Найти в Дзене

И еще немножко просто города. Разного. Где-то помпезного, где-то атмосферно итальянского, где-то Петербурга Достоевского, а где-то бандитского, благодаря дворам-колодцам, образовавшимся из-за указа, изданного еще Петром в 1712 году, о строительстве домов «сплошными фасадами» на голландский манер «ради красоты и удобства» - невиданное новшество для русского зодчества.

Цель указа о фасадах наружу очень прагматичная - экономия земли, которой и так не разбежаться среди болот. И таких продуманных указов был не один. В 1714 издан Указ о запрещении каменного строительства по всей России, несоблюдение которого строго каралось. Все для того, чтобы тысячи специалистов-каменщиков в стране остались без работы. Где логика?
Когда в 1703 году Петр I заложил в дельте Невы Петропавловскую крепость, а с ней и город Санкт-Петербург, он анонсировал самый амбициозный строительный проект, за которым наблюдал весь мир, а в болото лицом при таком количестве зрителей падать так себе. Десять лет спустя - это все еще была стройплощадка. Не рвался народ туда работать. Ни соцпакетов, ни ДМС. Потому и указ. Лишившись работы, каменщики по всей стране будут вынуждены отправиться на поиски в новую столицу, где и продолжат заниматься любимым делом. Это должно было позволить Санкт-Петербургу быстро отстроиться до уровня ведущих европейских городов. Многоходовка, однако.
А каменщики там работали выдающиеся. Например, Самсон (1768-1844) известный русский скульптор-камнетёс. Приехав в 1800 году в Петербург, за небольшой срок в совершенстве освоил ремесло камнетеса. Чтобы понять, насколько освоил, можно посмотреть на гранитные шары на Стрелке Васильевского острова, которые он создал своими руками, не имея специального образования, не используя почти никаких измерительных инструментов, кроме шаблона, зубила и молотка, дара и смекалки. Родившийся в бедной крестьянской семье, он стал успешным купцом и строительным подрядчиком со своей артелью, которая изготовила и установила Ростральные колонны, оформила Биржевую площадь, облицевала набережные Крюкова канала, устанавливала колонны Исаакиевского собора, выполнила колонны и статуи для зданий Горного корпуса и Главного адмиралтейства, участвовала в строительстве Казанского собора, где Суханов в течение семи лет был главным приказчиком.
Если с рабочей силой как-то решили вопрос, то, как и положено на стройке, неминуемо возникает вопрос с материалами, особенно, когда вместо болота хочешь мостовую. В том же 1714 году Пётр I издал еще один указ «О привозе на речных судах и сухим путём на возах приезжающим к Санкт-Петербургу по определённому числу диких камней». С каждого воза, который въезжал в город, требовалось предоставить три камня весом не менее пяти фунтов. Для речных судов требования были ещё более строгими: с каждого судна следовало брать от десяти до тридцати камней, в зависимости от его размера, причём каждый камень должен был весить не менее десяти фунтов. За несоблюдение указа были предусмотрены штрафные санкции (санкционный пакет с пакетами когда еще придумали): за каждый недоставленный булыжник брали плату. Указ действовал больше 60 лет, пока его не отменила Екатерина Великая.
Первые булыжники пошли на Большую Невскую першпективную дорогу. Хорошо выложили. Нынешний Невский проспект ежедневно выдерживает около 2 млн человек.
2 минуты