17 подписчиков
ИРГА В ИЛЛЮЗИИ: КАК РЕНЕ МАГРИТТ ЗАСТАВИЛ НАС СОМНЕВАТЬСЯ В РЕАЛЬНОСТИ
Когда говорят о сюрреализме, часто вспоминают бурлящее подсознание Дали или фантасмагорические миры Эрнста. Но был мастер, чьё оружие не хаос, а кристальная ясность, не сон, но пробуждение.
Рене Магритт, самый «рациональный» из сюрреалистов, не стремился изобразить иррациональное. Его цель была выше заставить зрителя усомниться в самой природе реальности, языка и изображения.
В 1929 году Магритт создаёт небольшую, но революционную картину «Вероломство образов». На ней предельно точно выписанная курительная трубка, а подпись гласит: «Это не трубка». Этот парадокс стал манифестом его метода. Художник напоминает: перед нами не объект, а лишь его образ, совокупность краски и холста. Так Магритт, бывший рекламный график, наносит удар по автоматизму нашего восприятия.
Его творчество это интеллектуальный конструктор. Композиции лаконичны и выверены, как формулы. Повторяющиеся образы яблоко, котелок, птица, шар не спонтанные фантазии, а устойчивые символы, слова в его визуальном языке. Он скептически относился к психоанализу Фрейда, предпочитая исследовать не глубины психики, а загадки видимого мира. Сам он называл свой метод «магическим реализмом», где магия это способность обыденного вещи удивлять.
Сюрреализм Магритта это не бегство от реальности, а её пристальная проверка на прочность. Он учил, что за каждым очевидным смыслом скрывается иной, и эта игра в прятки между видимым и скрытым и есть источник подлинного удивления и беспокойства, которое будит мысль.
1 минута
19 декабря