Найти в Дзене
576 подписчиков

В конце июля 1970 года в результате спланированной израильской спецоперации советская авиация понесла самые чувствительные потери за весь период своего участия в арабо-израильском конфликте. Как позже признавался Хосни Мубарак, бывший в 1970 году командующим ВВС Египта, египтяне получили разведданные о готовящейся израильтянами воздушной засаде, но не стали настойчиво предупреждать советское командование. «Будет неплохо, если самих русских научат уму-разуму», — таково было, по воспоминаниям Мубарака, настроение египетской стороны.

План израильтян, как пишет историк Шломо Алони, был обманчиво прост и гениален. В роли приманки выступили четыре истребителя «Мираж», имитирующие пару разведывательных самолетов на привычной высоте. Их задача — выманить советские МиГ-21 за линию фронта. Ловушка же ждала в «слепой» зоне для египетских радаров: на малой высоте были скрытно сосредоточены «Фантомы» и «Миражи» четырёх лучших израильских эскадрилий с элитными пилотами.
30 июля советское командование, обнаружив «нарушителей», подняло по тревоге истребители 135-го авиаполка с аэродрома Кант-Авшим. В бой последовательно вступили два звена МиГ-21. То, что произошло дальше, у участников событий уложилось в три минуты.Советские лётчики, привыкшие к тактике скоротечных атак из засады, сами попали в идеально подготовленную ловушку. Преимущество в высоте и инициатива были мгновенно утрачены. В скоротечном бою МиГи, лишённые привычного тактического преимущества, оказались уязвимы. Были сбиты четыре машины. Погибли капитаны Николай Юрченко и Владимир Журавлев; капитан Евгений Яковлев разбился после катапультирования. Четвёртый пилот, Сергей Сыркин, был тяжело ранен, но выжил.Советские летчики в этом трехминутном бою сумели подбить только один «Мираж» под управлением майора израильских ВВС Ашера Снира. Мощность ракеты Р-3С оказалась недостаточной, самолет сумел долететь до авиабазы Редифим. Больше ни в каких боевых операциях советские ВВС на территории Египта не участвовали.
1 минута