Найти в Дзене
76,2 тыс подписчиков

А чем нам, России, грозит переход Гренландии под контроль США? Что для нас изменится?


Принципиально ничего. Во всяком случае, в геостратегическом плане. Дело в том, что необходимая США оборонная инфраструктура в Гренландии имеется уже давно. Поскольку географическое расположение острова очень выгодно (близость к кратчайшему авиационному и баллистическому маршрутам между Северной Америкой и Евразией), то он уже давно и хорошо освоен американцами в воен ном отношении.

Там находятся:
·   Мощная радиолокационная станция системы ПРО (часть системы SBIRS). Она контролирует воздушное пространство и акваторию Северного Ледовитого океана, отслеживая возможные траектории межконтинентальных баллистич. ракет или самолетов-стратегов в направлении Северной Америки.
·   Элементы глобальной сети слежения за космическими объектами (спутниками, обломками космических аппаратов).
·   Логистический хаб: Обеспечивает поддержку научных и "оборонных" операций в Арктике, включая воздушные перевозки. Имеет одну из самых длинных взлетно-посадочных полос в регионе (то есть для всех типов самолетов).
·   821-я авиабаза ВВС США (подразделение Космических сил США). Численность персонала несколько сотен человек, варьируется в зависимости от сезона.
·   Береговые элементы системы обнаружения подводных лодок.
·   По всей Гренландии разбросаны автоматизированные датчики и метеостанции, данные с которых используются для навигации, прогнозирования погоды, при необходимости и для воен ных операций.

Таким образом, существующая инфраструктура уже позволяет США использовать Гренландию в рамках подводного мониторинга, мониторинга воздушного и космического пространства, планирования арктических операций, логистики и т. п. По заключенным договорам США легко могут размещать там и другие необходимые им объекты. Единственное, чего не позволяют уже подписанные договоры – это держать там наступательные силы на постоянной основе. Но, как мы понимаем, такой договор при необходимости всегда можно подписать, тем более, что Дания член OTAN. Если на нее надавить - подпишет что угодно. Чего ж им еще не хватает?

Им нужен арктический шельф. Получив Гренландию, они легко могут объявить своей собственностью 200-мильную зону вокруг острова и даже больше. Примерно так, как они уже сделали с Алеутскими островами в направлении Камчатки. Цепочка Алеутов начинается у Аляски и практически упирается в Камчатку (см. самую правую часть карты ниже). И в прошлом году США вдруг объявили шельф своим. И добывать там что-либо теперь могут только они. Чисто ковбойский жест.

Для справки: часть континентального шельфа за пределами 200 морских миль от побережья известна как "расширенный континентальный шельф" (extended continental shelf, ECS). ECS включает морское дно и недра. Море над "расширенным континентальным шельфом" остаётся международными водами.

Таким образом, получив Гренландию, США получат (объявят своей) огромную часть шельфа в Арктике. Там в перспективе могут добываться самые разные полезные ископаемые, включая и редкоземельные металлы. Есть редкоземы и на территории самой Гренландии. А США сейчас активно ищут по всему миру источники таких ресурсов, чтобы уйти от зависимости от Китая. Они понимают свою уязвимость и спешат ее закрыть. Всё грамотно.

Таким образом, присоединение Гренландии грозит не только (и не столько нам), сколько Китаю. Добывать что-то на этом шельфе мы бы в любом случае не смогли: таких технологий у нас нет (а с импортозамещением пока всё очень грустно). У нас и на территории России есть чего добывать, только копай... А вот Китай теоретически мог бы заключить с Данией какие-то договоры о совместной добыче, прежде всего, конечно, нефти и газа. Или просто вести добычу на нейтральном пока шельфе. Видимо, США очень не нравится такая перспектива и они делают вполне логичный шаг: прибрать то, что «плохо» лежит.
А даже если и не брать в расчёт Китай, все равно лучше, когда богатства лежат в "правильных" карманах.

================================
А чем нам, России, грозит переход Гренландии под контроль США? Что для нас изменится?  Принципиально ничего. Во всяком случае, в геостратегическом плане.
3 минуты
2450 читали