1870 подписчиков
Из «раскола» на Руси. М.Пришвин. За волшебным колобком: М. Моск. рабочий, 1984.
Стр. 175.
Спускаюсь в тёмную массу богомольцев на дне парохода, идущего в Архангельск по Северной Двине. Подхожу к уже знакомому пахарю, он подвигается, даёт мне место.
– По обещанию? – спрашиваю его.
– По усердию, по усердию иду поклониться преподобным. Отсеялся и пошёл. А за ребят (указывает на 3х молчаливых парней) родители дали обещание год отработать.
Подходит мужчина, в нём что-то церковное, верно, приходской староста. Узнав, что еду в Соловки, говорит:
– Хорошее дело. Устройство у них в монастыре хорошее и старцы раньше были хорошие. Всю жизнь тебе расскажут, как на ладони увидишь, знают и планиду небесную, всё знают.
– Говорят, теперь нет таких старцев, монахи слабые – возражаю ему.
– Это верно, что слабые, а всё-таки монахи. Трудное их дело. Да и так сказать, не всё же в кон, можно и за кон.
Затем обёртывается назад к мужику с горящими глазами и зовёт пальцем:
– Афанасий, подь сюда поговорить.
Афанасий подходит и смотрит проницательным взглядом. Нас окружают другие странники и странницы. Я понимаю, что вызван на состязание.
– Зачем молился Христос в Гефсиманском саду – задал первый вопрос Афанасий.
– Чтобы смирить себя перед Отцом – отвечаю ему.
Его поражает мой верный ответ, а меня его впечатление от этого, по сути, школьного ответа. Подумалось: «Не оттого ли это, что до такого объяснения он дошёл сам и потому видит в моём ответе признание своей глубины?»
Афанасий прищуривается:
– А можешь ли ты ответить: где бог?
– Он везде: на земле, на небе.
– Ну вот, и не дошёл ты до всего: думаешь в таинстве бог, а ин нет, он в рёбрах!
Эту мысль о народе-богоносце знаю давно, но сейчас она кажется такой значительной, будто только родившейся.
PS. На этом месте вспоминается, что во времена Рюриков (до 17 века) законы во Всея Руси принимались "всем миром", отчего их называли «мирскими приговорами». Будучи, по понятной причине, справедливыми, они воспринимались вероучением, что нашло отражение в Уложении 1649г, подробнее см. по ссылке: Староверы в Новой хронологии. dzen.ru/...tjxx
Стр. 104.
В Петербурге возле Волкова кладбища есть беспоповская моленная. Войдя в неё с улиц столицы, становится странно. Где мы? Что с нами? Иногда проходит много времени пока установиться необходимое равновесие.
В полумраке из тёмных икон смотрит громадный круглый лик Христа на людей в черных кафтанах, со сложенными руками на груди. Перед иконостасом три возвышения, покрытые чёрным. На среднем от свечи блестит металлический 8и-кончный крест, у боковых возвышений стоят тёмные женские фигуры, одна быстро читает из большой книги. Возле правого и левого клироса два старца. Мимо них проходят женщины в чёрном, кланяются поясными поклонами, и наполняют оба клироса. Собравшись, выходят на середину, неожиданно для посторонних, выкрикивают и поют мрачно и уныло. Время от времени люди в кафтанах падают вперёд на руки, поднимаются и снова падают. Один из двух старцев берёт кадило и пред каждым кадит, все при этом разводят сложенные на груди руки. Неловко здесь постороннему человеку: люди молятся и чтут свои обряды.
Почти рядом с молельной есть православная церковь. Сначала станет легко и радостно, как перейдёшь туда из мрака. Лик Христа смотрит здесь уже на обыкновенную толпу. Барыни шепчутся, улыбаются, священник иногда разглядывает прихожан. В одной церкви давит непосильное окаменение духа, в другой – скучно, обыкновенно.
Эти церкви памятники трагедии русского духа, когда западный «ратный» закон встретился с восточным «благодатным» и произошёл «раскол».
PS. Историю встречи «западного» закона (права частной собственности) с «восточным» законом (каждому по труду) можно посмотреть по ссылке:
Католичество и Православие как реформаторское Христианство. hdzen.ru/...9dk
3 минуты
24 января