13 подписчиков
Сохранилось несколько вариантов легенды об обретении пульке. Согласно древнему, жестокому сказанию, боги решили, что люди их мало восхваляют и нужно их слегка «приободрить». Вездесущий Кецалькоатль вспомнил о богине Майяуэль, которую в Доме Солнца охраняла её бабушка, и предложил той сбежать на землю. Юная богиня согласилась — на небесах было так скучно, что и она, и бабушка всё время спали.
Проснувшись, старуха разгневалась, не найдя внучки, и вместе с другими богинями отправилась её искать. Кецалькоатль и Майяуэль, желая спрятаться, превратились в дерево с двумя ветвями, но, когда бабушка проходила мимо, ветвь Майяуэль дрогнула. — Старуха узнала беглянку, отрубила ветвь, разломала её на куски и угостила ими помогавших ей богинь. Когда опасность миновала, Кецалькоатль принял обычный облик, собрал и закопал останки Майяуэль. Из них вскоре выросла агава.
В другом мифе Майяуэль сперва была простой крестьянкой. Как-то раз, придя утром на поле, она заметила странную мышь. Зверек не убегал от неё, а кружил рядом, как будто дразнясь, и время от времени откусывал кусочки от агавы. Женщина решила собрать вытекающий сок и приготовить из него напиток. В благодарность за открытие боги сделали её одной из них. В романтизированной версии легенды изобретательницей пульке названа юная простолюдинка Шочитль, которая — увидела пьяную мышь, слизывающую сок агавы. «Если мышь лакомится соком, почему бы этого не сделать и царю?» — решила девушка и понесла во дворец угощение. Царь оценил и опьяняющий напиток, и прекрасную девушку, взяв её в жены. Считалось, что бог лекарств Патекатль придумал добавлять в напиток корень, который придал ему крепость и специфический вкус. Добавку так и прозвали — «патекатль» (миссионеры позднее обозвали его «адским корнем»).
Позднее Майяуэль и Патекатль превратились в мужа и жену. Появились у них и дети — 400 кроликов, которые обозначали... степени опьянения! 400 означало быть мертвецки пьяным, 15 — лишь слегка навеселе. Кролик выбран потому, что ацтеки подметили: этот зверек прячется в агаве, к тому же чрезвычайно плодовит. Пульке был связан с культом плодородия и деторождения. Новорожденного обтирали пульке, иногда предлагали его и роженицам. А вот употребление напитка беременными строжайше запрещалось.
Майя предпочитали готовить не пульке, а бальче — «вино из меда и воды и... корня одного дерева... который делал вино крепким и очень вонючим», по утверждению епископа Диего де Ланды. Для этих целей они сажали во дворах «безобразное» «винное дерево». Современные ученые считают, что для производства бальче использовались не его корни, а кора.
2 минуты
3 дня назад