Найти в Дзене

Как Вы думаете, стОит ли ждать в 2026-м кардинальной смены модели экономики, и что по-Вашему для этого надо?


(ответ на вопрос читателя в ТГ "Роман Алехин" )

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ АЛЕХИНЫМ РОМАНОМ ЮРЬЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА АЛЕХИНА РОМАНА ЮРЬЕВИЧА 18+

Если коротко, то нет. Речь может идти о настройке и донастройке существующей модели, но не о её смене по типу «план → рынок» или «рынок → мобилизация».
Это вывод из текущих институциональных и нормативных ограничений.

В 2026 году не будет «перелома» потому что:
1. Экономическая модель задаётся не лозунгами, а институтами.

Экономическая модель — это: бюджетные правила; налоговая архитектура; денежно-кредитная политика;
структура собственности; принципы распределения рисков.

Ни один из этих элементов на 2026 год не меняется принципиально: бюджетное правило сохранено (в адаптированном виде); мандат ЦБ — прежний: таргетирование инфляции и т.д.

2. Государство усиливает участие, но не меняет логику
Рост роли государства — не равно смена модели.

При этом отсутствует отказ от: прибыли как ключевого критерия; рыночных контрактов; банковского кредитования как основы инвестиций.

И все это скорее соответствует укреплению модели «госкапитализма», а не смены модели на мобилизационную экономику.

3. Нет объявленной цели, а без цели модель не меняется. Экономическая модель всегда вторична по отношению к цели развития.

В действующих стратегических документах нет: целевого показателя по демографии как ядра экономики; целевого показателя по занятости в производстве; целевого показателя по снижению зависимости регионов от трансфертов.

Без чёткой цели экономика продолжает обслуживать текущие процессы, а не трансформироваться.

А теперь, что нужно, чтобы смена модели стала возможной (не в 2026, а в принципе):

1. Для смены модели нужен другой KPI: рождаемость и структура семьи, занятость в реальном секторе, региональная самодостаточность.

2. Перевод регионов из «получателей» в «производителей». Большинство регионов РФ — дотационные. Пока региону выгоднее: просить, отчитываться, осваивать, чем производить и зарабатывать, модель не меняется.

3. Изменение роли государства: от контролёра к архитектору. Сейчас государство: проверяет, штрафует, распределяет.
Для смены модели оно должно: задавать длинные производственные цепочки; гарантировать спрос; брать на себя инфраструктурные риски, менять смыслы.

2026 год — не год смены модели. Пока это год выглядит - годом инерционного движения; частичной адаптации; латания дыр и тушения пожаров.

Смена модели возможна только при одновременном выполнении трёх условий: новая цель развития; новый критерий эффективности; новая роль государства.
2 минуты