что они меня обдурят и выпустят цветную версию». В итоге он хлопнул дверью, и сделка сорвалась. И слава богу!

Как Франкенштейн спас «Звездные войны»

В тот же день сценарий притащили Алану Лэдду-младшему на студию Fox. Тот прочитал, восхитился и дал добро на черно-белую съемку и бюджет в $2.4 миллиона. И не прогадал!

Young Frankenstein собрал в прокате безумные по тем временам $86 миллионов. Этот успех так укрепил позиции Лэдда, что он смог дать зеленый свет куче рискованных проектов. Среди них были — внимание! — Alien , Blade Runner и какие-то там Star Wars . Так что, друзья мои, без горбатого Игоря мы бы, возможно, никогда не увидели Дарта Вейдера. Живите теперь с этим.

«Какой горб?»

Кстати, о горбе.


2 минуты